search
main
0

Доплаты, надбавки, компенсационные выплаты… Давайте разберемся, что к чему

Сегодня возникает очень много вопросов по поводу того, каким образом и из каких частей должна складываться зарплата педагога. Подчас бывает так, что сами руководители образовательных учреждений начинают путаться в том, что такое зарплата, что такое компенсационные и, самое главное, стимулирующие выплаты. По просьбе наших читателей ясность в это вносит заслуженный юрист РФ Николай ГЛАДКОВ.

В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ, содержащей определение понятия «заработная плата (оплата труда работника)», в составе заработанной платы предусмотрены следующие группы выплат, существенно различающиеся по их целевому назначению и по основаниям их начисления:

вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, считается не просто составной частью заработной платы, предусмотренной ТК РФ, но и особой конституционной гарантией.

Вторую составную часть заработной платы в виде компенсационных выплат ТК РФ не только формально не включает в состав вознаграждения за труд (часть первая ст. 129 ТК РФ), но и основания этих выплат работникам связывает не с количеством и качеством их труда, а с их работой, то есть выполнением трудовой функции.

Оплата труда (а не вознаграждение за труд) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда (см. часть первую ст. 146 и статью 147 ТК РФ). Компенсационные выплаты этим работникам в виде конкретных размеров повышения оплаты труда (а не вознаграждения за труд) устанавливаются работодателями в соответствии с частью третьей ст. 147 ТК РФ не в целях вознаграждения за определенный труд, а в целях компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда на здоровье работников. Часть вторая ст. 146 ТК РФ предусматривает, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В статье 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со статьями 316 и 317 ТК РФ размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате устанавливаются Правительством РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Как видно, согласно части 1 статьи 129 ТК РФ районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не рассматриваются слагаемыми элементами вознаграждения за труд. Кроме того, механизм установления данных компенсационных выплат (решениями Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) не находится ни в какой зависимости от механизма установления нижней планки вознаграждения за труд – минимального размера оплаты труда (устанавливаемого федеральным законом).

Другие виды компенсационных выплат (например, в связи со служебными командировками, со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера) ТК РФ относит к компенсациям, установленным в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законодательством (см. часть вторую ст. 164 ТК РФ). Компенсация работникам этих затрат (расходов) никакого отношения к вознаграждению за труд, следовательно, и к минимальному размеру оплаты труда не имеет.

Работа по совместительству, включая внутреннее совместительство, – это регулярная оплачиваемая работа, выполняемая в свободное от основной работы время по другому трудовому договору (см. статью 60.1 ТК РФ) с соответствующими правовыми последствиями в области оплаты труда, предусмотренными главой 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству» ТК РФ. В частности, согласно статье 285 ТК РФ лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда должна производиться с учетом этих коэффициентов и надбавок. Эти компенсационные выплаты лицам, работающим по совместительству, по правовой природе ничем не отличаются от таких же компенсационных выплат другим работникам, то есть не являются вознаграждением за труд и не подлежат включению в установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Работа при совмещении профессий (должностей), при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, согласно статьям 60.2 и 151 ТК РФ является дополнительной работой за дополнительную оплату (доплату).

Третью составную часть заработной платы (оплаты труда) наряду с вознаграждением за труд и компенсационными выплатами часть 1 статьи 129 ТК РФ связывает со стимулирующими выплатами (доплатами и надбавками стимулирующего характера, премиями и иными поощрительными выплатами).

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд (в виде МРОТ) и компенсационных выплат согласно статье 135 ТК РФ могут быть установлены либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем, либо коллективным договором и соглашениями.

Нетрудно при этом заметить, что стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) могут быть, но могут и не быть, а вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия – обязательная форма выражения заработной платы.

Отдельно необходимо обратить внимание на социальные выплаты, которые согласно определению, содержащемуся в части первой статьи 129 ТК РФ, не входят в понятие заработной платы, в ее составную часть – вознаграждение за труд, а следовательно, и в минимальный размер оплаты труда. Это выплаты, которые устанавливаются в коллективном договоре и представляют собой особую форму компенсаций (частичную либо полную) расходов работников, например, на медицинское обслуживание, питание, путевки в дома отдыха и т.п. Как видно из приведенных примеров, эти виды выплат не имеют никакого отношения ни к вознаграждению за труд, ни к компенсационным и стимулирующим выплатам и, таким образом, не входят в систему заработной платы.

Здесь также следует иметь в виду, что согласно пункту 2 Положения «Об особенностях порядка начисления средней заработной платы» (утвержденного Постановленим Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213), содержащего перечень различных видов выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, социальные выплаты в этот перечень не входят.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ, частью 1 статьи 129, ст.ст. 130, 135, частью 1 ст. 146, ст.ст.147, 148, 151-153, 313-317 ТК РФ в минимальный размер оплаты труда как вознаграждение за труд и как конституционную гарантию не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Вопрос-ответ

– Что делать, если психолог школы работает классным руководителем в течение 3 лет, а теперь директор школы намерен передать классное руководство другому учителю, отстранив психолога и говоря, что по закону не имеет право оставить психолога классным руководителем?

– В случае необходимости обязанности по классному руководству могут возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников образовательного учреждения. Выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов.

При возложении на педагогических работников функций классных руководителей на новый учебный год должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения.

– Нужно ли учителю отчитываться о расходах на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий?

– Пункт 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ) определил право педагогических работников образовательных учреждений на получение такой ежемесячной денежной компенсации, но не предусматривает представления работниками каких-либо отчетных документов об ее использовании. Эта ежемесячная денежная компенсация в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а для содействия обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Учитывая это, в свое время Министерство образования РФ в письме от 25 ноября 1998 г. №20-58-4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений» указало, что требование с педагогических работников образовательных учреждений представления каких-либо чеков или квитанций о приобретении ими книгоиздательской продукции или о подписке на периодические издания неправомерны.

Таким образом, письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России о том, что педагогические работники должны представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, неправомерны, и органы управления в сфере образования, и образовательные учреждения не вправе требовать от педагогических работников отчета об использовании ими ежемесячной денежной компенсации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте