Введение федеральной надбавки классным руководителям – одна из главных новостей в общем образовании с начала наступившего года. Согласно поручению президента, педагоги начнут получать ее с 1 сентября, причем региональные выплаты тоже сохранятся. Однако многие учителя скептически отнеслись к размеру нового вознаграждения, «не менее 5 тысяч рублей», говоря, что классное руководство – это огромный труд, который должен оплачиваться по отдельной ставке.
Учительская газета
Корреспонденты «Учительской газеты» пообщались с педагогами в регионах и спросили, сколько сил и времени отнимает классное руководство, как оно оценивается и какую реакцию вызвало предложение Владимира Путина. Что особенно важно: учителя не только рассказали о текущем состоянии дел, но и предложили свои варианты по улучшению ситуации. Надеемся, они будут услышаны теми, от кого зависит материальное положение российских педагогов.
Нижегородская область. Где урежут, чтобы добавить?
Был период, когда в Нижегородской области размер оплаты классного руководства определяли руководители школ, исходя из имеющегося бюджета. Кое-где этот труд и вовсе оказывался обязательной неоплачиваемой общественной нагрузкой. Полгода назад Минобразования области установило единую фиксированную доплату – 2000 руб. В некоторых школах директора доплачивают к этой сумме стимулирующие за хорошую работу. Новость про федеральную надбавку учителя в регионе восприняли с большим скепсисом: не все верят, что ее введут без усечения других доплат.
Дмитрий Комиссаров, учитель физики Лысковской школы №5, лауреат конкурса «Учитель года России»-2019:
– Доплата в размере 5000 руб. безусловно порадовала. Но! На мой взгляд, даже эта сумма не соизмерима с той ответственностью, которую возлагают на классного руководителя. Чтобы работа классного руководителя была действительно эффективной, необходимо ввести отдельную ставку, пусть не для одного класса, а для всей параллели. «Классный руководитель 7-х классов», – звучит здорово! Это не должен быть учитель-предметник, человек должен быть полностью освобождён от всех обязанностей, кроме классного руководства. В этом случае можно спрашивать качественную работу, планы, регулярные классные мероприятия. Классный руководитель в таком формате получит возможность присутствовать на уроке с классом, наблюдать за каждым ребенком, все время посвятить детям. А у нас классное руководство сводится к заполнению журнала и отчётов. Можно было бы организовать методическое объединение классных руководителей и конкурс «Классный года».
Подсчитал для своей школы: за классное руководство учитель получает 2 000 руб., в параллели три-четыре класса – итого на данный момент получается 6 000-8 000 руб. Если к этому прибавить 5 000 за класс, то получается неплохая сумма: за три класса в параллели – 21 000 руб., за четыре – 28 000. Думаю, что на такую зарплату нашелся бы человек, желающий стать классным руководителем всей параллели. У нас многие учителя получают зарплату в пределах этой суммы. В таком случае моя идея имеет право на жизнь.
Светлана Г. учитель первой категории, стаж 37 лет:
– По поводу обещанной надбавки: кто же ей не рад? Но не верится, что не обманут. Мы сейчас в школе дискутируем на тему: за что у нас урежут, чтобы добавить за классное руководство? Мне кажется, что на ситуацию с классным руководством надо посмотреть иначе: это должна быть отдельная от преподавания работа за отдельную зарплату, тогда можно рассчитывать на ее качественное и полноценное выполнение. А сейчас это нежелательный довесок к преподаванию, поэтому делаем, что можем. Однозначно делаем мало.
Ирина Ершова, учитель истории из Нижнего Новгорода, стаж 43 года:
– В этом году я не классный руководитель впервые за 43 года. Лет пять назад уже решила не брать классы, потому что это не для глубоких пенсионеров. Но все эти годы начальство уговаривало «выручить», все время приходилось за кем-то внезапно ушедшим подхватывать классы. Лишь в этом году я наконец-то живу без дополнительных хлопот и переживаний, работаю в свое удовольствие. Скажу честно, стало гораздо комфортнее и спокойнее. Ведь приходилось все 24 часа быть в напряжении, постоянно держать связь с родителями. А оплата классного руководства у нас была всегда чисто символической. Нагрузки же с каждым годом увеличиваются. По поводу обещанной надбавки. Думаю, что никаких 5 000 руб. не будет. Уменьшат что-то другое: за тетради, за стаж, еще за что-нибудь. В общем, получится, как обычно, тришкин кафтан. А платить классному руководителю должны так же, как за ставку учителя. Работа классного руководителя тяжелее, чем учителя.
Алевтина К., учитель, Нижегородская область:
– В доплату не верю ни секунды. Обманут, как не раз уже бывало. Сейчас получаю около 2 000 руб., но это недавно. Были у нас и 400 руб., и 500, и 1000. За качественное выполнение обязанностей нужно платить 15 000 руб. Тогда будет результат. Был же ранее институт классных дам. Это было совершенно логичное решение, потому что педагог занимался исключительно детьми, их проблемами. А сейчас непонятно: то ли уроки вести, то ли реагировать на бесконечную вереницу циркуляров, которая спускается нам по вайберу с утра до ночи. В 90% из них: “Классным руководителям 5-11-х классов срочно…”. У меня уже веко дергается. Я ненавижу телефон. А отключать нельзя, мы с утра до ночи обязаны быть в сети. И за этот дурдом нам платят жалкие 2 000 руб. Получается в день за постоянную боевую готовность мне платят 66 рублей! Не смешно ли? Только при достойной оплате можно что-то требовать с педагога.
Новгородская область. Что останется после вычета налога?
Новгородские учителя сообщили, что сейчас им платят по 1000 руб. за классное руководство. Причем, при «недоборе» учеников в классе эта сумма снижается. Педагоги посчитали, что останется от выплаты после налогообложения.
Маргарита ЛИХАЧЕВА, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Самый классный классный», учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода:
– Я берусь за классное руководство не из-за денег. Ни одно значимое городское событие не проходит без нас. Почти весь мой класс является юнармейским отрядом, а также ядром отряда «Поиск» школы №14, входящего в новгородскую поисковую экспедицию «Долина». Много лет все мои классы шефствуют над одним из детских домов Великого Новгорода. Я уверена, что тот, кто увлечен классным руководством, независимо от денег будет продолжать этим заниматься. Простимулирует ли надбавка остальных? Откликнутся, думаю, молодые педагоги. Они обычно неохотно берутся за классное руководство, но такая прибавка к зарплате станет для них существенной. Более опытные учителя понимают, что классное руководство влечет за собой, помимо затрат времени и сил, также обязанность вести дополнительную документацию.
Не все также понимают, что мы не получим ровно пять тысяч рублей. Из этой суммы вычтут налог в 13 %. Останется 4 350 руб. Сейчас мы получаем за классное руководство 1 000 руб. Из этой суммы после вычитания подоходного налога остается 870 руб. Необходимы, на мой взгляд, дополнительные льготы для классных руководителей. Например, местные власти могли бы дать нам право на бесплатный проезд по городу. Сейчас мы везем детей на различные мероприятия, где ребята побеждают, и платим за свой проезд, в том числе в другие города. Форму для юнармейского и поискового отрядов мы с ребятами покупали сами.
Марина Л., учитель математики из Великого Новгорода:
– Нам директор сказала, чтобы мы особо «губу не раскатывали», мол, она лично не особенно верит в то, что всем дадут по пять тысяч рублей ежемесячно. Директор считает, что, возможно, «повесят» выплату на региональные бюджеты, и тогда нам достанутся крохи. Сейчас мы получаем по 1 000 руб. за классное руководство. Директор еще доплачивает нам 300 – 500 рублей, не знаю, от чего это зависит. Ни о какой компенсации телефонных звонков родителям и ученикам и речи нет. Если в классе полный комплект, то есть 25 учеников, то мне выплатят 1000 рублей за классное руководство. Если детей больше, я не получу никакой доплаты. Если же их меньше, чем 25, то у меня вычтут деньги, по 40 руб. за ребенка! Сейчас у меня, например, в классе 23 ученика. Поэтому из моих 1 000 рублей вычли 80 рублей. Минус подоходный налог. Остались копейки. Мне интересно: если введут доплату в 5 000 руб., то тоже назначат цену за ученическую «голову»? На мой взгляд, это несправедливо, ведь хороший классный руководитель работает ответственно с любым количеством учеников, тратит одинаковое количество времени и сил!
Республика Карелия. «Доплата лишней не будет»
Педагоги школ в столице и районах Карелии называют разные суммы доплат классным руководителям. Но все они очень малы, поэтому известие о федеральной надбавке здесь восприняли с радостью
Юлия Байдарова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель в школе №1 пос. Шуя Прионежского района:
– Доплата в 5 000 руб., конечно, лишней не будет. Радостно, что на высшем уровне вспомнили и о классных руководителях, редко такое бывает. Конечно, эта должность отнимает львиную долю и рабочего, и “свободного” времени. С раннего утра и до позднего вечера ты не только учитель, мама, жена и друг, ты ещё классный руководитель. Ребята приходят на учёбу со своими радостями, бедами, достижениями и потерями. Кто-то поссорился с мамой, кто-то выиграл в соревнованиях, кто-то до бессонницы боится сегодняшней контрольной, кто-то не успел позавтракать. У каждого своё настроение. Нужно быть очень чутким, чтобы улавливать всё это и правильно настроить, мотивировать, успокоить. Это благодарная работа, потому что детская отдача поражает. В иные минуты становишься самым близким и самым сильным для них. Если получается найти контакт, добиться доверия, работать легко.
Другая сторона медали – это кипы отчётов по классному руководству, которые мы пишем: журнал, социальный паспорт, сопровождение на детей, которые нарушили закон, личные дела, отчёты по питанию, характеристики семей, занятость во внеурочное время, отчёты проведенных мероприятий по направлениям, диагностики, анкеты… Вот из-за этого учителя не стремятся стать классными руководителями. А сколько времени я бы могла уделить более важным вещам? Живому общению, экскурсиям, классным часам. Доплата за классное руководство сейчас составляет 1 500 руб.. Все расходы: призы, распечатки материалов, почти ежедневные телефонные звонки родителям – моё личное дело. А как без этого?
Ирина Лебедева, учитель английского языка Державинского лицея (г. Петрозаводск), классный руководитель, лауреат конкурса «Учитель года Карелии»-2019:
– Классное руководство – особая сфера деятельности, которая занимает много времени и сил. Иногда кажется, что классный руководитель работает 24 часа в сутки: срочные характеристики, беседы с родителями, выходы в театры и музеи, координация воспитательной деятельности, сбор данных, мониторинг посещаемости и успеваемости. Список можно продолжать бесконечно. Однако мне сложно представить работу в лицее без классного руководства! Сейчас в моем классе 24 человека. За каждого ученика я получаю 45 руб. Итого в сумме получается 1 080 руб. Это очень мало с учётом той работы, которую выполняешь. Доплата в 5 000 руб. рублей будет весомой прибавкой к заработной плате, так как я стараюсь минимизировать расходы на классное руководство: общаюсь с родителями с помощью бесплатных приложений, по возможности составляю анкеты в электронной форме. Повышение оплаты труда классным руководителем – важный шаг в повышении престижа профессии учителя в целом.
Галина Хейнонен, учитель русского языка и литературы школы №7 пос. Ладва-Ветка Прионежского района:
– К решению президента, конечно, относимся положительно. Классное руководство отнимает немало сил у учителя, начиная с присмотра за учащимися и заканчивая организацией мероприятий: классных часов, подготовки к праздникам и других. Классный руководитель, он же учитель-предметник, на данным момент работает на собственных ресурсах и энтузиазме. Например, традиционно на Новый год делаю подарки ученикам. Есть ли проблемы? Есть, каждодневные: прогулы, неуспеваемость, нарушение дисциплины – везде надо успеть и все решить. Думали ли мы о таком чуде, как надбавка в 5 000 руб. за классное руководство? Нет. Радует это новость? Да. Сейчас доплата за классное руководство варьируется от 600 до 900 руб. Честно говоря, только сейчас и посмотрела, никогда не заглядывала в эту графу в расчетном листе, знаю, что плачевно мало.
Брянская область. «Мы перестали верить в сказки»
Педагоги в Брянской области откровенно рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются классные руководители. Примечательно, что одной из главных трудностей учителя называют отсутствие взаимопонимания с родителями. А проблему человеческих отношений сложно решить с помощью компенсации. Как бы не вышло наоборот, опасаются учителя. По их просьбам имена изменены.
Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы сельской школы Новозыбковского района:
– Это предложение согрело души учителей. Быть сегодня классным руководителем – это, поверьте, огромный труд, который занимает столько времени, что порой забываешь обо всём. Сегодня ведь на первом месте воспитание гражданина, а затем его образование. Соблазнов много, и от всех хочется ребёнка защитить. А порой с родителями работать нужно больше, чем с детьми. Все резонансные случаи с участием детей в стране прибавляют работы классному руководителю. Мы звоним родителям, регулярно посещаем семьи, знакомим их с приказами и документами. Наша связь с ними – как пульт управления тревожной кнопкой. Несём ли расходы? Да, конечно. Не получил паспорт ребёнок своевременно – виноват классный руководитель, не прошёл диспансеризацию – снова минус. А платят копейки. Думаем, и сейчас от 5 000 руб. будем получать процент, который зависит от количества обучающихся в классе. А у нас, сельских учителей, наполняемость оставляет желать лучшего.
Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы школы в Погарском районе:
– Предложение президента интересное, но мы перестали верить в сказки. Классное руководство – это жизнь учителя в классе, в семье воспитанника. Классный руководитель должен владеть полной информацией о ребёнке и условиях его проживания. Для этого необходимо посещать семьи в разных районах города, что не всегда удобно, так как у учителя учебная нагрузка в две смены, внеурочная деятельность, не у всех есть личный транспорт. И родители не всегда это приветствуют. Многих из них не дождёшься в школу на собрания и просто для беседы по каким-то вопросам. Приходится дозваниваться, объяснять, просить, порой унижаться. Каждый звонок, смс – это затраты. С некоторыми родителями очень сложно разговаривать, потому что они не поддерживают требования школы, следовательно, и дети ведут себя неуважительно, а на нас сыплются обвинения, в том числе и в непрофессионализме. Классный руководитель должен быть начеку 24 часа в сутки и в выходные тоже. Есть случаи, когда родители отпускают детей погулять, а они не являются на ночь. Их приходится искать с полицией. А потом говорят, что школа их плохо воспитывает.
В нашем регионе за классное руководство платят до 1 000 руб. В классе у меня 20 человек, я получаю 800 рублей. Честно скажу, не хочется никаких обещанных доплат, так как нам добавят обязанностей и ответственности и заставят жить в семьях детей. Будут говорить: “А за что вам платят? Работайте”.
Елена Константиновна, заместитель директора школы в Красногорском районе:
– Предложение [о надбавке], конечно, хорошее. Учителя не хотят быть классными руководителями. Администрации приходится искать компромисс, предоставляя какую-то неденежную компенсацию в виде лояльности к преподавательской деятельности, отгулов за количество и качество проведенных мероприятий.
Очень важно документально зафиксировать круг обязанностей классного руководителя и ознакомить с ним родителей. Чтобы уговорить учителя взять класс, мы, в первую очередь, четко ограничиваем его обязанности и права. О них администрация оповещает родителей на первом же собрании в 1-м и 5-м классах. Например, после пяти вечера классный руководитель имеет право не отвечать на звонки родителей, ведь рабочий день не может быть бесконечным. Звонки с личного мобильного телефона родителям от учителей не приветствуются, для этого есть стационарный школьный. Побеседовать с классным руководителем можно только во время перемен или по окончании уроков, чему предшествует заблаговременная договоренность. Классный руководитель не обязан “затыкать дыры” в расписании, если урок не может состояться – это работа диспетчера по расписанию и дежурного администратора. У нас очень строгий контроль за тем, чтобы родители вовремя проверяли дневник: отметки, прогулы, записи, которые оставляют учителя. Зачем звонить родителю лишний раз? Он тоже может быть на работе, к тому же сразу видно, кто как интересуется ребёнком.
Классное руководство – это титанический труд. Да, распечаток, конечно, много. Почти все педагоги и администраторы имеют дома оргтехнику, канцтовары покупают за свой счёт. И дело ведь совсем не в этом и даже не в трудных учениках – с любым ребёнком можно работать. Дело в современных родителях школьников. У многих из них нет уважения к классному руководителю. Масла в огонь подливает сравнение учителя с обслугой – пресловутая образовательная услуга по формулировке ФЗ №273. Зачастую родители хорошо знают свои права и плохо обязанности, хотя бы в рамках закона об образовании, не говоря уже о Семейном кодексе.
Инициатива президента – это поддержка, но никак не компенсация. Конечно, теперь легче будет говорить с учителями, но вряд ли это решит основную проблему – недостаток кадров, хоть каких-то, не говоря уже о прошедших переподготовку. Слишком системными стали пробелы в политике в образовании, на которые не обращалось внимания до 2018-2020 годов.
Воронежская область. «Почему речь именно о классных руководителях?»
Учителей Воронежской области обещание президента обрадовало, но одновременно вызвало у них немало вопросов. Некоторые опасаются, что в регионе «по-тихому» отменят все имеющиеся надбавки и вместо них выдадут по 5 000 руб. рублей. Далее – мнение представителей городской и сельской школы.
Евгений Древаль, учитель русского языка и литературы, немецкого языка, МХК школы № 75 города Воронежа, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012:
– Мне кажется, что эта федеральная надбавка ничего существенно не изменит. Безусловно, 5 000 руб. рублей – это весомые деньги для многих учителей из провинции, ведь реальная зарплата основной массы педагогов не дотягивает и до 30 000 руб. В среднем она составляет 20-23 000, причем за полторы ставки. За 18 часов можно получить не больше 15-17 000. В связи с этим возникает более важный вопрос: почему речь именно о классных руководителях? Классное руководство – это дополнительная обязанность учителя. Почему бы вместо этого не установить минимум учительской зарплаты на федеральном уровне? Скажем, минимальный отсчёт в провинции начинался бы с 40 000 руб. Тогда это можно было бы назвать каким-то существенным изменением. А 5 000 за дополнительную нагрузку классного руководителя при оплате учителя за ставку в среднем 12 000 руб. – это абсолютно бессмысленно. К тому же нет гарантии, что при введении федеральной надбавки классные руководители не лишатся надбавок внутри региона или школы. Ведь все знают, как регионы добиваются исполнения майских указов, повышая зарплаты педагогов до средней по экономике путём увеличения учебной нагрузки и расширения функционала.
Я бы сравнил работу классного руководителя с работой на две ставки. Большая часть документации учителя связана именно с этой функцией: заполнение личных дел, выполнение всевозможных отчётов, написание характеристик, сопровождение итоговой аттестации и многое другое. Плюс к этому организация классных часов, родительских собраний и дежурства, решение проблем класса и отдельных учеников, координация мероприятий и снова отчёты и анализы. Понятно, что этот колоссальный объём работы не стоит скромных пяти тысяч рублей.
По словам педагога, фактическая доплата за классное руководство в школе составляет около 2 000 руб. в месяц. Многие охотно соглашаются на эту роль, потому что классному руководителю полагается личный кабинет, а это уже вопрос комфорта.
Павел Уразов, учитель физики Дзержинской школы Каширского района Воронежской области:
– В последнее десятилетие в России произошли большие изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих духовных ценностей. Основная задача воспитания легла на плечи классного руководителя еще более тяжелым грузом, нежели ранее. Большой объем работы, отчетности и ответственности отбивает желание становиться классными руководителями. Родители могут позвонить в 12 часов ночи. Классный руководитель несет ответственность за своих учеников не только в школьных стенах, но и за их пределами. Любое происшествие, которое случается не в урочное время, заставляет отложить свои дела и заниматься проблемами ученика, а иногда и целой семьи. Во многом поэтому у нас в школе учителя отказываются от классного руководства. Тем не менее, я считаю, что быть классным руководителем – это большое счастье. Класс – это большая вторая семья, с который ты переживаешь все радости и неудачи.
Как говорит Павел Сергеевич, в их сельской школе классные руководители получают за свою работу 3 187,5 руб., если в классе 14 и более детей. Если детей меньше, то оплата составляет 227,7 рублей за ребенка. Новость о прибавке практически все педагоги узнали от родителей.
– Они сразу стали звонить нам по телефону, как только услышали об этом, – говорит Павел Уразов. – У нас это событие вызвало, конечно радость, но и опасение за новые виды работ, которые могут появиться. Также высказываются пессимистические мнения о реализации программы. Главное опасение в том, что в глазах родителей мы теперь получаем огромные деньги, и за них просто обязаны воспитать детей людьми с «большой буквы», научить их честности, добру и взаимопомощи без участия самих родителей.
Материал подготовили: Вера Кострова, Светлана Потапова, Мария Голубева, Татьяна Масликова, Мария Дмитриева
Фото из архива “УГ”
Комментарии