search
main
0

Донской подсолнух. На учителей начальных классов спрос будет всегда

О необходимости повышения качества среднего профессионального педагогического образования в нашей стране заговорили еще лет пятнадцать назад. И от слов быстро перешли к делу. В 1989 году в бывшем Советском Союзе открылись первые педагогические комплексы, в состав которых вошли педучилища и пединституты. Их география была очень обширна – Молдавия, Украина, республики Средней Азии. В России они появились в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону.

Сегодня в Ростовской области действует региональный университетский комплекс (РУК) – ассоциация «Педагогическое образование», в которую входят два вуза (Ростовский государственный педуниверситет и Таганрогский государственный пединститут), девять педагогических колледжей, лицей. Ростовский университетский комплекс необычен тем, что все учебные заведения среднего профессионального педагогического образования области связаны с высшей школой. Кроме этого, РУК сотрудничает с Южным отделением РАО, созданным десять лет назад. В Южном федеральном округе ежегодно проводятся Северокавказские психолого-педагогические чтения, по их итогам издается научная литература. При вузах, где работают члены РАО, созданы научно-образовательные центры.

Как юридическое лицо региональный университетский комплекс был зарегистрирован в 1998 году. По решению педагогических коллективов каждое учебное заведение делает взносы в уставный фонд, его средства используются для разработок учебно-методического обеспечения системы непрерывного педагогического образования.

По словам главного специалиста отдела среднего, высшего и дополнительного профобразования МО Ростовской области Ларисы Ильченко, в регионе большой педагогический потенциал и его необходимо развивать. Поэтому работа регионального университетского комплекса направлена не только на тесное сотрудничество с учебными заведениями педагогического профиля, областным ИПКиПРО, но и с центром занятости населения. В учебных заведениях НПО и СПО Ростовской области работают около 18 тысяч мастеров и преподавателей, не имеющих специального педагогического образования. Задача РУКа – выстроить систему их подготовки. Также отрабатывается подготовка учителей начальных классов с правом ведения иностранного языка и информатики. Обсуждается вопрос, как сделать, чтобы студент, заканчивающий педколледж, без дополнительных экзаменов мог продолжить свое образование.

Уже сейчас 80% заочного отделения и 20% стационара на первом курсе формируется за счет выпускников педколледжей. Эти условия позволили существенно повысить закрепляемость молодых педагогов в школах.

– Основная цель создания регионального университетского комплекса – это обеспечение Ростовской области современными учительскими кадрами и реализация непрерывного профессионального образования, – рассказывает академик РАО, ректор РГПУ Анатолий Андреевич Греков. – Начиная с 1992 года нам удалось реализовать двухуровневую систему подготовки кадров. Долгое время было не ясно, укрепится она или нет. Дело в том, что в Госкомитете по труду тогда не было нормативов, касающихся дипломированных бакалавров. И нередко случались ситуации, когда человек с таким дипломом приходил устраиваться на работу, а в отделе кадров не понимали, какое у него образование, какой квалификационный разряд ему присваивать. На протяжении двух лет нам пришлось даже изготавливать свои дипломы магистра и бакалавра, которые потом обменяли на государственные.

В первую очередь изменения коснулись сфер дошкольного и начального образования. Мы сделали решительный шаг – перестали принимать на факультет дошкольного образования выпускников средних школ и зачисляли только тех, кто закончил педагогическое училище. Какая проблема нас к этому подвела? На первый курс вуза поступали выпускники 11-го класса и выпускники педучилища. Безусловно, у них был разный уровень подготовки. Получалось, что для первых все было в диковинку, а вторые уже знали тонкости педагогической работы. Попытка же построить систему обучения через индивидуальные планы все равно приводила к тому, что студенты впустую проводили время и лишь на втором или третьем курсе выравнивались в знаниях. Педучилище стало принимать абитуриентов с перспективой продолжения образования. Причем на первых порах было так, что студенты после педучилища учились в вузе два года. Конечно, во многом это была профанация образования.

Так прошло года два или три. Потом мы решили вернуться к системе «три плюс три» на дневном отделении и «три плюс четыре» – на заочном. Это позволило перейти к другим специализациям – изо, физической культуре, труду. Мы стали перепрофилировать подготовку учителей в педколледжах, вводить те специальности, которые наиболее востребованы – иностранный язык, математику, русский язык, историю. Не могли открыть только те специальности, которые требовали больших материальных затрат и лабораторной базы.

Между тем за это время педколледжи выпустили избыточное число учителей начальных классов, а преподавателей других предметов не хватало. И учителям начальных классов волей-неволей приходилось их замещать. Сами понимаете, с какими знаниями дети заканчивали школу. Тогда мы пошли по такому пути. Учителей начальных классов, которые работали в школе еще и как предметники, мы стали зачислять по собеседованию на заочное отделение соответствующего факультета. Так продолжалось около пяти-шести лет, пока мы не решили эту проблему. Нам удалось повысить процент педагогов, имеющих высшее образование, и дать учителям начальных классов предметное профильное образование. Число учителей, совмещающих несколько предметов, уменьшилось. Прекратился так называемый педагогический десант, когда студенты четвертого и пятого курсов отправлялись на несколько месяцев на работу в сельские школы.

– Чтобы создать условия для продолжения образования, мы во всех педагогических колледжах открыли свои филиалы, – говорит Анатолий Андреевич. – Открыв филиалы, начали создавать микрокомплексы с общей библиотекой, аудиторной базой и преподавательским составом. Открыли кафедры, и от классно-урочной системы образования перешли к лекционно-семинарской, присущей высшей школе. Сейчас мы создаем систему мониторинга успеваемости на таких сложных специальностях как, например, иностранный язык. Учителей иностранного языка не хватает, и уровень их подготовки, который складывается в педучилище, не всегда соответствует требованиям для поступления на иняз университета. Конкурс очень высокий, в основном на этот факультет поступают выпускники профильных школ. Уже три года на заочное отделение иняза наш вуз принимает только выпускников педагогических колледжей, работающих в школе. Причем набор идет не летом, а в сентябре. До этого распределение было отменено, в село никто не ехал. В деревнях и на хуторах изучение иностранных языков практически свелось к нулю, в аттестатах стали появляться прочерки. Мы открыли в колледжах специальность «Иностранный язык», создали систему продолжения образования, что позволило значительно улучшить ситуацию на селе с учительскими кадрами этого профиля.

…Едем в Донской педагогический колледж. На его пороге нас с ректором РГПУ радушно встречают директор учебного заведения Нионила Павловна Меньшикова и группа студентов. На эмблеме колледжа изображен подсолнух, а под ним – ребенок с книгой в руках. Это как нельзя лучше раскрывает суть учительской профессии. Как подсолнух тянется к солнцу, так и дети должны тянуться к знаниям. Знакомлюсь с историей колледжа, с его педагогическими достижениями. Что и говорить – сегодня далеко не каждый университет имеет такой научный потенциал, как Донской педагогический колледж. В ДПК работают 16 кандидатов наук, два преподавателя собираются защищать докторские диссертации.

Современное дошкольное образование немыслимо без художественно-эстетического развития личности ребенка. Этому вопросу в колледже уделяется большое внимание. В учебном плане есть предмет «Методика художественного творчества детей дошкольного возраста». А еще в колледже гордятся учебной программой для дошкольников, написанной к 250-летию Ростова-на-Дону и рассказывающей о его архитектуре.

– Я считаю, что мы правильно построили свою работу, – говорит Меньшикова. – Теоретическим обоснованием педагогической работы должны заниматься в университете, а в среднем звене, в котором упор всегда делался на практику, – методической работой. В нашем колледже действуют кафедры методики начального и дошкольного образования. Сначала мы открыли лабораторию, где отслеживался переход ребенка из детского сада в школу. Потом, когда этот процесс был доведен до ума, мы создали лабораторию по мониторингу качества непрерывного профессионального педагогического образования в системе «колледж – вуз».

В Донском педагогическом колледже убеждены, что специальность «Преподавание в начальных классах» всегда останется насущной. Сегодня в Ростовской области нехватка педагогов с высшим образованием этого профиля составляет около 20%. Но готовя учителей начальных классов, необходимо учитывать то, что они могут работать в сельских школах и обществоведами, и историками, и географами. Значит, каждый педагог начального звена должен получить одну из этих специальностей.

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте