Затяжные дожди в степной Кубани с ее обычно засушливым климатом привели к тому, что нарядные станичные палисадники не всегда радуют взгляд ухоженностью. В школьном же дворе царят красота и порядок. В поисках центрального входа я огибала по периметру здание школы №1 станицы Каневской, занимающее целый квартал, и наслаждалась видом вечнозеленых можжевельников, цветущих кустов гортензий и полным отсутствием торжествующих повсюду сорняков. Это потом я узнала, что порядок – результат не только правильно выстроенной хозяйственной политики директора, но и большого внимания к воспитательной составляющей учебной жизни. Сегодня привлечь школьников к труду не всегда удается: родители нередко видят в этом нарушение прав детей. Но здесь труд по-прежнему воспринимается как действие, полезное и обществу, и конкретному человеку. В общем, с сорняками успешную борьбу ведут сами школьники. Инна Анатольевна Сокол эмоционально рассказывает о своих коллегах, о детях (всех она знает по именам, а их больше тысячи человек) и о школе, которая стала для нее поистине родной.
Номер имеет значение
Школа привыкла быть первой. Она основана в 1873 году и постоянно находится в числе лидеров по результатам образовательного процесса. Несколько лет держит переходящий кубок по олимпиадному движению. Была признана лучшей образовательной организацией района в прошлом учебном году.
Но для Инны Анатольевны педагогическая и управленческая деятельность началась не с этой школы, а с ее вечной соперницы под номером 2. Если бы ей раньше сказали, что она возглавит первую, не поверила бы.
– Двадцать лет я проработала в школе №2 учителем литературы и заместителем директора по воспитательной работе, – рассказывает педагог. – Руководила тогда учебным заведением Тамара Андреевна Колесник. Ее называли «220 вольт и больше». Коллеги недоумевали, когда она отдыхает. Казалось, подзаряжалась от самой деятельности. Одна инициатива следовала за другой, на реализацию давалось буквально несколько дней. У Тамары Андреевны была присказка: «Если в запасе есть три дня, считайте, у вас уйма времени!» Заданный ею ритм не все выдерживали, а кому это удавалось, получали ценный административный опыт на всю жизнь. Не случайно многие из тех, кто работал вместе с Колесник, со временем ушли в управленческие структуры.
Когда же мне двенадцать лет назад предложили должность заместителя директора школы №1 (Тамара Андреевна к тому времени вышла на пенсию), я очень переживала, получится ли. Новый для меня коллектив, но, с другой стороны, помнила еще один урок: «Если у тебя имеется десяток единомышленников, ты не одинок, а с командой, которая может все».
– И у вас имеется десяток единомышленников?
– Надеюсь, гораздо больше. Когда встал вопрос о выборе директора школы, а у нас решения принимаются коллегиально, с учетом мнения сотрудников и руководителей методических объединений, была поддержана моя кандидатура.
– Директором быть намного сложнее, чем завучем?
– Не могу сказать, что завучам живется легко! У каждого своя ответственность. У директора она больше, однако методы близки. Главное, чтобы были привычка к интенсивному труду и взаимопонимание с коллективом. Люди – это вообще основное. Может, и в других сферах так же, но в образовании только так, никак иначе.
Можно как угодно перекраивать учебники. Можно оснастить школу новейшей техникой. Но успех процесса определяют учителя. Я в педагогике с 1989 года. Года три не преподавала, сейчас взяла 18 часов, не хочу отрываться от педагогической реальности. Помню, раньше включала диафильмы на уроках, и детям было интересно. Со временем видеоряда становилось все больше. Сейчас у нас достаточно компьютеров. Но дети устали от мультимедийных методов. Их внимание рассеивается, стоит включить презентацию по теме. Им хочется послушать учителя. В руке мел, перед тобой доска, глаза детей и твои глаза – вот неизменная базовая педагогическая истина!
Сила школы – в учителях
– Инна Анатольевна, расскажите о педагогах вашего учебного заведения.
– С удовольствием! Начну издалека. Когда проводим анкетирование среди детей, задаем самые разные вопросы. Что радует, что огорчает? Наиболее любимое место в школе и самое нелюбимое. Объясняю ученикам: «Мне важно ваше мнение, отвечайте искренне». Прокомментирую некоторые ответы.
«У меня нет нелюбимых мест. Если бы я была учителем, то проводила бы больше викторин, соревнований по типу «Своя игра». Для меня сигнал – нужно больше игр.
«Меня радует, когда наступает день самоуправления. Огорчает, если не разрешают пересаживаться». Ставлю вопрос перед педагогами, в каких случаях можно позволить выбирать место в классе.
Семиклассники пишут: «Больше всего нравится, когда Захар Юрьевич веселый. P.S. Он всегда веселый!»
Захар Ковалько преподает физику. Молодой человек с нестандартным мышлением уроки проводит увлекательно, дети его обожают. Интересная история связана с тем, как он выбрал педагогику. Сам он родом из станицы Каневской. Поступать решил на техническую специальность, поехал в Таганрог. На вокзале увидел веселую группу студентов, познакомился с ними, ребята были из пединститута. В тот же день забрал документы с радиотехнического факультета и подал в педагогический. После окончания вуза вернулся в станицу. Сложный предмет он преподает так, что и лирикам становится понятно. Без комплексов, например, перед Новым годом может появиться в классе с заячьими ушами. Захар Юрьевич участвовал в конкурсе «Учитель года», стал призером краевого уровня. Но сделал вывод: «В разъездах и соревнованиях я меньше внимания уделяю урокам, а это для меня главное».
– Каков средний возраст педагогов в учебном заведении?
– 45‑48 лет. Немало стажистов. Постепенно уходят на пенсию заслуженные, авторитетные учителя.
– Каким образом происходит пополнение педагогического штата?
– Однажды на совещании меня спросили: «Где вы таких классных специалистов берете?» Отвечаю: в основном свои, доморощенные. Наши выпускники, дети наших учителей.
У истоков кадетского движения в нашем учебном заведении стоял Александр Иванович Нестеров. После его ухода из жизни возник вопрос, кто продолжит дело. Отслужив в армии, в станицу вернулся наш ученик Данил Пеньевской. Олимпиадник, медалист, сам учился в кадетском классе. Я предложила ему попробовать. Согласился, три года проработал, получалось отлично. Но жизнь есть жизнь: женился, переехал, сейчас тоже в школе трудится, в Москве.
Педагоги – наша гордость и… самая большая проблема, потому что есть незакрытые вакансии. И у директора все время болит голова: кто будет завтра учить детей?
– Последние лет десять нет притока молодежи из педагогических вузов, – продолжает Инна Сокол. – Очень недостает молодого педагогического задора. Тенденция настораживает. Возможно, в крупных городах это не столь заметно. В Краснодарском крае несколько высших учебных заведений, где готовят педагогов: Армавирский, Майкопский пединституты, Кубанский государственный университет, недавно открылся педагогический вуз в городе Славянск-на-Кубани. Но выпускники школ все чаще выбирают вузы крупных городов и столиц. И не возвращаются.
Среди учителей у нас есть химик по образованию и радиоинженер по диплому. Поработали люди в других сферах и почувствовали, что тянет в школу.
– Как вы определяете, подойдет ли человек для преподавания в школе?
– Да по глазам! (Смеется.) Нет, не шучу, это вполне серьезно. Вот пример. У нас существовала острая нехватка преподавателей русского языка. На работу была принята бывшая ученица, дочь сотрудницы. Во время декретного отпуска прошла множество обучающих курсов, получила дипломы. Учитель, который сам любит учиться, – что может быть лучше?! Знаю, будет хорошо работать, вижу, глаза горят!
А буквально на днях приходят еще две молодые женщины из сферы дополнительного образования. Рассказывают о своем видении преподавания. А к нам ведь не каждый решится прийти. Наслышаны люди, что в первой школе тихо не отсидишься, здесь постоянно что-то происходит: семинары, мероприятия, много открытых уроков. Поэтому каждый желающий работать для меня на вес золота.
И опять замечаю горящие глаза! Конечно, нахожу возможность их трудоустроить. Вот так и собираем – своих и самых преданных делу. Главное, чтобы человек любил детей, искренне желал общаться с ними, нести знания. Но очень беспокоит отсутствие притока профессионалов. Еще раз подчеркну, что это проблема небольших городов, сельских населенных пунктов, где педагогов мы «кроим» из того, что есть. Получается хорошо, не буду прибедняться. Но, если так и дальше пойдет, лет через десять вообще профессиональных преподавателей математики, русского языка в школе не останется. Я человек открытый, говорю, что думаю и как считаю.
– Инна Анатольевна, вы сами почему в свое время выбрали педагогику?
– Я выбрала прежде всего литературу. Хотела беседовать с детьми о любви, дружбе, о жизни.
– Бытует мнение, что труд учителя – игра в одни ворота. Педагог много отдает и мало получает взамен.
– Если говорить о материальной составляющей, это так, к сожалению. Педагог со стажем 34 года первой категории получает за ставку 13 тысяч рублей. Как это можно оценить, скажите?! Для каждого конкретно ищу варианты доплаты. Но если говорить о моральном удовлетворении, то я не согласна, что педагог только отдает. Очень благодарная профессия!
Любить каждого ребенка
– Я правильно поняла, что подбор кадров – задача №1 для директора школы №1?
– Да, это так. Сейчас передо мной стоит еще одна важная задача – перевести учебу в одну смену. Школа у нас крупная, но нехватка помещений все равно присутствует. Сидим в каждой каморке, не очень-то комфортно для получения знаний. В итоге вынуждены набирать вместо четырех или пяти первых классов, как обычно бывало, только три. Количество учителей сохранится, а вот финансирование уменьшится.
Не каждая реорганизация приносит однозначно положительный результат. Конечно, хорошо, когда после уроков на смену учителям приходят специалисты дополнительного образования, дети в родных стенах занимаются в кружках и секциях. Было бы у меня еще ставок десять допобразования плюсом к тем, что есть! Пока об этом приходится только мечтать.
До прошлого года в школе была шестидневка, имели возможность вводить в учебный план уроки, помогающие подготовиться к сложным предметам, таким как физика. Например, введение в физику в пятом классе, инженерное моделирование с постепенным выходом на физику. При пятидневке такая возможность, к сожалению, исчезла.
Хозяйственные проблемы тоже никто не отменял. Здание выглядит крепким, но только благодаря усилиям по поддержанию его жизнедеятельности. Очень нужен ремонт! Каждую зиму думаю, скорее бы весна, когда отопление будет отключено, постоянно где-то течет, где-то капает. Надеемся войти в программу «Ремонт старых школ», уже подготовили проектно-сметную документацию.
– Мы начали беседу с вопроса об учителях. И в заключение тоже о личности педагога. Какие три качества вы считаете главными для учителя?
– Первое – любовь и уважение к детям. Однажды у меня случился спор с завучем из другой школы, которая утверждала, что мы не обязаны любить каждого ребенка, любить можно только своего. Я убеждена, что любовь бывает разная, к своим детям, к чужим, главное, чтобы это чувство всегда жило в сердце педагога.
Второе – стремление к развитию. Не «я знаю», а «я хочу знать». По-моему, когда ученик спрашивает, а ты не знаешь, совсем не стыдно сказать: «Спасибо за вопрос! Разберусь и обязательно дам ответ».
Третье: я ценю открытость. Закулисные игры, интриги – это не для учителей.
– Инна Анатольевна, как открытый человек скажите, что больше всего вас напрягает в директорской деятельности?
– Заорганизованность. Каждый день получаю толстую пачку писем (это образно, так как письма приходят в основном по электронной почте). Каких только директив нет! «Спасти ежика», «Накормить лошадь». Либо выполняй распоряжения для «галочки», либо подходи творчески, но тогда каждое дело, каждую идею нужно выносить. Когда же детей учить?!
В молодости мне мечталось создать собственную школу с домашней атмосферой, в которой бы совсем не было казенщины, которую оценивали бы только по результату. Однажды в октябре, когда по традиции школу навещают выпускники, зашла в холл группа ребят. Остановились. Прислушиваются, присматриваются. Довольны: «Домом пахнет!»
Марина РОМАНОВА, Краснодарский край
Комментарии