search
main
0

«Домисолька» – ветер перемен

​«Домисолька» была создана тогда, когда дети особо нуждались в заботе и внимании взрослых, – в начале 90-х, в непростое для России время реформ и обновления. Тогда на 1-м канале ТВ появилась авторская образовательная программа композитора Ольги Юдахиной «Домисолька».

Программу эту спустя почти два года «съели», не поперхнувшись, более предприимчивые ведущие, которые убедили отцов канала, что звать детей в джунгли гораздо выгоднее, нежели прививать им хороший музыкальный вкус. Кстати, детской музыкальной программы, подобной «Домисольке», на ТВ нет и поныне… Но именно телевизионную «Домисольку» следует считать первым проростком будущего успешного образовательного проекта. Юдахина пришла к Нине Цулевой во Дворец детского творчества «Хорошево», где стала вести занятия с детьми в кружке, который назывался  тоже «Домисолька». Сначала там было трое детей, потом семеро, спустя какое-то время – 25. «Домисольку» все чаще стали называть театром песни, причем к занятиям по вокалу добавились хореография (ее вела тогда нынешний руководитель известного в столице Театра хореографических миниатюр «Балаганчик» Лилия Зыликова), народный вокал, сольфеджио. Театр заметили: Ролан Быков, Юрий Энтин, Александр Басилая, многие другие легенды отечественной культуры стали приглашать ребят к сотрудничеству. Вместе с Юдахиной художественное руководство театром разделил я. У «Домисольки» появилась новая цель – стать юридически самостоятельным образовательным центром – детским музыкальным театром. Единственным в своем роде, ни на кого не похожим. Непохожесть эта, несомненно, начиналась с образовательной программы. Именно комплексный подход к обучению ребенка, подход, не дающий права выбора предметов, стал основой этой программы. Обучающийся получал  тот же комплекс предметов, что и  в школе. Со временем к групповым занятиям вокалом у детей добавился индивидуальный вокал, что позволило выделить наиболее одаренных солистов. Росло количество детей, росло количество педагогов. К середине 90-х годов «Домисолька» уже активно сотрудничала практически со всеми ведущими поэтами и композиторами России, работающими с детьми, хотя основой музыкального репертуара театра по-прежнему (как и сегодня) остается музыка Ольги Юдахиной. Одним из наиболее ярких примеров творческого союза «Домисольки» с крупными деятелями отечественной культуры может служить многолетняя дружба театра с поэтами Юрием Энтиным и Ильей Резником. Рано или поздно «Домисольке» должно было стать тесно в стенах ДТДМ «Хорошево». Если в 1990 году в театре обучали 12 человек, в 1997-м – 50, в 2000-м – 120, то к 2007 году численность (подушная) обучающихся составила около 300 человек, а по объединениям – более 1500. Большой друг театра Иосиф Кобзон, который возглавлял тогда Комитет по культуре Государственной Думы Российской Федерации, напрямую предложил нам ходатайствовать перед властями Москвы о передаче театра в систему Комитета по культуре. Однако мы остались в системе столичного образования, поскольку на первом месте у нас были и остаются приоритеты педагогики и воспитания. С мая 2007 года мы юридически самостоятельный центр детского творчества «Детский музыкальный театр «Домисолька» Северо-Западного окружного управления Департамента образования Москвы. Первый свой учебный год в качестве самостоятельного юридического лица мы начинали в здании малокомплектной школы №147, в которой помимо нас и хозяев был расположен еще и окружной экологический центр. По условиям, поставленным нам Северо-Западным окружным управлением образования, «вхождение» в здание должно было происходить поэтапно, поэтапно же выводили из состава школы учеников, окончивших 4-е классы. На наше счастье, через дорогу располагалась школа №703, в которой обучались дети с 5-го по 11-й класс, к 2009 году покинул здание и Экологический центр. Таким образом, полностью хозяевами здания де-факто мы стали только к 2011 году, а оформление документов на все здание, сопряженное с многочисленными задержками и волокитой, в том числе объективной – мы практически перестроили старое здание школы под нужды центра детского творчества художественно-эстетической направленности, потребовало значительных усилий в получении, переутверждении и согласовании огромного количества документации. Поэтапно же шел и ремонт здания, которое к моменту нашего в нем размещения находилось в плачевном состоянии. К сегодняшнему дню полностью отремонтированы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й этажи, причем на 5-м этаже с 2013 года начала  работать долгожданная камерная сцена (спасибо министру образования Москвы Исааку Калине и руководителю СЗОУО Алексею Анисину!), там же расположена прекрасно оборудованная студия звукозаписи, комплектации и архитектурным решениям которой могут позавидовать многие профессиональные студии столицы. Прогнозом развития театра на 2008-2012 годы было предусмотрено увеличение к 2012 году численности обучающихся до 3500 человек (по объединениям), ввод в эксплуатацию основных учебных аудиторий, комплектация их необходимым оборудованием и инвентарем, завершение формирования педагогического коллектива. Следует особо подчеркнуть, что учреждение как самостоятельный центр дополнительного образования создавалось практически с нуля. И если методические и образовательные наработки у нас  были и до 2007 года, то кадры, которые, как известно, решают все, мы набирали по сложной схеме, предусматривающей в числе прочих и анализ ориентированности педагога на ребенка, в целом по отрасли этот показатель, по разным оценкам, не превышает 12%, у нас он выше 65%. Все задачи, поставленные программой развития, мы выполнили.  Более того, мы реализовали такие наши смелые мечты, как организация в «Домисольке» инструментального направления, создание своего эстрадного ансамбля, организовано направление «ДомисольКино». В результате был сформирован дружный работоспособный коллектив, которому было по силам вывести центр в число успешных и востребованных центров дополнительного образования столицы.Сегодня в составе объединений театра обучают около 4,5 тысячи  юных артистов в возрасте от 3,5 до 17 лет. В «Домисольку» принимают практически всех детей без исключения, ее девиз – «Неталантливых детей не бывает!». От ребенка при приеме требуется совсем немного – быть ребенком и хотеть стать  маленькой «домисолькой». Мониторинг удовлетворенности родительской общественности в образовательных услугах, предоставляемых ДМТ «Домисолька», показывает, что сегодня она приближается к 100%. Совет учреждения ДМТ «Домисолька» – один из самых сильных и дееспособных в округе. Количество реализуемых образовательных программ неуклонно растет – 2010-2011-й учебный год – 14 программ, 2011-2012-й – 17, 2013-2014-й – 36. Об общественном признании центра как ведущего образовательного учреждения в своей области можно говорить долго. Скажу лишь, что поздравления «Домисольке» с прошедшим 20-летим направили Президент РФ Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, руководители московского образования и культуры. Неуклонно растет число победителей представительных конкурсов и фестивалей – за 3 года в среднем в 2,5 раза. Наличие обоснованных жалоб на качество работы ДМТ «Домисолька» – 0. Сохранность контингента – 97%. Средний балл «домисолек»-школьников – 4,72 (анализ проводится ежеквартально). Неофициальный сайт – более 70000 новых посетителей за год, официальный – 1700. Обучающиеся и педагоги центра востребованы на мероприятиях самого высокого уровня, они неоднократно представляли Россию и Москву  за рубежом в правительственных программах, они участники культурных программ трех Олимпиад (Ванкувер, Лондон, Сочи). Единственный в России коллектив, восемь раз организовывавший сольный концерт в Государственном Кремлевском дворце, – это «Домисолька». Центр – обладатель сертификата Российской книге рекордов Гиннесса, на небе есть звезда, названная в честь нашего музыкального театра. Социальный заказ в области детского музыкально-театрального дополнительного образования сегодня чрезвычайно велик – воздействие СМИ, улучшение социальной обстановки в обществе и, самое главное, известность «Домисольки» среди москвичей как успешного образовательно-творческого проекта привели к тому, что сегодня театр уже не в состоянии обеспечить прием всех желающих обучаться по разработанным нами программам. Эффективность оценки социального заказа  на наши образовательные программы состоит в том, что, только зная совокупность потребностей детей, родителей, социума в образовательных услугах, а также требований основного заказчика – государства, мы могли с достоверностью определить перспективы дальнейшего развития ДМТ «Домисолька». Поэтому  для выявления социального заказа, адресованного ДМТ «Домисолька»,  мы изучили: – требования, предъявляемые ДМТ «Домисолька» как УДОД органами управления образования Северо-Западного округа (в том числе концепцию развития ДО округа), Департамента образования Москвы и федеральных органов управления образованием;- потребности обучающихся и их родителей;- мнения педагогов театра о путях его обновления;- внешний имидж театра;- спектр услуг, оказываемых населению другими образовательными учреждениями Москвы, в том числе коммерческими;- комплекс образовательных и иных услуг, которые способен предоставить ДМТ «Домисолька» исходя из реальных финансовых и человеческих ресурсов. Проведенный анализ показал, что в системе учреждений дополнительного образования Москвы ДМТ «Домисолька» претендует на роль одного из ведущих учреждений в области художественно-эстетического образования и воспитания детей. Положение определяет особенности социального заказа как населения, так и органов управления образованием. Суть их ожиданий состоит в том, чтобы ДМТ «Домисолька» занял свое, особое место в процессе формирования единого образовательного пространства округа и столицы. Речь идет об организации на базе театра различных форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования не только Северо-Западного округа, но и столицы в целом. И это важнейшая составляющая стратегии развития театра на ближайшее будущее. Более того, творческо-педагогический состав «Домисольки» уже сейчас оказывает методическую и консультативную помощь коллегам на всероссийском уровне, имея в виду проработку методического аспекта образовательной, воспитательной, досуговой деятельности, оказание практической помощи по разработке и рецензированию образовательных программ, подготовке к участию в ежегодных городских, всероссийских и международных конкурсах педагогов дополнительного образования, организацию на базе и с участием ДМТ «Домисолька» фестивалей детского творчества. Так получилось, что к тому моменту, когда ДМТ «Домисолька» практически сформировался как полноценный участник образовательного пространства столицы, в нем и  в этом пространстве начались перемены, призванные кардинально изменить ситуацию на рынке дополнительных образовательных услуг, сделать их более прозрачными, понятными, осязаемыми. Не будучи обремененными давней «административной историей», неизбежно связывающей действия администраций учреждений дополнительного образования при введении правил игры, кардинально меняющих расстановку приоритетов и целей, мы включились в процесс реформ и обновлений не без настороженности, но и без особого испуга. В самом деле, совершенно очевидно, что проводимые руководством образования столицы преобразования назрели давно, а в условиях серьезных экономических проблем, с которыми сталкиваются сейчас все социальные сектора ведущих экономик мира (и российская здесь не исключение), дополнительное образование должно было рано или поздно начать считать средства, которые государство тратит на его содержание. Два десятилетия рыночной экономики породили в стране, и в первую очередь в столице, огромное количество частных, коммерческих образовательных структур, которые гибко, оперативно реагировали на изменение потребительского спроса, начав в конце концов этот спрос формировать. При этом качество предоставляемых ими услуг в большинстве своем оставляет желать лучшего. Здесь, на мой взгляд, лежит краеугольный камень сегодняшних проблем нашего допобразования. Просветительская роль государственных институтов в том и состоит, чтобы оказывать влияние на формирование уровня культуры, направлений развития образования, на усиление его слабых мест, пропаганду и поддержку сильных. Но для того чтобы круг этих «сильных» определить, обозначить ориентиры, необходимо, как это было сделано со школами,  провести рейтингование. Действительно, а по каким критериям «Домисолька», к примеру, ощущает себя лидером? Ей так хочется? Но ведь этого мало, нужны объективные показатели, в число которых могло бы войти цитирование в СМИ и Интернете.  А до тех пор, пока нет формализованной системы определения «правофланговых», все кому не лень могут сказать:  «Я – лучший!», причем, как показала практика, большинство далеких от настоящей педагогики новоявленных («В шаговой доступности! В вашем подвале!») досуговых центров так и делает. Отток высококвалифицированных педагогических кадров в коммерческие структуры мог больно ударить и по нашему образовательному центру. Этого мы допустить не могли – качество образования у нас всегда стояло на первом месте, поэтому мы с самого начала включились в работу соответствующих рабочих групп при Департаменте образования  и МИРО.Театр, зная, понимая и руководствуясь принципами государственной политики в сфере модернизации образования, не допуская двойного бюджетного финансирования, развивает самостоятельную часть финансирования, беря курс на автономность учреждения. В начале 2012-2013 учебного года в «Домисольке» были открыты группы по образовательным программам как для школьников, так и для дошкольников на платной основе. Это потребовало непопулярных решений, в том числе по переводу педагогов на  так называемые хозрасчетные отношения. Это была очень серьезная совместная работа и в отношениях с нашими главными заказчиками – родителями обучающихся. Быть может, это покажется смешным сегодня, но многие годы мы отстаивали идею возможности «построения коммунизма в одной отдельно взятой стране», в нашей интерпретации это звучало так: в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования возможно достижение педагогических и творческих результатов, превышающих результаты коммерческих коллективов с практически неограниченными финансовыми ресурсами. Мы добились реализации этой идеи – наши дети вышли на передовые рубежи в сфере своих интересов не только в Москве, но и в России, наши образовательные программы, наши методы воспитания, наши принципы отбора и подбора кадров сработали. Но время не стоит на месте. Сегодня ситуация в стране, в московском образовании меняется так стремительно, что старые идеи должны стать яркой страницей доброй истории, нам же нужно приспосабливаться к новым реалиям, нам, если мы не хотим потерять нашего основного работодателя, а им стали наши дети, необходимо измениться. И мы меняемся.Да, мы потеряли в госзадании в 2012-2013 году, но уже к текущему учебному году мы практически полностью восстановили позиции. Мы потеряли обучающихся по финансируемым в рамках госзадания образовательным программам детей, которые перешли в хозрасчетные группы, но в 2013-2014 учебном году их численность практически восстановилась. С другой стороны, если доходы от платных образовательных услуг в 2011-2012 годы равнялись нулю, на следующий год они составили уже 14,3 млн рублей, а в текущем ожидаются на уровне 17,3 млн рублей. Мы наблюдаем поступательный рост заработной платы педагогов. И хотя до достижения целей, обозначенных руководством ДОгМ нам предстоит еще долгая и трудная работа, мы обязательно дойдем до этих целей, они нам понятны. Нас сдерживает недостаток свободы, в том числе экономической. Мы готовы к самостоятельности, к рейтингованию учреждений дополнительного образования, мы готовы стать пилотным прое ктом, испытательным полигоном. У нас куча идей и энергии, лучшие в своей области педагоги, которые с пониманием относятся к перестройке системы образования, у нас замечательные, талантливые дети, готовые и впредь представлять Москву, столичное образование на форумах любой степени важности, недаром они единственные в России официальные послы Сочи-2014. Конечно, в нашей работе возможны ошибки, просчеты, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Мы уверены: ошибемся – нас поправят и нам помогут. Мы не должны подвести наших учредителей, заказчиков и… работодателей. Ведь главные среди них – наши дети.А пока… Пока над «Домисолькой» – ветер перемен.Иван ЖИГАНОВ, директор и художественный руководитель ЦДТ ДМТ «Домисолька»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте