search
main
0

Домик из пшена. СКОШ и ее история

Вы видели картины из теста? А из крупы? Я видел. В школе №19 Магадана. Вот зимний пейзаж. Снег – это манка, домик сделан из пшена. Бревнышки его из гороха. Получилось небольшое объемное панно. Такие картины создаются в кружке «Природа и фантазия». Девятнадцатая школа – специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида. Школе для детей с интеллектуальной недостаточностью более сорока лет. Она за эти годы несколько раз меняла свой статус, сохраняя традиции и преемственность. Открылась она в 1950-х годах как областная школа-интернат в поселке барачного типа, отдаленном от города на сорок километров.

Но отсутствие надлежащих условий, изолированность детей и педагогов негативно влияли на состояние учебно-воспитательного процесса. В 1977 году администрация школы-интерната добилась перевода в новое здание, где и располагается она сейчас. Улучшились бытовые условия, обновился педколлектив, появились специалисты-дефектологи. Спустя еще десять лет областная школа-интернат была реорганизована в городскую вспомогательную школу полного дня. Прошла реконструкция помещений, которая позволила увеличить вдвое количество классов-комплектов. Контингент учащихся вырос со 160 до 320 человек. Были выведены вспомогательные классы из массовых школ. Педагоги приступили к изучению опыта других вспомогательных школ, ездили в Витебск, Екатеринбург, Уфу, Москву, Махачкалу, Псков…

В 1989 году в школе был создан экспериментальный ученический кооператив по типу «школа – школьный кооператив». По сути это было малое молодежное предприятие при школе. Ребята работали в мастерских под руководством учителей труда. Готовые изделия реализовывались через торговую сеть. Пятьдесят процентов от чистой прибыли кооператив отчислял на зарплату школьникам. Каждый месяц. Кооператив проработал около двух лет, выполняя главную свою задачу – привлечение ребят к труду на условиях хозрасчета.

В 1991 году Министерство просвещения (так оно называлось тогда) распространило положение о малом предприятии, предложив рекомендации по созданию таковых в системе образования. На основе этих документов было разработано Положение о муниципальной школе-предприятии с углубленной трудовой подготовкой. Городское управление образования поддержало эту инициативу. Школа была преобразована в муниципальную школу-предприятие с тремя структурными подразделениями: общеобразовательной школой для детей с недостатками умственного развития, психолого-медико-педагогическим консультационным центром и центром социальных услуг для малоимущих слоев населения.

Получив новый статус, согласно уставу, педагогический коллектив организовал трудовое обучение на производственной основе в восьми мастерских по пяти профилям трудовой подготовки: швейному, слесарному, обувному, переплетно-картонажному, столярному. Под руководством учителей ребята с пятого по восьмой класс изготавливали изделия по заказу Фонда социальной поддержки населения, с которым был заключен договор на пять лет. Итоги работы центра показали заметный рост качества трудовой подготовки. Важную роль сыграла и материальная поддержка ребят. В том числе привлеченных к работе выпускников: все они ежемесячно получали зарплату. Однако из-за дефицита финансирования и резкого удорожания материалов Фонд социальной поддержки был вынужден прекратить договорные отношения со школой.

С 1995 года в соответствии с постановлением администрации города Магадана школа начала работать как коррекционная школа-комплекс. Консультационный центр и дошкольное учреждение были сохранены как структурные подразделения. Затем школа-комплекс была переименована в Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида (СКОШ) без изменения статуса.

Главные задачи комплекса таковы:

– ранняя диагностика;

– коррекционно-воспитательная работа с уточнением характера нарушения и подготовка дошкольников к последующему школьному обучению с учетом их психофизических возможностей;

– коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки;

– консультирование и рекомендации к обучению детей во всех видах коррекционных учреждений города.

Заслуженный учитель России Нинель Андреевна Плахова руководит школой уже более тридцати лет. Приехала она в Магадан из Львова, окончив институт физкультуры. Награждена орденом Почета. Наша маленькая «экскурсия» по школе начинается с кабинета игротерапии. Здесь – «игрушечные» магазин с кассой (надо учиться, как делать покупки, выбивать чек), парикмахерская. Все создано для социальной адаптации самых маленьких. Учителя работают, опираясь на программы Ирины Бгажноковой и Владимира Базарного. В классах для учебных занятий – парты, за которыми можно стоять, присесть на колени. На потолках – зрительные тренажеры. По методике А.А. Дмитриева создана тропа здоровья и введены паспорта здоровья для детей. Они ведутся на протяжении всего обучения ребенка в школе. Учителя создают и свои собственные программы. Совсем недавно в школе открыто два класса «Особый ребенок», программа с тем же названием предусматривает работу по общему развитию детей с тяжелыми нарушениями.

Магадан далеко, но опыт работы педагогического коллектива школы будет представлен в сборнике, который готовится к изданию в Санкт-Петербурге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте