search
main
0

Домашняя школа

Послушайте!

“Я ни одного дня не ходила в класс”

Домашняя школа – этим словосочетанием мало кого удивишь теперь, когда мы вообще, кажется, отвыкли удивляться.

По разным причинам не отдают детей в школу: иногда из-за болезни, иногда, если ребенок “должен работать”, например, милостыню просить. И это – не самое плохое… Есть люди очень, наоборот, богатые. Они следуют старинным образцам: нанимают гувернеров, репетиторов – на одного ребенка по десятку. Тут тоже ему не позавидуешь. Наш вариант – усредненный, когда родители сами выкраивают время для занятий с собственными детьми.

Нас у родителей двое – моя сестра Хильда, она старше меня на полтора года, и я, Дина Крылатова. Этой осенью мне исполнится четырнадцать, но я еще ни одного дня не ходила в школу. После того как Хильда проучилась в школе год, папа решил, что всему тому же самому может научить нас с сестрой сам, дома. Читаем мы с ясельного возраста. Папа очень рано приучил нас к книгам. Когда пришла пора учиться писать, мы начали с пишущей машинки. Как на велосипеде ездить лучше, чем ходить пешком, так и на машинке писать легче и удобнее, чем шариковой ручкой. Даже письма родственникам мы печатали. Выглядели они довольно солидно, не так, как обычные детские письма. Кроме того, мы учились польскому языку. Причем тоже в первую очередь читать и писать.

Потом, когда стали учиться в польской начальной школе, оказалось, что, кроме нас с сестрой, никто из других детей читать и писать по-польски толком не умеет. Их учили только понимать, говорить и петь песни. В польском языке алфавит другой – латинский, и мы освоили вторую пишущую машинку, с латинским шрифтом. Потому нам было проще осваивать и компьютер, так как клавиатура была уже хорошо знакома, а файловую систему освоить не так уж трудно.

При посещении католической воскресной школы и костела нам очень пригодилась латынь, основы которой мы тоже осваивали дома. Латынь пригодилась и на уроках зоологии, и так далее. В школе, как мне известно, латыни не изучают, и мне непонятно, как можно учить, например, зоологию, не пользуясь латынью. Освоили мы также основы древнегреческого языка, он нам тоже пригодился, а также древнееврейского. Даже начали читать Библию на языке оригинала, и при этом обнаружили много интересного и нового для себя, что обычно ускользает, когда читают в переводе.

Когда знакомые узнавали о том, что мы с сестрой не ходим в школу, они спрашивали не о том, как мы будем учиться, а о том, где предполагаем получать аттестаты. А мне непонятно, почему люди считают, что бумажка важнее знаний. Некоторые взрослые, которые даже сами пишут с ошибками на безударные гласные, относились к нам свысока, считая нас неграмотными. А нам это было смешно, но уличать их в непоследовательности мы не хотели.

Есть у меня друзья в школьной среде. Так, моя ровесница Маринка, круглая пятерочница, когда мы с ней ходили в магазин, просила меня подсчитать сдачу, потому что сама это делала с трудом, читает же она по складам. Я и подумала: если в школе даже отличников учат настолько плохо, то мой папа, пожалуй, сделал очень правильно, что предпочел нас учить сам. Многие подружки говорили мне, что я очень везучая, потому что учусь дома. Что ж, пожалуй, оно так и есть. Не все родители отважатся учить своих детей самостоятельно, дома.

Сейчас моя старшая сестра поступила в экстернат и сдает экзамены по три класса в год. Я тоже намерена поступить в эту школу, но пока мне нет пятнадцати, меня туда принять не могут. Ничего, времени терять я все равно не намерена.

Дина КРЫЛАТОВА, 14 лет

P.S. Пока этот материал готовился к печати, у меня появилась приятная новость: меня тоже зачислили в экстернат. Так что буду теперь учиться вместе с сестрой. Пожелайте мне удачи!

Экстерн – то, что надо!

Non scholae, sed vitae discimus.

Не ради школы, но ради жизни учимся.

Латинский афоризм

Я несколько лет находилась на “домашнем обучении” – мои родители решили не отдавать меня в среднюю школу в силу ее общеизвестных недостатков и взяли мое образование на свою ответственность. Но для дальнейшей учебы нужен документ о среднем образовании. Вот почему в начале прошлого учебного года я поступила в школу-экстернат 304.

На отделении экстернатуры практикуется предметно-зачетная система вместо обычной классно-урочной. Графики сдачи зачетов никто заранее не составляет, это индивидуальное дело, в зависимости от желания и возможностей самого экстерна. О своей учебе нужно самому заботиться, иначе долго в экстернатуре не продержишься. В результате освобождения учителя от лишних обязанностей формируется иной вид отношений между педагогом и экстерном: вместо окриков одних и невнимательности и равнодушия других – атмосфера спокойно-дружелюбная и деловая: самостоятельность способствует развитию чувства ответственности и контактности.

Так вижу свою школу я, экстерн. А что думает директор, учитель? С этим вопросом я обратилась к директору 304-й Ирине Глебовне Сергеевой.

– Какой контингент учащихся в вашей школе?

– Самый разный – начиная с особо одаренных и заканчивая детьми, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в обычной школе, и теми, кто в силу сложившихся обстоятельств конфликтует с учителями.

В учениках у нас недостатка нет: ребята хотят побыстрее получить аттестат о среднем образовании, так как они уже учатся где-то – на подготовительных курсах или являются студентами вузов или техникумов. Это обычно одаренные, грамотные, умные дети.

Есть и взрослые, которые в свое время не получили среднего образования, а сейчас им нужен аттестат. Например, для повышения по службе. И еще одна категория людей, которые учились в техникумах, средних специальных учебных заведениях, но разочаровались в этой профессии. То есть пришли доучиваться.

– Ирина Глебовна, вы сами – преподаватель физики седьмого и восьмого классов экстерната. Насколько сложнее работать с экстернатом, чем с обычным классом?

– Особой сложности не вижу в силу того, что учатся умненькие дети. С такими, наоборот, очень легко работать.

– А какие перспективы у окончивших экстернат?

– Точно такие же, как после обычной школы, то есть самые разные. У них больше времени, чтобы готовиться на подготовительных курсах и поступить в вуз.

– А когда было основано экстернатное отделение при 304-й школе?

– Недавно, мы работаем лет шесть. В Москве мы были первыми. Теперь в столице много таких школ, даже в нашем Северо-Восточном округе их три.

– Чем была вызвана такая необходимость?

– Жизненная необходимость. Тем более теперь, в условиях рыночной экономики. В декабре нашей школе исполняется шестьдесят лет. Это очень старая школа, а тогда в Останкинском округе она вообще была одна-единственная. Нам нужно было каким-то образом выживать, выдерживать конкуренцию, чтобы имя школы звучало. Но звучит имя школы в связи с тем, что у нас старые кадры, крепкие, устоявшиеся, люди любят детей, хорошие педагоги.

– А кроме отделения экстернатуры, чем отличается 304-я от других школ?

– Детьми. У нас самые хорошие, добрые, отзывчивые дети. Наверное, ты обратила внимание на микроклимат в школе, взаимоотношения учеников с учителями.

– А если сравнить качество экстернатного образования с обычным?

– Не лучше и не хуже. Нормальное образование для определенных категорий учащихся, которые уже имеют какую-то базу знаний, полученных то ли в колледже, то ли самостоятельно. Разве это плохо, когда человек делает все сам? Недостаток только в том, что учителя за экстернат почти ничего не получают. Все держится на голом энтузиазме. При этом нет никакой текучести кадров: учителя работают много лет за мизерную зарплату…

Хильда КРЫЛАТОВА, 15 лет

Наша справка

Экстернатура – это особая форма получения образования для лиц, не посещавших учебное заведение. В нашей стране она существует с 1935 года. Позднее перевес получили другие формы обучения без отрыва от производства: вечерняя (так называемые ШРМ – школы рабочей молодежи) и заочно-консультативная. У вечерней школы есть ряд недостатков, например, требуется ежевечернее ее посещение.

Несколько лет назад начали вновь появляться отделения экстернатуры при средних школах. У экстернатуры имеется ряд несомненных преимуществ перед другими формами школьного обучения. Так, например, аттестоваться и получать документы об образовании можно по месту учебы, а заниматься дома, что очень удобно для самого учащегося. Высвобождается значительное количество времени, которое экстерны могут использовать на что-нибудь другое: посещать музыкальную школу, заниматься изобразительным искусством или спортом, подрабатывать, изучать другие учебные предметы, не входящие в основную школьную программу, готовиться в институт… При желании за год можно сдавать экзамены за несколько классов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте