search
main
0

Домашнее задание – сходить на почту. Проектная деятельность – одна из форм взаимодействия учителя и семьи

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры, так как оказалось в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада. Сказывается высокая занятость родителей или их безработица…

Семья и общеобразовательное учреждение – два важных института социализации детей: для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Иногда слышится упрек школе в том, что воспитательная деятельность носит формальный характер, в результате цели воспитания либо не достигаются, либо достигаются частично, поэтому настало время искать новые подходы в организации сотрудничества, менять содержание и формы взаимодействия школы и семьи.     Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогами, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.Суть моего взаимодействия с родителями учащихся заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого сотрудничества лежат принципы партнерства, взаимного доверия, уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает нам объединить свои усилия в воспитании Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, город, Отечество.Чтобы изменить ситуацию в сфере воспитания и достичь конкретных результатов, я решила использовать в своей работе такой прием, как организация совместной проектной деятельности учащихся и их родителей, которые смогли бы сделать свои действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Эту работу я начала проводить, как только была назначена классным руководителем 5-го класса. На основе результатов психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения склонностей, способностей и возможностей ученика я выявила группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности ребенка.Основная  цель проектной деятельности во внеурочное время – создание  оптимальных условий для развития личности ребенка через сотрудничество семьи и школы.Задачи:1. Создать детско-взрослую общность для социализации ученика.2. Целенаправленно обучать коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.3. Приобщать детей к культуре, истории родного края, традициям школы, поселка, страны.4. Вовлекать детей и их родителей в социальное проектирование.5. Создать банк идей социальных проектов. В начале нашего сотрудничества мы выяснили, что проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте. Обозначили структуру деятельности родителей и учащихся. Опираясь на эту структуру, мы выделили несколько групп умений, которые будут формироваться у детей в результате проектной деятельности:а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);г) информационные (осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на  незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е) рефлективные (адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).Готовясь к открытому мероприятию, посвященному 50-летию нашего поселка Чернышевский, и опираясь на все полученные знания, родители совместно с детьми приступили к выполнению проектов о поселке. Деятельность участников состояла из нескольких этапов.Первый этап (подготовительный):- определяется тема проекта;- ставится проблема;- определяются конкретные задания;- определяются группы учащихся;- распределяются роли;- назначается координатор.Второй этап (практический):- сбор и систематизация информации в соответствии с идеей, целями, задачами проекта;- выбор оптимального варианта  выполнения проекта;- подготовка  к  презентации.Третий этап (заключительный):- публичная защита проекта;- оценка проектных умений.В результате совместной работы учащихся и родителей были представлены проекты о социально значимых объектах нашего поселка:1. «У нашей почты женское лицо» (о почтовой связи).2. «Сбербанк – надежная копилка денежных средств» (о поселковом отделении Сбербанка).3. «Кадеты – школа мужества» (о новом образовательном учреждении в нашем поселке).Во время выполнения проектов учащиеся ознакомились с работой этих служб, что способствовало развитию навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками этих организаций,  а также навыков поиска, анализа, использования нужной информации, а также ИКТ. Завершающим этапом деятельности стала презентация проектов, на которую были приглашены сотрудники вышеназванных подразделений. Жюри и зрители высоко оценили представленные работы. Все участники проектов были отмечены дипломами и памятными подарками. А на школьной заключительной конференции родители-координаторы были награждены почетными грамотами за совместную творческую работу с детьми.Значительным событием для нашего класса и школы стала публикация в республиканском журнале «Ангел в ладошке» проекта «У нашей почты женское лицо».Проектной деятельностью ученики, обучающиеся в  моем  классе, вместе с родителями продолжают заниматься и дальше. Так, в рамках мероприятий, посвященных Году учителя, был создан проект «Учитель, перед именем твоим…». К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне был выполнен проект об узнице концлагеря  Валентине Сергеевне Рябковой, которая проживает в нашем поселке. Готовим проект «Милосердие» о тимуровском ученическом движении – хотим оказать Валентине Сергеевне посильную помощь. Учащиеся выполнили проект «Герой давно отгремевшей войны» о земляке, ветеране, герое ВОВ Алексее Афанасьевиче Миронове.В марте 2013 года координатор проекта – родительница Наталия Николаевна Любимкина и ученики класса  защищали проект «Здоровый век  –  здоровое поколение» в городе Мирном.Участвуя во всех школьных мероприятиях, ученики  совместно с родителями  создавали ежегодные презентации к выступлению агитбригад по ЗОЖ, инсценировкам песен о войне «Алеша», «Боевые ордена»,  «Смуглянка». Родители также  оказывают помощь в  оформлении, являются дизайнерами  и стилистами наших детей, помогают создавать сценарии к различным праздникам. По окончании 9-го класса все выпускники получили диск «Прощай, школа», в создании которого принимали участие все ученики и их родители. В диске  были запечатлены лучшие моменты школьной жизни  моих учеников  с 1-го по 9-й класс. Сейчас мой 10-й класс под руководством родителей приступил к выполнению проекта о Евгении Никаноровиче Батенчуке, директоре строительства Вилюйской ГЭС, которая построена в нашем поселке (первая в мире ГЭС на вечной мерзлоте), к 100-летию со дня его рождения. Для формирования у ребят толерантного отношения к ценностям других культур планируем создать семейные проекты, в которых отразятся обычаи, обряды, традиции разных народов.Положительными результатами своей работы считаю следующие аспекты:1. Было вовлечено подавляющее большинство учащихся и родителей.2. Проектная деятельность помогла самореализации, самоутверждению каждого участника, даже не успешного в учебе.3. Совместная работа сблизила родителей и детей.4. Участники приобрели навыки, которые помогут им адаптироваться в  современном мире, проявляя свои лучшие качества: толерантность, милосердие, уважение к Отчизне и ее традициям.Прим. ред. Примеры проектов опубликованы на сайте «Учительской газеты»  http://www.ug.ru/method_article/837. ​Ирина БЕЗЪЯЗЫЧНАЯ, социальный педагог средней школы №3 поселка Чернышевский  Мирнинского района Республики Саха (Якутия), победитель IX Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте