Что думают о внеурочной нагрузке родители и педагоги?
Единственный способ вернуть домашним заданиям актуальность – сделать их содержание полезным и важным для детей
Конфликт вокруг домашних заданий, связанный с заведенным и затем отмененным уголовным делом против учителя начальной школы из Златоуста, на излете учебного года вернул интерес к этой теме родителей школьников. Причем даже тех, кто до истории в городе Златоусте объемом и содержанием домашних заданий своих детей вообще не интересовался.
Сайт «Учительской газеты» решил выяснить, что нужно и важно знать родителям про домашние задания. Мы также провели опрос среди родителей, которые со всей серьезностью вникают суть того, что школьникам задают на дом. На наши вопросы отвечали также и школьные педагоги, от опыта и компетентности которых в итоге зависит, принесет ли процесс выполнения заданий пользу или вред.
Возьмите на заметку!
Домашние задания регулируются СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, с учетом изменений от 24.11.2015 №81):
«10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 – 3 классах – 1,5 ч,
в 4 – 5 классах – 2 ч,
в 6 – 8 классах – 2,5 ч,
в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.»
В 1-м классе обучение проводится без балльного оценивания и домашних заданий (п.10.10)».
Весь раздел «X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности» подробно рассматривает всевозможные условия и режимы обучения, урочную и внеурочную нагрузку, ее распределение по учебному дню с учетом дней недели.
Учитель по должностной инструкции обязан соблюдать предусмотренные в СанПиН условия организации деятельности на своих уроках, а администрация – составление расписания и координацию работы всех сотрудников в соответствии с ними. Многие администраторы критично относятся к жестким требованиям СанПиН в отношении составления расписания. Но все как-то приспособились.
Некоторые школы разрабатывают и публикуют свои локальные правила подготовки и проведения домашних заданий. Независимо от их наличия или отсутствия, родители вправе со своей стороны контролировать соблюдение нормативных требований и обращаться к учителю или администрации школы с вопросами и претензиями. В случае неудовлетворяющей реакции, родители могут обратиться в вышестоящие органы власти или надзора.
На практике домашние задания редко становятся причиной серьезных проблем. Если в ситуации с учителем из Златоуста жалоба была на слишком большие и сложные задания, то известны случаи, когда родители жалуются на отсутствие или слишком простые домашние задания. Они видят в этом риск некачественного обучения.
Домашние задания не должны быть пустой тратой времени!
Итак, что же беспокоит родителей? Какие проблемы с домашними заданиями для них наиболее актуальны? И на какие проблемы, связанные с домашними заданиями, обращают внимание сами педагоги?
Мария, мама троих детей, Петрозаводск: – У меня трое детей. Двое из них школьники. Сын учится в третьем классе, дочка – во втором. Оба ребенка гимназисты, но учатся в разных учебных заведениях и по-разному. Дочка ответственно относится к урокам, их выполнение не вызывает никаких трудностей. Больше двух часов она не проводит за книгами и письменным столом. Практически со всеми заданиями справляется сама, помощь требуется в английском языке и при выполнении сообщений и исследований, которые делаются с использованием компьютера и интернета. С сыном ситуация иная. Знаю, что у части его одноклассников сложности такие же. В ученических тетрадях записи ведет небрежно, не всегда трудится при выполнении классной работы, поэтому дома он часто доделывает классную работу, потом выполняет работу над ошибками и уж потом приступает к «домашке», которую с превеликим мучением сначала делает на черновике…
Сколько бы мы ни работали с тем, чтобы на домашнюю работу у него уходило меньше времени, у нас не получается. Не работают ни рекомендации психолога, ни увещевания педагога, ни наш родительский контроль. Невролог нас утешает. Говорит, что возраст такой, что нужно ребенку больше отдыхать, что с синдромом дефицита внимания живут и сталкиваются очень многие папы и мамы. В итоге на домашнюю работу у старшего уходит никак не меньше четырех-пяти часов, много его усилий, слез. Ложится поздно, встает рано, устает сильно. Иногда мне хочется просто разрешить ему не делать уроки. Особенно в моменты, когда понимаю, что сын устал и сил у него нет… Мы с мужем не единожды обсуждали ситуацию с домашним заданием. Вот какие наблюдения есть. Важно учитывать, что у наших детей по сути есть два комплекта тетрадей, которыми они пользуются постоянно. Тетради на печатной основе – это те, что входят в комплект к учебнику. Считается, что в них работать ребенку проще, писать в них много не приходится. Но иногда задания в этих тетрадях достаточно сложные и требуют времени для выполнения. И обычные тетради, зеленого в советском понимании цвета, в которых ребенок пишет от руки. Там по-прежнему есть записи классной и домашней работ. Нередко у моего сына возникают сложности не то что с деланием, но с записью домашнего задания. Иногда он путает, как делать урок – задание из печатной тетради или из учебника. Когда задают и там, и там, ему кажется, что это огромное количество уроков, с которыми он просто не может успеть все и вовремя… По поводу домашней работы. Я думаю, что было бы легче, если бы у нас был список заданий, которые мы обязаны сдать к концу четверти в выполненном состоянии. Такой табель. Сложно, когда за невыполненную работу третьекласснику лепят одну за другой двойки. Очень часто мой сын не может сделать задание именно сегодня, но в другой день у него получится, я знаю. Тем более, он музыкант. Весной у него экзамены еще по нескольким дисциплинам в музшколе, отчетные концерты и репетиции. Возвращаясь после хора, где он стоял полтора часа, сложно успеть сделать еще что-то. Я знаю, что дети учатся в обычных школах, где в классах по 30 человек. Так что нельзя рассчитывать на индивидуальный подход. Сложно, когда ребенок не может быть внимателен на всех уроках, когда он чувствует себя неуспешным в том числе из-за объемов заданий. Но я понимаю и школу, и учителей. Они трудятся, они выполняют планы, они должны успеть… У меня больше вопросов к составителям программ и учебников, которые часто дают детям халтурно составленные задания, небрежно размещают их в тетрадях на печатной основе: например, условие задачи на одной странице, а вопросы к ней на обороте. Такие казусы значительно осложняют жизнь ребят, которые сложно сосредотачиваются… Еще мне бы хотелось знать, что эффективнее, задавать или нет уроки на дом, особенно в началке. Иногда я думаю, что дома мы не уроки делаем, а доучиваем детей, которые в условиях переполненных классов не успевают учиться. Не все. Есть дети, которым это дается. Но есть и другие. Как быть с ними?..
Татьяна С., мама 6-классника, Нижний Новгород:
– Сейчас у нас нет особых проблем с домашними заданиями, но они были совсем недавно, в начальной школе, причем с ними мы сталкивались практически ежедневно, все 4 года. Заданий было много всегда, даже на выходные дни. Кроме того, многие из домашних заданий были сложными и требовали участия родителей. Когда мы, родители, на собраниях пытались деликатно и мягко сказать учителю о том, чтобы она задавала поменьше сложных и трудоемких заданий, она приводила резоны, которые исключали полемику: \”Я хочу, чтобы вы проводили с детьми как можно больше времени. Мои задания требуют сотрудничества. А если они будут легкими, вы займетесь своими делами и не будете обращать на ребенка внимания\”.
Намерения учителя были благими, чистыми, – нам стыдно было за них ее осуждать. Тем более мы так хотели попасть в ее класс, рвались туда сами, никто нас не принуждал. Репутация у нашей учительницы была самая что ни на есть прекрасная. Так что нечего было о волосах жалеть, потерявши голову. Тем не менее по факту сложилась ужасная ситуация – многие дети, подогреваемые родительским тщеславием, очень быстро привыкли к участию мам и пап (кое у кого – репетиторов) и перестали надеяться на себя, они до ужаса боялись сделать что-то плохо. Перфекционизм вырос настолько, что стал угрожать психическому здоровью. Честно скажу, мы не чаяли момента, когда расстанемся со своей \”любимой учительницей\”. После перехода в среднюю школу и детям, и родителям нашего класса стало учиться несравнимо легче, свободнее.
Сергей Пожидаев, начальник отдела образования администрации Ремонтненского района Ростовской области (учительский стаж – 30 лет, директорский стаж более 20 лет):
– Опыт моей работы учителем уже давно меня убедил, что раздача домашних заданий ученику после каждого урока в виде \”прочитать параграф и ответить на вопросы к нему\” – бессмысленная трата времени. Сразу отмечу, что это касается устных предметов, не берусь утверждать то же самое про предметы «математика» и «русский язык». Объясню почему: на уроке мы рассмотрели тему по параграфу, закрепили, зачем ее еще и на дом задавать? Во-вторых, ученик должен сам регулировать свой процесс обучения. Гораздо полезнее перед началом модуля, блока, раздела – дать ученику набор заданий ко всему разделу, а не по каждому уроку. Это может быть набор вопросов, мини-проект, исследование, подготовка реферата. А в конце раздела-модуля провести урок-контроля, итоговый, зачетный, чтобы выявить уровень освоения. При таком подходе над учеником не висит авторитарный \”меч\” ежеурочного контроля, не тратится бездарно время на опрос в начале урока, когда выясняем, что половина класса… опять не готова к уроку. А главное, такой подход позволяет ученику самому принять решение, какую форму и в какое время выбрать для защиты своих знаний по изучаемой теме.
Альбина Иващенко, учитель русского языка и литературы, средняя школа №4 города Бора Нижегородской области:
– Домашние задания не должны быть пустой тратой времени – это первое и главное условие. Они должны способствовать закреплению знаний и навыков, полученных на уроке. В русском языке очень многое зависит от качества закрепления. Поэтому домашние задания необходимы. Многим детям на уроке кажется, что все очень просто и понятно. Зачем еще и дома заниматься ерундой? Но мои коллеги знают, что если не закрепить, то результаты сразу дадут о себе знать. А вот новый материал на самостоятельное изучение давать не следует ни в коем случае.
Важнейший момент – домашнее задание должно быть индивидуальным. Не стоит всем детям давать одно и то же. Если кому-то необходимо выполнить упражнение, то другому, более сильному ученику, \”показано\” более творческое задание по изучаемой теме.
Третье – домашние задания должны быть рассчитаны на полностью самостоятельное выполнение. Без помощи родителей и репетиторов. Если ребенку должен кто-то помогать при выполнении, смысл теряется и домашнее задание превращается в наказание детей и взрослых.
И последнее. На выполнение домашнего задания по русскому языку не должно уходить более получаса. По литературе все иначе, но литература далеко не каждый день, поэтому мы имеем возможность более объемные задания по этому предмету задавать на каникулы или выходные.
Екатерина Либерцева, учитель информатики, лицей №1, Петрозаводск: – Самая большая проблема, невозможность оценить весь объём домашних заданий, чтобы нормировать своё. И ещё обилие готовых домашних заданий, поэтому в 5-8 классах, пока не сформирована мотивированная ответственность, приходится выкручиваться. В старших классах домашнее задание необходимо для отработки навыков, но каждому ученику требуется разное количество заданий для их формирования нужного уровня, который, в свою очередь, тоже может быть разным у каждого ученика. Поэтому я даю дифференцированное домашнее задание всегда с ответами, так как его функция – не контроль, а развитие!
Читайте также
Фото Ольги Максимович
Комментарии