Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Домашнее чтение. Как вернуть замечательную семейную традицию

Учительская газета, №35 от 1 сентября 2015. Читать номер
Автор:

Читающие дети, как правило, вырастают у читающих родителей. В эпоху докомпьютерную, тем более дотелевизионную, домашнее чтение было традицией во многих семьях, особенно тогда, когда дети еще учились в младших классах. А сегодня? Вернувшись из школы, мальчики и девочки тут же бегут к компьютеру, даже обедают вместе с ним, и на два, три и более часов отвлекаются от реальной жизни. В наше время для школьников это главное и нередко единственное увлечение.

Мозг ребенка привыкает работать с минимальными усилиями и становится неспособным для трудоемкой творческой работы, скажем, над книгой. Недаром говорится, что чтение для ума все равно что физическое упражнение для тела. Как все-таки приобщить ребят к чтению? Хорошо, когда классные руководители делают это совместно с родителями. Вот Алла Землякова из Ростова-на-Дону ввела в своем классе такое новшество: на время каникул она дает ученикам небольшой список книг для чтения всей семьей. Дома они вместе с родителями читают, пишут отзывы. А потом в классе устраивается обсуждение каждой книги, в котором участвуют и родители, и их дети. Учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии Галина Бузанакова в своем классе вместе с родителями и учениками вот уже много лет ведет дневник путешествий по одной из книг. Это стало хорошей традицией, и многие выпускники гимназии среди других памятных событий школьной жизни вспоминают и литературные путешествия. Галина БУЗАНАКОВА, учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии:Самый лучший метод развитияЧтение вслух вместе с детьми – лучшего ничего и не придумаешь. Тепло и уютно в доме, когда вся семья мысленно уносится куда-нибудь в тридевятое сказочное царство или вместе с главным героем совершает подвиги во имя победы Добра над Злом. Помню, с каким упоением вместе с сыном Антоном и дочкой Машей мы читали «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова. Они знали эту книгу почти наизусть. Многое и сын, и дочка потом дочитывали самостоятельно. Маша читала, перечитывала книги Астрид Линдгрен. Некоторые серьезные книги Антон читал раньше того, как эти произведения стали изучать в классе. Как-то, когда он учился в 7-м классе, я готовилась к уроку по книге Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и попросила сына на нашей карте показать весь путь корабля «Дункан». Он нашел только мыс Доброй Надежды. Устыдился, что не все помнит, и перечитал этот замечательный роман.Маша просиживала многие часы над эпопеей Льва Толстого «Война и мир». Ко мне в комнату вбежала взволнованная: «Мама, неужели князь Андрей умрет?» «К сожалению, он был смертельно ранен», – ответила я. Когда я хотела ей рассказать, что было в романе дальше, она ответила: «Нет-нет, я сама прочитаю». И не только дочитала, но впоследствии еще дважды прочитала все четыре тома.Марина ДОНСКАЯ, библиотекарь, кандидат филологических наук:   Дача стала избой-читальнейМы с мужем «постановили»: с собой на дачу берем только книги и оставляем дома телевизор, компьютеры, мобильные телефоны. В свободное от работы в саду-огороде, занятий спортом время мы читаем книги. Разные, в основном классику.Как-то по очереди читали «Оливера Твиста» Диккенса. Вдруг вижу: соседская девочка Ната, лет двенадцати, стоит за забором и, вытянув шею, слушает. Я, конечно, пригласила ее в нашу беседку. В следующий раз Ната пришла со своими двумя подругами. Потом присоединились другие ребята и даже взрослые. Эти наши интеллектуальные посиделки стали традицией. Родители детей были нам очень благодарны. Дети подружились. Уже в Москве ребята стали перезваниваться и, что самое замечательное, нередко рассказывали друг другу о книге, которую читают. И я скажу точно, что хотя бы еще одна семья стала читающей.Сергей КОЛОВОРОТНЫЙ, детский писатель: Ни дня без книжки!Как человек, который много читает, хочу поделиться опытом и дать несколько советов, способных помочь привить любовь к чтению вашим детям. Совет первый – как можно раньше начинайте читать своим деткам хорошие книги. Чтение вслух – отличное начало для знакомства с литературой. Разумеется, для этого нужно и время, и желание. Родители, которым небезразлично, каким будет их ребенок, кем он вырастет, я уверен, найдут и первое, и второе. Впрочем, и ребенок оценит это, ведь дети все чувствуют. Они даже смогут ощутить, какое у вас настроение в данный момент, по вашему голосу, по интонациям. Книги в вашем доме должны занимать достойное место. Освободите несколько полок в шкафу и расположите там несколько рядов хороших детских книжек. Пусть ребенок видит, что в его семье отношение к книгам уважительное. Совет второй – дайте ребенку посмотреть хороший фильм или мультфильм, а потом предложите почитать книгу: там еще интереснее написано! Если ребенку понравилась тема, он проявит интерес и к книге. Для примера – в середине восьмидесятых после выхода фильма «Гостья из будущего» книги Кира Булычева о девочке из будущего Алисе Селезневой в библиотеке взять уже было почти невозможно – они переходили из рук в руки. Совет третий – покажите ребенку собственный пример чтения.  Отлично помню из детства такую картинку – читающих папу и маму. Это производило впечатление и вызывало собственный интерес. Рискуя сломать себе шею, я подставлял к книжному шкафу табуретку и перебирал на полках книги. Перечитывал самые интересные множество раз. Не поленитесь, сходите с ребенком в библиотеку. На первых порах помогите ему выбирать книги. За советом можно обратиться к работникам библиотеки – им-то хорошо известно, что любят читать детки разных возрастов. И последний совет, самый неожиданный – напишите своему ребенку книгу сами! Ну можно не писать, достаточно ее придумать. Расскажите ему, что пишете книгу о нем самом, о его жизни, о его приключениях и его друзьях. Предложите ему что-то самому добавить. Возможно, это подтолкнет его к тому, что он начнет записывать свои мысли, вести дневник. Именно так и рождаются знаменитые детские писатели!Мнение психолога Виктор САМСОНОВ, школьный психолог:Этот притягательный мир Семейное или домашнее чтение становится все более редким явлением. Можно ли спасти эту замечательную, возникшую еще в старинные времена традицию? Конечно, здесь все зависит от семьи. Пример читающих родителей особенно заразителен. Я вырос в семье врачей. У нас была большая библиотека, в которую я входил как в храм, потому что все взрослые, включая моего старшего брата-студента, относились к книгам с благоговением. И я всегда с нетерпением ждал, когда мама, папа или дедушка возьмут в руки какой-нибудь загадочный, таинственный для меня том, позовут меня и начнут читать. Но особенно мне нравилось, когда ко мне приходили друзья, и мы все – взрослые и дети – читали по очереди «Робинзона Крузо» или, скажем, «Черную курицу» Одоевского. Думаю, что именно с этих посиделок началась любовь к чтению и моя, и моих товарищей. Точно так же среди книг росли мои дети, а теперь и внуки. Да, к сожалению, сегодня нечасто встретишь семью, в которой живет эта важная для воспитания человека традиция. Надо напоминать, говорить родителям, что чтение книг – это не только развлечение, а еще и занятие, роль которого в воспитании человека трудно переоценить. Я напомню лишь известные истины: оно повышает грамотность, развивает кругозор, учит мыслить, обогащает речь, воспитывает такие нравственные качества, как умение сопереживать, сочувствовать. Приобщать к чтению нужно сызмальства. Заставлять читать, скажем, с десяти лет уже трудно. В самом раннем возрасте можно читать ребенку короткие сказки, стишки, постепенно увеличивая время на общении с книгой. И тогда малыш, подрастая, привыкнет к тому, что книга для него – это постоянная спутница на все времена. Чтение вслух ребенку надо продолжать, даже когда он уже учится в школе. Скажем, дочитать ему до кого-то самого увлекательного места и отложить книгу на потом. Ребенку, конечно, не терпится узнать, что будет дальше, и, не дожидаясь следующего раза, он возьмет книгу и прочитает ее самостоятельно. Вот так можно начать возрождать традицию домашнего чтения или любовь к чтению вообще. Разговаривая с подростком, я по его речи могу безошибочно определить, читает он книги или нет. Как тут не вспомнить слова Вольтера: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту