Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дом и детдом – два разных мира

Дата: 15 октября 2012, 12:51
Автор:

«Детский дом – это академия повышения квалификации несчастья». Такую характеристику данной форме содержания детей-сирот дала руководитель отдела образования Всеволожского района Ленинградской области Ольга Ковальчук. Причем ее позиция исключает декларативность. Во Всеволожском районе действительно нет ни одного детского дома. Последний был ликвидирован совсем недавно. Хотя, по признанию Ольги Ковальчук, сделать это было непросто, поскольку общественный стереотип, что для детей-сирот должно быть специальное учреждение, очень стоек.

– Однако в нашем понимании дети-сироты, так же как любые другие дети, нуждаются в домашнем уюте и семейной обстановке, – убеждена Ольга Ковальчук. – Детдом, каким бы он красивым и ухоженным ни был, никогда не заменит семью. За все время моей работы я не видела ни одного детдома, в котором бы мне самой захотелось остаться и пожить. Эту казенность ничем не вытравишь. И потом, в детском доме собираются дети, которые в своей жизни столкнулись с проблемами, видели не самые лучшие картинки, в их семьях произошли несчастные случаи, родители убивали друг друга, пили, и эти дети, поступая в детдом, еще и проходят «курсы повышения квалификации», общаясь с такими же, как они, обиженными жизнью ребятами. Как в этом замкнутом кругу они могут стать другими?

Поэтому идею закрыть детдом мы восприняли как позитивную и постарались найти возможности для решения вопросов устройства детей в семью, вариантов для их дальнейшего пребывания. Сейчас у нас в районе нет детдома, и, как ни странно для скептиков, система прекрасно обходится без него, зато начала активно развиваться школа приемных родителей, где работают сильные психологи, специалисты, которые сами имеют приемных детей. Идет позитивная динамика усыновления, развития опеки, семейного детдома.

Действительно, в Ленинградской области уже много лет считают, что, если есть возможность избежать попадания ребенка в госучреждение, эту возможность нужно использовать. По словам специалиста Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Надежды Дмитриевой, анализ положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет отметить, что в Ленинградской области наметились следующие тенденции: сокращается число выявленных детей, лишившихся родительского попечения, растет число детей данной категории, передаваемых на воспитание в семью, сокращается численность детей, передаваемых на воспитание в учреждения.

Поэтому оправданна и естественна происходящая в регионе оптимизация сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, за период с 2008 по 2011 год количество детских домов в Ленинградской области уменьшилось с 29 до 15, количество воспитывающихся в них детей – с 1291 до 692. Вместе с тем увеличилось количество семей, воспитывающих детей, которые ранее находились в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 сентября текущего года в Ленинградской области функционирует 14 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если говорить о том, насколько готова Ленинградская область к решению поставленной задачи, то следует отметить, что на протяжении последних лет здесь делается все возможное, чтобы заинтересовать и поддержать граждан, желающих принять обездоленных деток в свою семью. Как рассказала заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елена Спасская, для этого была разработана специальная программа по подготовке жителей региона, желающих стать родителями для нуждающихся ребятишек. В ее рамках организованно и систематически проводилось обучение в Гатчинском, Тосненском, Всеволожском, Волосовском, Приозерском, Кингисеппском, Сланцевском, Тихвинском, Тосненском, Кировском муниципальных районах и Сосновоборгском городском округе.

Кроме того, продолжается работа со СМИ с целью информирования граждан РФ о возможных формах приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, создан и ежемесячно обновляется интернет-сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области www.sirota-lo.ru по теме «Дети-сироты. На Ленинградском областном телевидении ежегодно снимается цикл передач об опыте работы по развитию института приемной семьи, издается сборник «Развитие института приемной семьи в Ленинградской области». Помимо этого во всех муниципальных районах Ленинградской области созданы интернет-сайты, где размещается информация о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

На сегодняшний день основной формой семейного устройства в Ленинградской области остается безвозмездная опека (попечительство). Под опекой (попечительством) сейчас находится 3705 детей. Посторонними гражданами под безвозмездной опекой (попечительством) в 2012 году воспитывается 407 детей, что составляет 11% от общего числа опекаемых детей, родственниками воспитывается 3298 ребенок, соответственно 89% от числа опекаемых детей.

Итогом совместной работы комитета и администраций муниципальных районов Ленинградской области стал рост числа приемных семей до 456, в них воспитываются 652 ребенка. В безусловных лидерах по числу детей, воспитывающихся в приемных семьях, находится Гатчинский район – 76, семей – 34. Второе место занимает Волховский муниципальный район – 62, семей – 56, третьим районом, где охотно принимают детей в семью, стал Лужский муниципальный район – 68, семей – 54.

Как отметила Елена Спасская, особенностью данной формы устройства является то, что из 652 детей, воспитывающихся в приемных семьях в 2012 году, 64% детей старше 7 лет, тогда как на усыновление детей старше 7 лет в 2012 году передано всего 11%.

Все приведенные цифры не могут не радовать. Это тот редкий случай, когда слово «оптимизация» несет в себе положительный заряд. Потому что мы знаем, какие дети выходят из детских домов – не приспособленные к жизни, не адаптированные к условиям, которые их ждут в реальности. Они не знают, как распорядиться жильем, которое им досталось, становятся жертвами мошенников. В детдоме при всей уникальности российского опыта за детей делают все. Но еще страшнее то, что у ребенка нет эмоционального опыта семейной жизни. А в отсутствии опыта как он научится любить, строить семейные отношения, решать бытовые семейные вопросы? У него формируется только потребительское отношение. Но все же, как считает заместитель главы Ломоносовского района Ленинградской области по социальным вопросам Наталья Логинова, если реально смотреть на вещи, в ближайшем будущем без детских домов все равно не обойтись, потому что есть дети, взять которых в семью пока нет желающих. Однако форму их содержания нужно менять, поскольку прежняя себя не оправдала. Нужно создавать детские города и деревни, где условия должны быть максимально приближенными к бытовой жизни. Особенно важно, если при доме будет земельный участок. В условиях сельской местности это необходимо, чтобы приучить ребенка к труду. Лишь кардинально изменив содержательную часть, можно надеяться, что для выпускников детских домов значимой и на всю жизнь запомнившейся станет только вторая часть словосочетания – дом.

Фото Марии Голубевой


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt