search
main
0

Дом, где детям интересно. Создается воспитателями, которым интересно работать с детьми

Одно из самых интересных дошкольных учреждений находится в Северо-Западном округе столицы. Это «Дельфиненок» – детский сад №2337 – учреждение комбинированного типа, созданное 10 лет назад, которое в 2001 году получило статус Центра развития ребенка, в 2005 году стало «Детским садом года» в номинации «Центр развития». Что же позволило коллективу, возглавляемому почетным работником общего образования, лауреатом премии «Серебряная ветвь Северо-Запада» Ольге Люкшиной, добиться столь значимых результатов в такие короткие сроки?

Сама Ольга Михайловна во всем «винит» свой коллектив. Она их называет могучей кучкой. (Именно в этом образовательном учреждении работает известная всей Москве Элина Пронина – победительница конкурса «Учитель года-2001», конкурса «Московские мастера» в номинации «Воспитатель года», «Воспитатель года-2006».) Ведь для того чтобы претворить все планы в жизнь, нужны люди неординарные, талантливые, творческие. Этот детский сад, ставший Центром развития, имеет и массовые группы, и специализированные, и коррекционные (в том числе группы детей с диагнозом «Нарушение опорно-двигательного аппарата»), и группы кратковременного пребывания. Иными словами, тут органично слиты воедино дошкольное и дополнительное образование, что позволяет иметь самые разнообразные направления работы: познавательное, художественно-эстетическое с экологическим компонентом, физкультурно-оздоровительное, социальное, коррекционное. А для этого, совершенно права Ольга Михайловна, нужны высококвалифицированные педагоги дополнительного образования. Таких Люкшина сумела найти и пригласить в свой центр.

Скажем, разве неудивительно, что музыкальным руководителем тут стала профессиональная скрипачка, а руководителем изостудии «Золотая кисточка» – преподаватель художественной школы с 25-летним стажем работы. Когда Елена Николаевна Крутицкая, работавшая в художественной школе с подростками от 12 до 16 лет, пришла в «Дельфиненок», то вовсе не ожидала, что заведующая поддержит ее идею об организации изостудии по принципу профессионального обучения детей изобразительному искусству. (Позже Елена Николаевна – по второму высшему образованию еще и культуролог – написала программу по истории искусства, адаптированную для дошкольников, позволяющую сложный материал дать в простой, доступной форме, чтобы каждый дошкольник его понял.) Но это было начало, потому что профессиональное обучение предполагает работу с качественными материалами, и Елена Крутицкая вместе с Ольгой Люкшиной закупили в художественном салоне все самое качественное, что только там было: кисточки, краски и так далее. Теперь дети, скажем, рисуют французской пастелью на специально предназначенной для этого итальянской бумаге. Это сказка, что дети не могут обращаться с такими материалами бережно и аккуратно: их можно этому научить, и Елена Николаевна делает это весьма успешно. Ее занятия посещают все дети, поскольку они стоят в расписании, а вот успехи у каждого ребенка разные, как и талант. Хотя Елена Крутицкая считает талантливыми всех, а свои занятия строит как занятия в мастерской художника. Такой подход во многом предопределил успехи студии в различных выставках детского творчества. Например, на первой международной выставке детского художественного творчества в рамках Российско-болгарского фестиваля «Я люблю Москву – я люблю Варну» российская сторона была представлена только работами воспитанников «Золотой кисточки», а на второй – в рамках Российско-датско-болгарского фестиваля «Волшебный мир сказок Г.Х.Андерсена», приуроченной к 200-летию великого датского писателя – книга сказок Андерсена, иллюстрированная студийцами «Золотой кисточки». Международная художественная галерея пригласила студию к сотрудничеству, и три года «Золотая кисточка» участвовала в различных проектах.

Но мало только учить детей рисовать, нужно еще и развивать их, показывая им настоящее искусство. В программе есть раздел «Знакомство с народными промыслами». Для этого в «Дельфиненке» созданы экспозиционные музейные зоны деревенского быта, декоративно-прикладного искусства и ремесел, кабинет искусства, кинозал и керамическая мастерская, оборудованная в бывшей раздевалке. Татьяна Николаевна Вараница, заместитель заведующей, старший воспитатель и методист, разработала в свое время дизайнерский проект, предложила поставить в помещении специальный стол, встроенную мебель. Кстати, прежде чем попасть на занятия в керамическую мастерскую, дети проходят специальное собеседование с медсестрой и после этого очень хорошо знают, как нужно себя вести, как работать с глазурями, которые могут содержать примеси кобальта, окиси хрома.

В музее собраны настоящие декоративно-прикладные произведения дымковского промысла, филимоновские игрушки, дореволюционные самовары, угольные и чугунные утюги и многое другое, что дети могут рассмотреть, потрогать. Конечно, без помощи родителей не удалось бы ничего собрать: сюда они приносят семейные рушники, переданные из поколения в поколение. И если уж ребенку рассказывают о том, что такое сусальное золото, то показывают при этом настоящую зыбковскую игрушку, украшенную настоящим сусальным золотом. Дети понимают, что это не подделка, а народное искусство.

А еще Елена Николаевна, как ни странно, читает детям лекции по истории искусства, показывает слайды, на которых вещи, начиная с первобытных времен, рассказывает об античности, знакомя с библейскими и античными сюжетами.

Творчество педагогов в «Дельфиненке» поощряется и поддерживается. Например, педагог дополнительного образования Элина Тимофеева своими руками создала удивительный экологический комплекс «Живая планета» с эксклюзивными макетами «Природно-климатические теплые зоны земли», «Этажи леса», «Звездное небо», «Пещерой подземных королей», каминным уголком, экологической тропой с шестью маршрутами, экспериментальной лабораторией. Такая большая и трудная работа была сделана для того, чтобы дети реально поняли, какая удивительная природа их окружает и как ее нужно сохранять.

Трудно сказать, что еще появится в «Дельфиненке», не зря же у Ольги Михайловны есть заместитель по приоритетам Татьяна Сапрыкина, а это значит, что работа по выработке приоритетов идет постоянно.

Здесь вообще постоянно идет процесс развития. В группах создается предметно-развивающая среда, например, игровые, книжные уголки, уголки природы. Есть даже уголок, где дети наряжаются в театральные костюмы. А у воспитателей свои задачи: чуть что новое появляется и предлагается, сразу собираются на семинар, изучают, потом реализуют новое очень быстро и энергично. А как иначе, ведь сегодня к работе центра проявляют немалый интерес коллеги не только из Москвы, но и других регионов России, здесь им не только все объясняют, но и показывают все ноу-хау в действии. Люди увозят то, что понравилось, пытаются внедрить у себя, а специалисты Центра потом выезжают в командировки и смотрят, что из этого получилось, что-то в свою очередь находят в новом опыте для себя.

В определенном смысле участие в конкурсе «Детский сад года» стало для «Дельфиненка» проверкой собственных достижений. На первом этапе жюри смотрело альбом с анализом работы учреждения за последние три года, на втором – приехало в центр, чтобы провести комплексное обследование. Вот тут специалистам нужно было рассказать о своем опыте, показать детей в действии, в работе в группах, на улице. Жюри увидело абсолютно раскованных детей, которые совершенно свободно, не смущаясь, общались со взрослыми. Их не заставляли что-то специально учить, готовить, они работали в своих группах так, как привыкли работать каждый день. Одну из девчушек спросили, каких писателей знает, а она по собственной инициативе прочла наизусть «Бородино». Другую попросили ответить, о чем можно сказать «золотые», и та вмиг объяснила, что золотыми могут быть руки, когда человек все умеет делать. Эксперты отобрали шесть человек для разговора, а остальные просто настояли, чтобы с ними поговорили тоже. В результате резолюция жюри была такой: конечный уровень развития детей – высокий.

На третьем этапе нужно было рассказать о центре, и рассказ этот был в театрализованной форме. Сценарий написала учитель-дефектолог Татьяна Каданцева, выступали все педагоги во главе с Ольгой Михайловной. Неудивительно, что центр одержал победу с огромным отрывом в баллах от других участников конкурса.

Во дворе центра стоит дельфиненок, нет ребенка, который бы не сфотографировался с этим зеленым красавцем и всеобщим любимцем: нос, два плавника, хвост на взлете. Когда-то в Швеции Ольга Михайловна увидела на площади у Королевского дворца огромного зеленого медведя, подошла, посмотрела: а это дерево, которое подрезают по форме специально сделанного каркаса. Ей очень понравилось, и, вернувшись в Москву, она попросила родителя-сварщика сделать такой каркас, но в форме дельфиненка. Теперь во дворе стоит дельфиненок – красивый, зеленый, с клейкими листочками. Символ замечательного центра для детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте