Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80%
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
С понедельника в Астраханской области вводят локдаун
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80% В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике С понедельника в Астраханской области вводят локдаун

Дом без одиночества. Программа детского общественного объединения

Дата: 19 октября 2011, 09:33
Автор:

Программа, которую я предлагаю вашему вниманию, возникла на основе опыта работы детского общественного объединения «Дом без одиночества» для ребят в возрасте от 8 до 17 лет и взрослых. Программа опирается на реальные запросы и интересы детей и направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, обучение навыкам преодоления кризисных ситуаций, на социальную адаптацию детей и подростков к новым условиям. Ее можно реализовать в любом образовательном учреждении.

деятельности: адаптация к жизни в современном обществе детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии через создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих.     деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.      

Цель: создание условий для социального становления личности ребенка через общение и деятельность в объединении.

Задачи:

– обогатить работу с детьми в детском объединении новыми социально-экономическими отношениями;

– способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка;

– обеспечить равные возможности в социальном становлении детей и подростков;

– создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

Содержание программы включает три основных блока.

\”Доброта, забота, милосердие\” – предусматривает воспитание привычки совершать добрые поступки, помогает осознать, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), участие в различных благотворительных акциях, ярмарках милосердия, посильная помощь членам объединения).

\”Радость и веселье\” – предусматривает организацию досугово-массовых мероприятий (концерты, встречи, конкурсы, праздники).

\”Лидер ХХI века\”  – предусматривает развитие лидерских способностей детей и подростков через систему занятий в Школе лидерского мастерства (ШЛМ) и организации детского движения в условиях Дома детского творчества.

Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-17 лет.

Срок реализации: 3 года.

Формы обучения:

– коллективная творческая деятельность;

– практические и индивидуальные занятия.

Этапы реализации программы.

Предварительный этап \”Установка\”:

– привлечение квалифицированных кадров;

– разработка плана деятельности;

– заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.

Общий итог работы: создание единого педагогического пространства.

Организационный (подготовительный) этап \”Привлечение\”:

– провести первичную диагностику детей (анкетирование);

– сформировать у детей общее представление о программе детского объединения;

– привлечь детей к участию и организации дел на организационном этапе;

– организовать систему детского самоуправления;

– организовать вводные занятия по основным направлениям деятельности объединения;

– утвердить план совместной работы.

Общий итог работы: успешная адаптация и самоопределение детей в выборе направлений.

Основной этап \”Погружение\”:

– реализация программы объединения по направлениям деятельности: проведение познавательно-развлекательных, деловых игр, шоу-программ, конкурсов, проектов по направлениям деятельности объединения, организация благотворительных концертов, акций, встреч с интересными людьми и др.;

– создание системы работы объединения;

– проектирование и реализация детьми своих авторских проектов;

– проведение текущей диагностики;

– анализ предложений по организации деятельности объединения.

Общий итог работы: создание ситуации успеха, проявление социальной и творческой активности, толерантности.

Итоговый этап:

– организация индивидуальных и групповых творческих отчетов по основным направлениям деятельности объединения;

– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

– анализ полученных результатов;

– проведение итоговой диагностики;

– награждение наиболее активных участников программы.

Общий итог работы: самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация как компоненты саморазвития ребенка.

Аналитико-прогностический этап \”Последействие\”:

– проблемно-ориентированный анализ деятельности объединения;

– прогнозирование и проектирование дальнейшей деятельности объединения.

Общий итог работы: перспективный план развития деятельности объединения.

Символы детского общественного объединения: девиз, флаг, галстук, значок и эмблема объединения.

Ритуалы детского объединения: торжественные линейки, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным и краевым символам.

Традиции детского объединения: законы коллектива, традиции – события.

Руководство объединением осуществляется органами самоуправления, предусмотренными уставом объединения.

Взаимодействие с другими общественными объединениями: объединение тесно взаимодействует с другими детскими общественными объединениями и организациями, находящимися на территории образовательного пространства. Входит в состав краевой детской общественной организации пионеров \”РЮЗ\” (председатель Т.А.Бусоедова) и районной детской общественной организации \”Искра\”.

Прогнозируемые результаты

На уровне личности:

– самореализация и самоактуализация творческого потенциала личности;

– становление ценностных ориентаций и гражданской позиции;

– воспитание толерантности, уважения к культуре своего народа и народов, проживающих на территории Забайкальского края;

– самоопределение воспитанников;

– высокий показатель самооценки и самоконтроля;

– развитие коммуникативности и организаторских навыков;

– преодоление кризисных ситуаций;

– способность к творческой деятельности в других коллективах;

– высокий уровень мотивации к активной социокультурной деятельности;

– высокий уровень социальной адаптации к новым условиям.

На уровне коллектива:

– высокий уровень развития детского коллектива;

– проявление взаимовыручки и взаимоуважения среди членов детского объединения;

– принятие большинством ребят законов и традиций коллективной жизни;

– определение назначения и миссии объединения;

– оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции подростков и их ценностных ориентаций.

Блок №1. \”Доброта, забота, милосердие\”

В последнее время в поселке Вершино-Дарасунском, как и в Тунгокоченском районе, наблюдается рост числа детей, страдающих тяжелыми детскими заболеваниями. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, распространение различных инфекций, наркотиков; неблагоприятные условия труда и высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей; отсутствие культуры здорового образа жизни. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особенные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В результате дети с ограниченными возможностями здоровья изолируются от общества, а их психическое и физическое развитие еще более замедляется, возрастает уровень психологической тревожности. Невротических страхов, появляется чувство одиночества.

Цель деятельности: адаптация к жизни в современном обществе детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии через создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих.

– обеспечение адекватных взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом, коллективом;

– осознанное выполнение социальных норм и правил;

– обеспечить особым детям возможность активного участия в общественно-полезной деятельности;

– снятие тяжелых ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов путем совершенствования их наглядно-образного мышления, способности понимать речь, развития моторики;

– организация отдыха детей с ОВЗ в загородных лагерях и лагерях дневного пребывания;

– осуществление рекреационной и досуговой деятельности.

Целевая группа: дети и подростки – инвалиды школьного возраста, способные передвигаться и обслуживать себя самостоятельно или с посторонней помощью.

Методы, приемы, технологии:

– сказкотерапия;

– наблюдение;

– ролевые игры;

– самостоятельная работа;

– групповые и индивидуальные занятия в объединениях.

Сказкотерапия – самый приоритетный, доступный и понятный метод для занятий с детьми с ОВЗ. Играя в \”сказочные игры\” дети учатся жить как герои, получая при этом практические навыки поведения в разных бытовых ситуациях, развития моторики, координации движения. Когда ребенок возвращается из сказочного путешествия обратно, в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что он сможет справиться и с самим собой и с теми трудностями, которые преподнесет ему жизнь.

Наблюдение учит детей наблюдать и рассматривать предметы и явления, так как у аномальных детей нередко отмечается отсутствие побуждения, желания рассмотреть, увидеть, понаблюдать. Деятельность организуется таким образом, чтобы она увлекала и привлекала детей. Это показ способов действия и поиск в предмете новых явлений и сторон, свойств и качеств. Выражение радости нахождения нового метода и технологии способствует развитию интереса. Наконец, в результате такой системы действий ребенок приходит к самостоятельному решению задачи. У него развивается способность внимательно смотреть, наблюдать, изучать, находить новое. А развитие познавательного процесса, умение рассматривать, видеть, слушать – это подготовка почвы для развития мышления и умения приобретать знания.

Ролевые игры – разучивание различных ролей, включение в них, постепенное осознание своих действий способствует улучшению памяти. Выступая перед аудиторией, дети с ОВЗ преодолевают свой страх и приобретают коммуникативные навыки, столь необходимые им в жизни.

Самостоятельная работа – дефект мешает развитию самостоятельности: отсутствие средств к общению порождает пассивность, беспомощность.  Беспомощность вызывает у окружающих преувеличенную заботу, опеку. Появляется потребность уделять большое внимание самостоятельности, активности. Развитию восприятия, мышления, речи, развитию движений и личности в целом.

Групповые и индивидуальные занятия – дети с ОВЗ привлекаются на занятия в различных объединения Доме детского творчества в зависимости от их интересов, способностей и запросов родителей.

Блок №2: \”Радость и веселье\”

Досуг традиционно – это свободный выбор личностью сфер познания, общения и творчества. Досуг имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых развивает общую культуру личности.

Актуальность разработки программы организации досуга обусловлена стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Цель деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.

– освоение ребенком традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;

– направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности;

– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы;

– создание условий для самосовершенствования, социальной активности детей и подростков;

– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности, укрепления здоровья;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

Принципы:

– информационная насыщенность –  предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других фактов и сведений;

– массовость – предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих;

– диалогичность – означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.

В данной досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности:

– сюжетно-ролевые игры;

– игровое имитационное моделирование;

– демонстрационные;

– театрализованные игры;

– игры-конкурсы;

– интеллектуально-творческие игры.

Методы:

– игровые методы;

– упражнения;

– обсуждение;

– создание, проигрывание и анализ ситуаций;

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию);

– театрализация.

Этапы реализации программы разработаны в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых используются преимущественно формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

1 этап – возраст от 6 до 10 лет – это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основной способ осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми – действие по образцу, формы реализации:

– всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями);

– рисование;

– праздники.

2 этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками. Они хотят участвовать в общем деле и знать, в чем выражается их деятельность.  Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в \”мирное\” русло, помочь самоутвердиться. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярные ее формы:

– игры на местности;

– игры на восприятие друг друга;

– спортивные мероприятия, туризм;

3 этап – возраст 14-17 лет. Подростки проходят период формирования чувства идентичности, \”самости\”, осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение,  приобретаются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом из запросов и интересов.

Это могут быть:

– вечера современной музыки;

– диско-шоу;

– вечера авторской песни;

– спортивные игры;

– дискуссии;

– тренинги;

– всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Ожидаемый результат:

– осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и  способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение привычных установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– формирование традиций Дома детского творчества.

Отслеживание результатов реализации программы осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений (тетрадь успеха, мониторинг); проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке; анализа творческих работ воспитанников.

Ирина Коршикова, методист Дома детского творчества поселка Вершино-Дарасунский Забайкальского края

Во вложенных файлах – приложения к методической разработке.

Иллюстрация с сайта http://zameleten.lubino.omskedu.ru


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt