Программа, которую я предлагаю вашему вниманию, возникла на основе опыта работы детского общественного объединения «Дом без одиночества» для ребят в возрасте от 8 до 17 лет и взрослых. Программа опирается на реальные запросы и интересы детей и направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, обучение навыкам преодоления кризисных ситуаций, на социальную адаптацию детей и подростков к новым условиям. Ее можно реализовать в любом образовательном учреждении.
деятельности: адаптация к жизни в современном обществе детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии через создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих. деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.
Цель: создание условий для социального становления личности ребенка через общение и деятельность в объединении.
Задачи:
– обогатить работу с детьми в детском объединении новыми социально-экономическими отношениями;
– способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка;
– обеспечить равные возможности в социальном становлении детей и подростков;
– создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Содержание программы включает три основных блока.
\”Доброта, забота, милосердие\” – предусматривает воспитание привычки совершать добрые поступки, помогает осознать, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), участие в различных благотворительных акциях, ярмарках милосердия, посильная помощь членам объединения).
\”Радость и веселье\” – предусматривает организацию досугово-массовых мероприятий (концерты, встречи, конкурсы, праздники).
\”Лидер ХХI века\” – предусматривает развитие лидерских способностей детей и подростков через систему занятий в Школе лидерского мастерства (ШЛМ) и организации детского движения в условиях Дома детского творчества.
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-17 лет.
Срок реализации: 3 года.
Формы обучения:
– коллективная творческая деятельность;
– практические и индивидуальные занятия.
Этапы реализации программы.
Предварительный этап \”Установка\”:
– привлечение квалифицированных кадров;
– разработка плана деятельности;
– заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.
Общий итог работы: создание единого педагогического пространства.
Организационный (подготовительный) этап \”Привлечение\”:
– провести первичную диагностику детей (анкетирование);
– сформировать у детей общее представление о программе детского объединения;
– привлечь детей к участию и организации дел на организационном этапе;
– организовать систему детского самоуправления;
– организовать вводные занятия по основным направлениям деятельности объединения;
– утвердить план совместной работы.
Общий итог работы: успешная адаптация и самоопределение детей в выборе направлений.
Основной этап \”Погружение\”:
– реализация программы объединения по направлениям деятельности: проведение познавательно-развлекательных, деловых игр, шоу-программ, конкурсов, проектов по направлениям деятельности объединения, организация благотворительных концертов, акций, встреч с интересными людьми и др.;
– создание системы работы объединения;
– проектирование и реализация детьми своих авторских проектов;
– проведение текущей диагностики;
– анализ предложений по организации деятельности объединения.
Общий итог работы: создание ситуации успеха, проявление социальной и творческой активности, толерантности.
Итоговый этап:
– организация индивидуальных и групповых творческих отчетов по основным направлениям деятельности объединения;
– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
– анализ полученных результатов;
– проведение итоговой диагностики;
– награждение наиболее активных участников программы.
Общий итог работы: самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация как компоненты саморазвития ребенка.
Аналитико-прогностический этап \”Последействие\”:
– проблемно-ориентированный анализ деятельности объединения;
– прогнозирование и проектирование дальнейшей деятельности объединения.
Общий итог работы: перспективный план развития деятельности объединения.
Символы детского общественного объединения: девиз, флаг, галстук, значок и эмблема объединения.
Ритуалы детского объединения: торжественные линейки, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным и краевым символам.
Традиции детского объединения: законы коллектива, традиции – события.
Руководство объединением осуществляется органами самоуправления, предусмотренными уставом объединения.
Взаимодействие с другими общественными объединениями: объединение тесно взаимодействует с другими детскими общественными объединениями и организациями, находящимися на территории образовательного пространства. Входит в состав краевой детской общественной организации пионеров \”РЮЗ\” (председатель Т.А.Бусоедова) и районной детской общественной организации \”Искра\”.
Прогнозируемые результаты
На уровне личности:
– самореализация и самоактуализация творческого потенциала личности;
– становление ценностных ориентаций и гражданской позиции;
– воспитание толерантности, уважения к культуре своего народа и народов, проживающих на территории Забайкальского края;
– самоопределение воспитанников;
– высокий показатель самооценки и самоконтроля;
– развитие коммуникативности и организаторских навыков;
– преодоление кризисных ситуаций;
– способность к творческой деятельности в других коллективах;
– высокий уровень мотивации к активной социокультурной деятельности;
– высокий уровень социальной адаптации к новым условиям.
На уровне коллектива:
– высокий уровень развития детского коллектива;
– проявление взаимовыручки и взаимоуважения среди членов детского объединения;
– принятие большинством ребят законов и традиций коллективной жизни;
– определение назначения и миссии объединения;
– оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции подростков и их ценностных ориентаций.
Блок №1. \”Доброта, забота, милосердие\”
В последнее время в поселке Вершино-Дарасунском, как и в Тунгокоченском районе, наблюдается рост числа детей, страдающих тяжелыми детскими заболеваниями. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, распространение различных инфекций, наркотиков; неблагоприятные условия труда и высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей; отсутствие культуры здорового образа жизни. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особенные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В результате дети с ограниченными возможностями здоровья изолируются от общества, а их психическое и физическое развитие еще более замедляется, возрастает уровень психологической тревожности. Невротических страхов, появляется чувство одиночества.
Цель деятельности: адаптация к жизни в современном обществе детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии через создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих.
– обеспечение адекватных взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом, коллективом;
– осознанное выполнение социальных норм и правил;
– обеспечить особым детям возможность активного участия в общественно-полезной деятельности;
– снятие тяжелых ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов путем совершенствования их наглядно-образного мышления, способности понимать речь, развития моторики;
– организация отдыха детей с ОВЗ в загородных лагерях и лагерях дневного пребывания;
– осуществление рекреационной и досуговой деятельности.
Целевая группа: дети и подростки – инвалиды школьного возраста, способные передвигаться и обслуживать себя самостоятельно или с посторонней помощью.
Методы, приемы, технологии:
– сказкотерапия;
– наблюдение;
– ролевые игры;
– самостоятельная работа;
– групповые и индивидуальные занятия в объединениях.
Сказкотерапия – самый приоритетный, доступный и понятный метод для занятий с детьми с ОВЗ. Играя в \”сказочные игры\” дети учатся жить как герои, получая при этом практические навыки поведения в разных бытовых ситуациях, развития моторики, координации движения. Когда ребенок возвращается из сказочного путешествия обратно, в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что он сможет справиться и с самим собой и с теми трудностями, которые преподнесет ему жизнь.
Наблюдение учит детей наблюдать и рассматривать предметы и явления, так как у аномальных детей нередко отмечается отсутствие побуждения, желания рассмотреть, увидеть, понаблюдать. Деятельность организуется таким образом, чтобы она увлекала и привлекала детей. Это показ способов действия и поиск в предмете новых явлений и сторон, свойств и качеств. Выражение радости нахождения нового метода и технологии способствует развитию интереса. Наконец, в результате такой системы действий ребенок приходит к самостоятельному решению задачи. У него развивается способность внимательно смотреть, наблюдать, изучать, находить новое. А развитие познавательного процесса, умение рассматривать, видеть, слушать – это подготовка почвы для развития мышления и умения приобретать знания.
Ролевые игры – разучивание различных ролей, включение в них, постепенное осознание своих действий способствует улучшению памяти. Выступая перед аудиторией, дети с ОВЗ преодолевают свой страх и приобретают коммуникативные навыки, столь необходимые им в жизни.
Самостоятельная работа – дефект мешает развитию самостоятельности: отсутствие средств к общению порождает пассивность, беспомощность. Беспомощность вызывает у окружающих преувеличенную заботу, опеку. Появляется потребность уделять большое внимание самостоятельности, активности. Развитию восприятия, мышления, речи, развитию движений и личности в целом.
Групповые и индивидуальные занятия – дети с ОВЗ привлекаются на занятия в различных объединения Доме детского творчества в зависимости от их интересов, способностей и запросов родителей.
Блок №2: \”Радость и веселье\”
Досуг традиционно – это свободный выбор личностью сфер познания, общения и творчества. Досуг имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых развивает общую культуру личности.
Актуальность разработки программы организации досуга обусловлена стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Цель деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.
– освоение ребенком традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;
– направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности;
– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы;
– создание условий для самосовершенствования, социальной активности детей и подростков;
– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности, укрепления здоровья;
– формирование опыта организации содержательного досуга.
Принципы:
– информационная насыщенность – предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других фактов и сведений;
– массовость – предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих;
– диалогичность – означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.
В данной досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.
Формы игровой деятельности:
– сюжетно-ролевые игры;
– игровое имитационное моделирование;
– демонстрационные;
– театрализованные игры;
– игры-конкурсы;
– интеллектуально-творческие игры.
Методы:
– игровые методы;
– упражнения;
– обсуждение;
– создание, проигрывание и анализ ситуаций;
– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию);
– театрализация.
Этапы реализации программы разработаны в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых используются преимущественно формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
1 этап – возраст от 6 до 10 лет – это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основной способ осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми – действие по образцу, формы реализации:
– всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями);
– рисование;
– праздники.
2 этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками. Они хотят участвовать в общем деле и знать, в чем выражается их деятельность. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в \”мирное\” русло, помочь самоутвердиться. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярные ее формы:
– игры на местности;
– игры на восприятие друг друга;
– спортивные мероприятия, туризм;
3 этап – возраст 14-17 лет. Подростки проходят период формирования чувства идентичности, \”самости\”, осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, приобретаются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом из запросов и интересов.
Это могут быть:
– вечера современной музыки;
– диско-шоу;
– вечера авторской песни;
– спортивные игры;
– дискуссии;
– тренинги;
– всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Ожидаемый результат:
– осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
– изменение привычных установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– формирование традиций Дома детского творчества.
Отслеживание результатов реализации программы осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений (тетрадь успеха, мониторинг); проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке; анализа творческих работ воспитанников.
Ирина Коршикова, методист Дома детского творчества поселка Вершино-Дарасунский Забайкальского края
Во вложенных файлах – приложения к методической разработке.
Иллюстрация с сайта http://zameleten.lubino.omskedu.ru
Комментарии