В проекте «Наша новая школа» говорится о том, что школьные библиотеки нужно оснащать современным оборудованием, что они должны шагать в ногу со временем, а библиотекари – переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. Чем может помочь школьная библиотека? Как продвигать библиотеку образовательного учреждения? Следует ли заниматься брендингом – созданием, развитием и поддержкой постоянной связи с пользователями и социумом.
Бренд появляется в тот момент, когда появляется конкуренция. Брендинг нарабатывается годами, его нельзя получить даже за очень большие деньги. Главная проблема бренда – представить комплекс своих услуг и убедить пользователя в его уникальности.
А как же имидж? Формирование позитивного профессионального имиджа становится одним из этических путей достижения вершин профессионализма при условии, что имидж подкрепляется и подтверждается реальными профессиональными и личными достижениями. Библиотека должна стать таким местом, куда хотят идти, которым гордятся ученики, хвастают, что были там, общались, читали.
О формировании современного имиджа библиотеки написано немало: как организовать зоны, каким должно быть освещение, как меблировать и решить цветовое оформление и многое другое. Все вполне решаемо, если есть финансовые средства, а что делать, если средств нет, мебель и стеллажи совсем старые? Нужно ли заниматься формированием имиджа?
Профессор В.Шепель считает, что забота об имидже – признак развивающихся организаций, стремящихся обрести свое лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения. Имидж конкретной библиотеки – представление об отличительных характеристиках, выделяющих ее из ряда аналогичных библиотек образовательных учреждений. Прежде всего о сотруднике библиотеки – деловом, позитивном, профессионально грамотном, добром и отзывчивом, об уровне комфортности учащихся и педагогов в помещении библиотеки, о качестве предоставляемых услуг, внешней атрибутике.
Визуальный образ библиотеки в настоящее время становится настоящим маркетинговым инструментом при условии, что оформлен он стильно, привлекательно и запоминается. Это может быть знак, логотип, имиджевая символика (герб, флаг), имиджевые коммуникации (визитки, бейджи, буклеты, ролик, аксессуары), традиции. Миссия библиотеки может быть отражена и в слогане (девизе, лозунге).
Давайте посмотрим на библиотеку глазами читателя. Читатель, входя в помещение библиотеки, оценивает ее внешний вид и эстетику оформления. Если красиво, уютно и удобно – значит эстетично.
Дверь библиотеки… Висит ли на ней график обслуживания читателей?
Под библиотеку отведено маленькое помещение и нет читального зала? Это не должно отражаться на уюте и удобстве читателя, а также библиотекаря.
Даже если под читальный зал отведено всего два стола, то они должны быть одинаковыми, а у стульев не должны отваливаться спинки или ножки.
Отдельные элементы мебели должны гармонично сочетаться. Поставьте вперед более красивые стеллажи или расположите поочередно светлые и темные. Со стороны входящего поставьте новые книги или издания в хороших переплетах. Разделители должны быть белыми, эстетично оформленными.
Если старые стеллажи стоят торцевой стороной к входящему, то не разместить ли на них портреты писателей или небольшие стенды, например, с правилами пользования?
Желательно, чтобы цвета в помещении библиотеки были подобраны в тон или по контрасту. Контрастные цвета подчеркивают, оживляют преобладающий фон. Контраст позволяет убрать на второй план или, наоборот, выделить какие-либо предметы. Яркая салфетка или детская поделка будут привлекать к себе внимание.
Можно устроить конкурс среди учащихся 3-5-х классов на лучшую поделку или рисунок для выставки в библиотеке на литературную тему. Эти детские работы украсят помещение и позволят детям чувствовать себя сопричастными к таинственному миру литературы.
Конечно, обращают на себя внимание выставки. Красиво, если книги на одинаковых подставках, заголовок яркий и есть несколько тематических подборок. Нет выставочных шкафов? Выставку можно расположить на столе или на книжной полочке. Информационные стенды тоже играют важную роль, их новизна, своевременность и наглядность должны радовать глаз.
Замечательно, если есть столик и кресла – уголок, где приятно отдохнуть, но не беда, если его нет.
Окна – источник дневного света. Красивые занавески создают уют, а жалюзи создают рабочую обстановку. Но необходимо помнить, что недостаток света очень плохо влияет на зрение. Основное (верхнее) освещение очень часто малоэффективно. Настольные лампы решат эту проблему и создадут ощущение уюта.
Цветы вносят свежесть и жизнерадостность. Искусственные зеленые цветы могут украшать стеллажи, живые – стоять на подоконниках или на полу (например, в виде альпийской горки). Но необходимо помнить, что дневное освещение должно быть полноценным и много цветов на подоконник устанавливать не нужно.
Ковры дополняют обстановку, но следует помнить, что они источник пыли, которой и так в избытке в помещении с книгами.
Предметы для уборки помещения не должны стоять на видном месте. Книги, лежащие стопами на полу или столах, также придают помещению неухоженный вид.
Небольшой магнитофон или музыкальный центр негромкой музыкой создадут спокойный фон для работы.
Среди дополнительных деталей интерьера можно назвать вазы, часы, репродукции картин, папки с информационными материалами, настенные календари, подставки для ручек.
Обязательно в работе сотрудника библиотеки следует использовать PR-технологии: публикации в СМИ, информирование на сайте, дни открытых дверей и другие мероприятия. Особое место занимают выставки окружного или городского уровня, где библиотека имеет право заявить о себе, продемонстрировать свои возможности, укрепить связи, найти партнеров и друзей, где можно увидеть полную информацию о библиотеке, ее развитии за последние 3-5 лет, об общих тенденциях и многое другое.
Еще одно средство позиционирования библиотеки образовательного учреждения – участие в профессиональных конкурсах. Заявить о себе, представить свой опыт, продемонстрировать развитие, возможность состязаться с другими участниками – вот неполный перечень преимуществ участия в конкурсах. Призовое место дает победителю не только имя, но и возможности совершенствоваться, стремиться к достижению более высоких результатов.
Галина РЕПИНА, руководитель структурного подразделения Информационного и учебно-методического обеспечения ОМЦ СЗАО
Комментарии