search
main
0

Должны ли конкурировать учительские профсоюзы?

Сегодня в Москве проходит съезд профсоюза \”Учитель\”. По решению редколлегии от \”Учительской Газеты\” на съезде будет работать журналист Вадим Мелешко, есть надежда, что он сможет объективно оценить все, что произойдет на съезде.

В России есть профсоюз работников образования и науки, теперь вот возник и профсоюз \”Учитель\”, альтернативный большому профсоюзу. Такие профсоюзы создавали и раньше, но все они в конце концов сходили со сцены, потому что их создавали на деньги и при содействии зарубежных идеологических и экономических спонсоров. Общероссийский профсоюз образования долгие годы ведет переговоры с Правительством РФ, министерствами, в полной мере реализует политику социального партнерства, к нему прислушиваются и учитывают его предложения при принятии важных государственных решений. Профсоюз \”Учитель\” возник уже в наше время, проводит митинги, пикеты, инициирует те или иные судебные иски, теперь вот уже проводит свой съезд.

Сразу скажу, что в числе организаторов и выступающих на этом съезде есть очень уважаемые мной люди. Спрашивается, почему они вышли из большого Общероссийского профсоюза образования, в котором, как думаю, состояли и в котором нынче состоят 4 412 313 работников образования и студентов? Почему такой большой профсоюз не удержал их в своих рядах – не захотел, не смог или не посчитал нужным? Чего они не нашли в большом профсоюзе – поддержки, реализации своих идей, защиты своих прав и интересов? Почему большой профсоюз не проанализировал проблемы тех, кто ушел из его рядов, спокойно отнесся к тому, что умные, энергичные педагоги решили торить свою общественную дорогу, ведь они продолжают работать в тех же самых школах, на них распространяются те же коллективные договора, которые большой профсоюз и его организации заключают с учредителями и работодателями и которые защищают права всех педагогов? Почему первичные профсоюзные организации в этих школах не взволновало то, что их коллеги не хотят больше быть с ними в одной общественной организации, почему не попытались выработать общую точку зрения на те или иные проблемы, может быть даже убедить в чем-то членов нового профсоюза с фактами в руках и одновременно принять какие-то их доводы?

На отчетно-выборных конференциях в Москве и в других регионах, на недавнем съезде большого профсоюза звучала тревожная нота об уменьшении членства, но объяснение тому было одно – не хотят платить профвзносы с увеличивающихся учительских зарплат. А может быть уменьшение членства все же связано с чем-то другим? На недавнем съезде большого профсоюза председатель Московской городской организации Марина Иванова сказала так: \”Мы должны стать другими – не отставать от решений власти, не уступать другим, на самом деле гораздо более слабым, но более крикливым общественным собратьям, стремящимся потеснить нас. Мы должны опережать тех, кто старается занять нашу нишу, называя себя альтернативными профсоюзами (профсоюзы \”Учитель\”, \”Университетская солидарность\” и прочие), рассматривать возможность тактического, а, может, и стратегического альянса с общественными организациями, которые работают по нашим направлениям (ОНФ, Всероссийское педагогическое собрание, ассоциации педагогов). Пять лет назад альтернативы не представляли угрозы, но теперь и в перспективе на фоне растущего напряжения и конфликтов мы не можем игнорировать надвигающейся конкурентной борьбы. Выиграть же ее можно только при наличии стратегии, учитывающей возможные риски и угрозы, сильного и жизнеспособного первичного звена – ППО и широкого информационного поля как внутри профсоюза, так и в обществе. На мой взгляд, победа в этой борьбе будет решаться на поле первички\”.

Так что же первичкам помешало вступить в конструктивное взаимодействие с теми, кто решил покинуть ряды одного профсоюза и создать другой? Тем более, что большой профсоюз за многие годы действительно преуспел в социальном партнерстве с власть имущими и добивается и повышения зарплаты, и многого другого, так важного для российских педагогов, а в Москве так вообще играет значимую роль в процессе модернизации образования, который, как утверждает Минобрнауки РФ, будем развиваться в России по столичной модели.

Думаю, нет ничего страшного в том, что родился новый профсоюз, но гораздо лучше было бы, если бы два профсоюза объединились, потому что ратуют они за одно и тоже и аудитория у них одна и та же – учителя. Только в одном профсоюзе собрались обиженные, недовольные и критикующие (имеют на это право), волнующиеся за свою судьбу и судьбу образования (профсоюз \”Учитель\” не московский, а уже российский), но не всегда в полной мере информированные о том, что происходит, а в другом – спокойно работающие и, судя по всему, довольные всем, что происходит в образовании. Образовались два полюса, взаимодействие которых могло бы, как говорится, обеспечить ток на благо развития образования и отстаивания прав педагогов, но этого почему-то не происходит. Конечно, большому профсоюзу можно не обращать внимания на своих меньших собратьев, а маленькому – продолжать разворачивать отчаянную борьбу. Съезд большого профсоюза проходил в отеле \”Редиссон-Славянская\”, съезд профсоюза \”Учитель\” – в Измайловском гостиничном комплексе. Вот только может быть двум профсоюзам стоит подумать не о конкурентной борьбе, а о соотнесении своих позиций, о взаимовыгодном сотрудничестве на благо образования и на благо учительства, иными словами. не о временном жилье, а об общей квартире.

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте