Едва ли стоит сейчас доказывать необходимость и важность экономического воспитания детей дошкольного возраста. Дискуссия на тему «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» получила активную поддержку как научных, так и практических работников. Хотя справедливости ради стоит сказать, что у части родителей сомнения остались, ведь экономика явление сложное, может, не стоит торопить время – впереди школа, колледж, вуз, взрослая жизнь, наконец они всему научат? Даже попытка сблизить понятия «экономическое воспитание» и «дошкольник» априори вызывает у родителей протест. Но как быть с той экономической информацией, которой дети овладевают самостоятельно с ранних лет на житейском, часто искаженном уровне? Ведь это не просто информация, а первый социальный опыт ребенка.
Как справедливо отмечает С.Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность.
Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли-продажи, обмена. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Наш опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача взрослых, не только педагогов, а в первую очередь родителей, – помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
Педагогам дошкольных образовательных учреждений была предложена программа «Дошкольник и… экономика». Сегодня многие педагоги активно работают по ней. Программа предусматривает комплексное решение задач экономического и нравственного воспитания. Все четыре содержательных блока взаимосвязаны, хотя в практической работе могут быть реализованы автономно.
Суть программы: все взрослые работают (трудятся), производят необходимые предметы, вещи, продукты (товары) для детей и взрослых, в каждом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического процесса. Для того чтобы их купить, необходимы деньги. Их зарабатывают трудом. Узнать о том, где можно купить те или иные товары, поможет реклама. Относись к приобретенным вещам, предметам, игрушкам, книгам (товарам) с уважением вне зависимости от их цены (стоимости) – это результат труда многих людей. Пользуйся ими по-хозяйски, чтобы они служили тебе долго. Этому помогут полезные навыки и привычки в повседневной жизни.
Цель программы – воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности.
Беседы с педагогами показали, что мотивы выбора той или иной программы по экономическому воспитанию дошкольников сугубо индивидуальны: одни проявляют интерес к экономическому образованию, другие желают обогатить содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, третьи благодаря новизне содержания стремятся повысить свой педагогический статус (категорию), улучшить не только образовательный, но и материальный уровень.
Укреплению авторитета экономического образования начиная с дошкольного возраста во многом способствует разработанная учеными Российской академии образования Концепция экономического образования детей и молодежи.
Выбирая ту или иную программу, важно помнить не только о возможностях дошкольника, его психофизических особенностях, но и о том, что работа по экономическому образованию ребенка должна иметь продолжение в первом классе начальной школы, то есть должен быть соблюден принцип преемственности в содержании экономического образования.
Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика – одно, экономика – другое. Это недопустимый, на мой взгляд, подход. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка. Немало доказательств того, когда гипертрофия одного из направлений приводит к формированию ущемленной личности, может вырасти законченный прагматик, довольствующийся утилитарной пользой или пустой созерцательностью. Взаимосвязь трудового, нравственного и экономического воспитания предупреждает такие последствия.
Процесс воспитания – это взгляд в будущее. Учитывая потребности сегодняшнего дня, необходимо видеть перспективы развития личности и общества. Не случайно в настоящее время в Москве немало дошкольных учреждений, в которых воспитатели старших и подготовительных групп приобщают детей к экономике, работают увлеченно, проявляя творчество в разработке средств и методов экономического воспитания.
Анна ШАТОВА, ведущий научный сотрудник РАО
Комментарии