search
main
0

Должность особая, работа ответственная

История школьных музеев берет свое начало на рубеже XIX-XX веков. Вплоть до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей в наглядном преподавании, в 1930-1940-е годы – в связи с развитием краеведения, с середины 1950-х годов – с ориентацией на государственные музеи. Сегодня среди школьных музеев наибольшее число военно-исторических, краеведческих, тематических, литературных и других.

Казалось бы, создать музей не так и сложно, но тут сразу возникают серьезные проблемы с тем, чтобы определить направленность музея, его профиль. Есть проблема подбора экспонатов, установление их подлинности. Кроме того, предметы, сделанные руками детей, не представляют собой музейную ценность. Деление фондов на основной и вспомогательный подразумевает наличие места для запасников и хранения других предметов. Поскольку приоритет в школьных музеях определяет подлинность предметов, возникает проблема их хранения и безопасности.

Все это говорит о том, что даже в школьных музеях должны работать профессионалы. Очень большую помощь и поддержку нам оказывает Центр гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи. Разработанные им наглядные материалы, подобранные плакаты, портреты великих людей, многое другое помогают в работе не только музеям.

Трудно переоценить помощь Московской городской станции юных туристов, которая проводит курсы подготовки музейных специалистов. У нас в России есть институты по подготовке специалистов – музейщиков разного профиля, с великолепными знаниями, умеющих преподнести материал, преподать его, отреставрировать нужные предметы и картины, но «потолочный» 11-й разряд не привлекает их на работу в систему образования, и это большая проблема. Кроме того, руководитель школьного музея должен обладать организаторскими способностями и навыками. Есть институты, которые готовят экскурсоводов и работников музеев, но не все они смогут работать в школах. Здесь свой контингент слушателей и посетителей, здесь необходимы особые организаторские способности и особое умение работать с разновозрастным коллективом ребят. Поэтому нужно готовить педагога-организатора, специалиста по техническому обеспечению работы школьного музея.

Музей помогает качественно усвоить учебный материал практически каждого предмета. Правильно организованная тематическая экскурсия дает возможность раскрыть тему урока, заинтересовать ребенка, мотивировать его, узнать больше об определенном событии, герое, предмете. Такая работа сближает родителей и детей. Изучая героические страницы истории России, ребята много узнают о своих корнях, о жизни своих предков.

Музей в школе – живой организм. Для посетителей разного возраста рассказ ведется по-разному, а чтобы усилить интерес к знаниям, необходимо иметь сменные тематические экспозиции.

Конечно, можно провести ребят по залу или залам музея, и руководитель расскажет о теме урока, но более эффективно, когда сами ребята ведут экскурсию, подбирают материал и рассказывают урок. Можно и в класс принести экспонат, предмет, чтобы урок был более интересным и живым. Подготовка юных экскурсоводов нужна и необходима. Учит их, как правило, руководитель музея. Одно время говорили о том, чтобы вообще вывести специалиста музея в систему дополнительного образования, но это означало бы поставить крест на всей музейной работе. Чтобы сохранить качественно работающий музей, необходимо пересмотреть роль этого подразделения в системе образования и воспитания.

Педагог – руководитель кружка должен иметь в своем объединении как минимум 15 учеников, разработать программу, составить перспективный, годовой и четвертной планы работы, вести журнал уроков, участвовать в конкурсах. Работа кружков начинается во второй половине дня после основных уроков и самоподготовки, если школа полного дня, то до 18 часов. Значит, такой музей будет работать с 16 до 18 часов. Время, потраченное на ведение документации, которой в музеях большое количество, организационные работы по оформлению экспозиций, не оплачивается. Однако не все можно сделать руками ребят и вместе с ребятами, кустарный музей не интересен и не современен, хотя на самом деле все обстоит именно таким образом.

Сегодня «чистых» специалистов в музеях немного. Это связано с тем, что не выгодно получать заработную плату по 11-му разряду, иметь 24 суток отпуска и одновременно нагрузку организатора, руководителя, воспитателя, строителя, исследователя, педагога. Чаще всего учитель-предметник совмещает музейную деятельность со своей педагогической нагрузкой, и это негативно сказывается на работе музея.

По роду своей деятельности руководитель музея – руководитель структурного подразделения со своим штатом в два человека, со своим коллективом как воспитанников, так и преподавателей, родителей. Необходимо дать руководителю музея возможность для роста и самообразования. Есть же в школах другое структурное подразделение – библиотека, где у работника и 12-14-й разряд, и нормальный полный рабочий день, и различные варианты повышения квалификации. Возможность карьерного роста позволяет чувствовать себя более уверенно, повышая желание работать лучше и качественней.

Музейная деятельность – очень объемный труд не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Это посещение ветеранов, это выезды в другие музеи, обмен опытом, совместные мероприятия, поисково-исследовательская работа. Сейчас большая часть военно-исторических музеев работает за счет и с помощью ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов тыла. Большое им спасибо. Их вклад в дело военно-патриотического и гражданского воспитания трудно переоценить. Но на сколько еще хватит их энергии, сил, здоровья и терпения?! Поэтому необходимо растить кадры для музейной работы в учебных учреждениях, если мы хотим воспитывать в нашем подрастающем поколении чувство гордости за Родину.

Надежда КАЖУРОВА, руководитель музея «Москва и Флот» Московского объединенного морского корпуса Героев Севастополя – кадетской школы № 1700

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте