Тема агрессии становится все более и более актуальной в последнее время в силу увеличивающегося количества агрессивных проявлений в поведении как представителей общества в целом, так и подростков в частности. Интерес к изучению подростковой агрессии связан с результатами многочисленных исследований, которые показывают, что условия и причины формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте.
Как психическое явление, агрессия в своей основе содержит нереализованную потребность, удовлетворение которой возможно за счет механизмов социальной адаптации. Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и социальной среды, приводящее к оптимальному соотношению целей и ценностей личности в группе. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, в которых раскрывается ее индивидуальность, а сама личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива и самоутверждается. Но самоутверждение в свою очередь, к сожалению, возможно не только в мирных формах, но и в достаточно агрессивных в социальном отношении.Подростки, осознавая возможности своих перспектив, стремятся к самостоятельности и утверждению себя в своем окружении, а также испытывают потребность в признании среди своих сверстников и взрослого окружения своих прав и предстоящих возможностей. От того, с какими социальными образами, шаблонами, нормами, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит его будущее, а в связи со значительными изменениями, происходящими в этот период, которые влияют на все стороны развития личности, подростковый период считается одним из наиболее сложных в развитии личности в целом. Мнение многих исследователей сходится на том, что большое влияние на формирование личности оказывают микросоциальные условия. Таким образом, на социализацию агрессии влияют как поведение и отношение родителей, так и подкрепление агрессивного поведения окружением этого подростка. При этом практически всякое возбуждение, даже вызванное физическими упражнениями, может быть направлено окружающей средой в русло агрессии. Большой интерес в последнее время приобретает роль агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом в социуме, так как для подростков спорт – фактор социализации и воспитания личности. Ведь непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Совокупность этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоение его социального опыта в сфере спорта. От того, каким будет этот опыт, и зависит дальнейшее поведение подростка в обществе. Современный спорт как вид деятельности включен в систему социальных отношений, зачастую он представляет собой модель общественного пространства, где отдельные взаимоотношения значительно изменены, что подвергает изменению и деформации структуру индивидуальности при изменении требований, предъявляемых обществом. Спортивную деятельность можно рассматривать как один из частных случаев культуры, которую в наше время отличает широкий диапазон социально оправданных форм агрессии. Возможно, подростки, уделяющие большое количество своего времени спорту, привыкают к определенным способам действия в определенных жизненных ситуациях и считают агрессию социально приемлемым ответом в тех или иных жизненных ситуациях. Ведь в спорте агрессия – зачастую рациональная форма противостояния сопернику в конкурентной борьбе, мобилизация функциональных возможностей спортсмена, направленная на достижение спортивного результата. Агрессивность – важное качество для достижения успеха в спорте. Многие ведущие тренеры в свою очередь отмечали перспективность спортсменов с ярко выраженной «спортивной злостью», стремлением к доминированию, так как именно среди этих представителей в своих видах спорта были спортсмены, достигавшие наивысших результатов в спортивной деятельности среди своих соперников. Одна из главных причин агрессивности спортсменов – стремление к самоутверждению и соперничеству. Значит, агрессия у подростков, посвятивших себя спорту, становится стимулом к победам в спортивной борьбе. Но со временем происходит трансформация жизненных установок, которые проявятся вне спортивной жизни подростка в форме агрессивных поступков и могут дать негативные результаты в поведении при общении с социальным окружением. Подросток, посвятивший себя спорту и привыкший к жизни в спортивной среде, не имеет в достаточной мере базовых знаний, навыков социализации и социальной ориентации в современном социуме, так как у него остается привычка добиваться результата в основном с использованием своей физической силы, а уже потом прибегая к другим способам и вариантам решения проблем и достижения желаемого результата. Но в социуме этот способ достижения поставленной цели не единственно верный, он также может вызывать ответную агрессивную реакцию со стороны социума. Именно проблема перехода таких подростков от жизни, фиксированной в рамках спортивного круговорота, с чередованиями временных периодов, сводящихся к тренировкам, спортивным сборам и соревнованиям, к жизни во всем ее многообразии в обществе, а также проблема предотвращения роста агрессивных проявлений в нашем и так уже достаточно агрессивном обществе и являются наиболее интересными на данном этапе. Таким образом, в настоящее время возникает потребность в разрешении проблем социальной адаптации и социализации юных спортсменов с целью контроля агрессивных проявлений в нашем обществе, что и является одним из наиболее актуальных вопросов, касающихся подростковой агрессии. Т.ГУЗЕВА, аспирантка МГГУ имени М.А.Шолохова
Комментарии