search
main
0

Долой старые принципы!

Предлагаемые мною стандарты основаны не на принятом у нас историко-литературном, а на психолого-педагогическом принципе. Это значит, что для изучения отобраны те произведения, которые могут оказать на современного ребенка, подростка наибольшее эмоционально-нравственное и эстетическое влияние, а не те, которые были наиболее значимы для своего времени и для развития литературы, но сейчас уже не вызывают живого читательского интереса или не соответствуют возрасту учеников. Этой установке подчинено и расположение материала.

Хронологический принцип заменен тематическим. Рядом оказываются произведения, сходные по тематике и по характеру эмоционального воздействия на ребенка, независимо от того, принадлежат ли они одному автору и одному времени.
Историко-литературный принцип отбора и расположения материала, механически перенесенный в среднее звено из старшей школы, не дает возможности в должной мере учитывать возрастные особенности и интересы детей, а также противоречит главному требованию дидактики – идти от простого к сложному. Тем самым он вступает в противоречие с живым читательским восприятием и делает затруднительным приобщение детей к книге, воспитание любви к чтению. (Об этом много говорилось на страницах педагогической прессы в ходе почти полувековой дискуссии о преподавании литературы в школе).
Психолого-педагогический принцип ориентирован на возможности и интересы ребенка, подростка, на воспитание любви к чтению как одной из главных задач. Исходя из этого, считаю, что программа основной школы до 8-9-го класса не может быть основана на классике: дети десяти-двенадцатилетнего возраста к ней еще не готовы психологически. Навязывая классику слишком рано, мы вызываем лишь мощное отталкивание от нее. Поэтому основа предлагаемых мною стандартов – литература ХХ века.
Из ныне действующей программы мною взяты несколько произведений, которые, с моей точки зрения, наиболее соответствуют возрасту школьников.
Из русского фольклора и фольклора разных народов
Сказки, мифы, былины, пословицы по выбору учителя.
(Подбираются такие, которые позволят показать единство нравственных устремлений разных народов, духовное единство человечества).
Произведения о животных и о людях, которые их любят
Е. Верейская. Рассказ “Карай”;
Ян Грабовский. Рассказы “Муха с капризами”, “Черный петух”;
Ю. Яковлев. Рассказы “Корзинка”, “Багульник”;
А. Куприн. Рассказ “Ю-ю”;
Джек Лондон. Рассказ “Бурый Волк”;
Джордж Мелани (Серая Сова). “Саджо и ее бобры” (главы из повести);
С. Маршак. Стихотворение “Вчера я видел”;
В. Инбер. Стихотворение “Сеттер Джек”;
С. Есенин. Стихотворение “Песнь о собаке”;
Н. Заболоцкий. Стихотворение “Журавли”.
(Произведения раздела пронизаны мыслью о доброте как первооснове жизни).

Произведения о детях и подростках
Ю. Нагибин. Рассказ “Эхо”;
В. Солоухин. Рассказ “Мститель”;
Л. Толстой. Глава “Ивины” из повести “Детство”;
В. Короленко. Повесть “В дурном обществе” (в сокращении);
В. Распутин. Рассказ “Уроки французского”;
В. Астафьев. Рассказы “Конь с розовой гривой”, “Васюткино озеро”;
Астрид Линдгрен. Главы из повести “Расмус-бродяга”;
Алан Маршалл. Главы из повести “Я умею прыгать через лужи”;
К. Ваншенкин. Стихотворение “Мальчишка”;
А. Алексин. Повесть “А тем временем где-то”;
Леонгард Франк. Отрывки из романа “Ученики Иисуса”;
К. Паустовский. Рассказы “Телеграмма”*, “Снег”*;
Р. Брэдбери. Рассказы “Р – значит ракета”, “Рассказ о любви”;
Е. Евтушенко. Стихотворение “Окно выходит в белые деревья”;
Н. Заболоцкий. Стихотворение “Встреча”*;
В. Сароян. Рассказы “Акробаты”, “Война”**.

Стихотворения о природе
С. Есенин. “Задремали звезды золотые”, “Пороша”;
Л. Мартынов. “Примерзло яблоко…”;
Н. Заболоцкий. “Я воспитан природой суровой”.

Из современной фантастики
Кир Булычев. Повесть “Девочка с Земли” (главы “Об одном привидении”, “Пропавшие гости”, “Кустики”);
Р. Брэдбери. Рассказы “Все лето в один день”, “Ночная встреча”;
Клиффорд Саймак. Рассказ “Когда в доме одиноко”;
А. Моралес. Рассказ “Взгляд издали”.
(Произведения этого раздела пронизаны мыслью о необходимости толерантности).

Из жизни замечательных людей
А. Чумаченко. Главы из повести “Человек с луны” (о Миклухо-Маклае);
Н. Чуковский. Глава “Капитан Джеймс Кук” из книги “Водители фрегатов”;
Тенцинг Норгей. Отрывки из книги “Тигр снегов”;
М. Яновская. Отрывки из книги “Пастер”.
(Произведения раздела пронизаны пафосом бескорыстного служения людям и мыслью о единстве человечества).

Инна КЛЕНИЦКАЯ,
учительница литературы
школы N 626
Москва

* Эти произведения “выбиваются” из раздела по тематике, но они эмоционально созвучны другим произведениям раздела.
* * Эти 2 рассказа имеют особое значение для воспитания терпимого и доброжелательного отношения к людям другой национальности, другой манеры поведения; они утверждают также право человека быть не таким, как все, поступать по совести даже вопреки общественному мнению.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте