Как известно, 2010 год объявлен в России Годом учителя. В течение всего года будут проходить мероприятия, направленные на поднятие престижа профессии, на поддержку учителя, на создание условий для его творческого труда. Тем не менее Зоя ГАЛАЙДА, председатель Пермского краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ, занята сегодня не столько творческими конкурсами и праздниками, сколько проблемами, которыми ознаменовалось начало Года учителя.
– В муниципалитетах уже состоялись официальные мероприятия по открытию Года учителя, – начинает разговор Зоя Ивановна. – Прошли они и в Перми. Мы рассчитываем, что «раскрутка» основных событий Года учителя произойдет ближе к осени – к 1 сентября и Дню учителя. Хотя в Пермском крае уже проходят различные творческие конкурсы для педагогов и учеников. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» нынче также проходит под знаком Года учителя.
Вообще, учитель – это очень благодарная профессия. И я имею в виду не только ту отдачу, которую получает учитель, видя взрослеющего и умнеющего ученика. Сам по себе учитель – тоже очень благодарный человек. И когда необходимо проводить какие-то реформы, направленные на благо ребенка, учитель выкладывается на все 200 процентов, не ставя почти никаких условий. Но эти лучшие человеческие и профессиональные качества учителей нельзя эксплуатировать бесконечно. В последние месяцы ситуация крайне обострилась, мы ощущаем такой прессинг снизу, какого не было, пожалуй, с 90-х годов, когда месяцами задерживали зарплату.
– Что же произошло?
– С января повсеместно вступили в действие новые системы оплаты труда, которые в крае были введены без увеличения фонда оплаты труда. Мы еще при предварительном обсуждении проблемы сразу проговорили, что введение НСОТ без дополнительных средств на эти цели – это неоправданный риск, хорошая идея может быть дискредитирована на корню. К сожалению, самые пессимистические прогнозы оправдываются. В большинстве учреждений образования средств оказалось мало, базовая сумма для определения стоимости ученико-часа установлена низкая (от 2300 до 2800 рублей), и даже с максимальными коэффициентами зарплата учителей и воспитателей оказалась ниже, чем была при Единой тарифной сетке. По нашим данным, а мы постоянно проводим мониторинг, снижение наблюдается у 40 процентов работников образования, у 48 процентов зарплата осталась на прежнем уровне, и только 10-12 процентов учителей получили чуть больше, чем при прежних условиях оплаты труда. А если добавить, что в среднем зарплата учителя у нас в крае составляет 7-8 тысяч рублей, понять обеспокоенность работников образования несложно.
Более того, сейчас происходит нивелирование квалифицированного и неквалифицированного труда. МРОТ повышается, и воспитатели детских садов получают зарплату уже на уровне уборщиц. Мама, чей единственный ребенок не посещает детский сад, получает компенсацию 5 тысяч рублей. А воспитательница, ежедневно отвечающая за здоровье и развитие 25 малышей, имеет зарплату чуть больше 5 тысяч рублей. Почему? На этот вопрос нет вразумительного ответа.
Не случайно мы сейчас получаем массу коллективных обращений, где люди требуют от профсоюза решительных действий, вплоть до митингов и забастовок.
– Но забастовки учителей – это, наверное, крайние меры?
– Конечно. И мы пытаемся разрешить проблему «мирным путем». Одно из главных требований профсоюза – равная зарплата за равный труд, установление государственных гарантий по базовым ставкам и окладам работников образования. В конце декабря по наказам делегатов отчетно-выборной конференции мы написали обращение к губернатору, где отразили существующую ситуацию в системе образования. Она усугубляется еще и тем, что третий год у нас в крае не производится индексация учительской зарплаты. А это уже прямое нарушение трудового законодательства и закона Пермского края о заработной плате работников бюджетной сферы, где есть статья 11, четко прописывающая индексацию зарплаты в связи с инфляцией. Есть, правда, запись в решении Законодательного собрания «Произвести индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы в те же сроки и в тех же размерах, как и для федеральных учреждений». Но там нет конкретных сроков, нет конкретных цифр.
Хотя было бы неверно утверждать, что власти не обращают никакого внимания на наши проблемы. Несмотря на кризис, на 2010 год продлено действие закона о санаторно-курортном оздоровлении работников образования. В конце февраля в Законодательном собрании прошли слушания, инициированные депутатами Александром Лейфридом и Евгением Вязниковым. Они как раз касались ситуации, сложившейся после введения новой системы оплаты труда. Дело в том, что помощникам депутатов на местах также пошла масса обращений от учителей. Надо сказать, что педагоги обращаются сейчас во все доступные инстанции – и в общественные приемные, и в приемную уполномоченного по правам человека, даже в суды.
На слушаниях как раз и обсуждались эти проблемы, чтобы депутаты могли выступить с законодательной инициативой и внести поправки в бюджет Пермского края. Необходимо выделение дополнительных средств в размере 30 процентов фонда оплаты труда на индексацию зарплаты и формирование стимулирующих фондов учреждений образования. Ведь при отсутствии денег мы не только дискредитируем новую систему оплаты труда, мы еще и теряем кадры. Молодые учителя и воспитатели массово заняты поиском другой работы. Это характерно и для городов, и для сельской местности. А ведь эти люди выбрали профессию по призванию. Они хотели бы учить и воспитывать детей, но им нужно думать и о своих семьях.
На встрече с депутатами присутствовали представители с мест, работники краевого Министерства образования. Мне кажется, все поняли нашу боль и постараются разрешить ситуацию. В начале марта министр образования Николай Карпушин и председатель крайсовпрофа Сергей Булдашов на встрече с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым также обсуждали ситуацию, сложившуюся в образовании после введения НСОТ. Так что какие-то меры по улучшению положения обязательно должны быть приняты. Мы продолжаем следить за действиями властей. Есть решение Ассоциации работников бюджетной сферы о проведении митинга, на котором мы громко заявим о своих требованиях, если переговоры не принесут положительных результатов. Это решение принято совместно с профсоюзами работников здравоохранения и культуры, поскольку у нас общие проблемы по заработной плате. Пока мы не называем дату проведения митинга, а ждем результатов переговоров.
– По традиции о своих требованиях трудящиеся заявляют 1 мая.
– В рамках Года учителя с 26 апреля по 1 мая включительно профсоюз образования проводит общероссийскую акцию «В каждом живет учитель». Мы в Пермском крае тоже приняли решение по участию в этой акции. В эти дни будут проходить самые различные мероприятия. С одной стороны, они проводятся в поддержку престижа учительской профессии, а с другой стороны – в защиту учителя. Мы хотим в эту неделю организовать встречи с представителями власти, различные пресс-конференции, обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации. Может быть, проведем какие-то яркие акции. Например, подадим одновременно во всех школах звонок, учителя и ученики смогут выйти на улицу и выпустить воздушные шары с лозунгами в поддержку учителя.
Завершится эта акция мероприятиями, которые пройдут 1 мая. Мы внесли предложение, чтобы в Год учителя демонстрацию в Перми открывала колонна педагогов. Лозунги нашей колонны будут отражать чаяния и заботы, с которыми сталкиваются работники образования в повседневной жизни.
Но повторю, с решением главной проблемы – сохранением уровня зарплаты учителей и воспитателей при переходе на новую систему оплаты труда – мы не будем ждать до Первомая. Эта проблема так обострилась в начале года, что мы бьем во все колокола, чтобы достучаться до властей, оставляя за собой право на активные массовые действия.
Е.КЕРЖЕНЦЕВА, Пермский край
Комментарии