search
main
0

Долой бессонницу! Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила работы за компьютером

Трудно дать единые рекомендации относительно того, каким именно должен быть компьютер, стоящий у вас дома, за которым при этом время от времени занимается ребенок. В целом, чем он более совершенный (мощный, современный, безопасный, многофункциональный), тем лучше. Разнообразие типов домашних машин очень велико: кто-то только что приобрел «самую-самую», кто-то вот-вот собирается заменить верную старушку, прослужившую почти десять лет, а кто-то совершенно справедливо задумался, надо ли вообще держать компьютер дома, взвешивая возможные плюсы и очевидные минусы…

Каждая семья решает эту проблему – «иметь или не иметь» компьютер – по-своему. Не вызывает сомнений тот факт, что за последние несколько лет компьютер ворвался во все сферы нашей жизни, и нам приходится приспосабливаться к его соседству. Незаметно для себя мы стали жить в несколько ином мире, в котором одну из главных ролей стала играть его информационная составляющая. Компьютер стал нашим помощником в этом мире. А все-таки друг он нам или враг?

Итак, как попытаться уменьшить влияние тех неизбежных вредных факторов, которые привносит уже само наличие компьютера в доме, тем более что за ним непременно будут работать и играть дети.

Если рассматривать эти вредные факторы, то начать нужно с монитора. Это основная угроза здоровью. Как правило, современные модели выполнены таким образом, что уровни рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного не превышают норму, опасную для здоровья, а вот электромагнитное излучение и статический электрический заряд на экране представляют некоторую опасность для организма, тем более детского. Влияние на человека слабых электромагнитных полей до конца еще не изучено, но тем не менее известно, что они воздействуют на здоровье, изменяя, например, гормональный фон, влияют на иммунитет, на мозг. Воздействие происходит как на самого человека, сидящего за компьютером, так и на окружающих (до 3-5 м в диаметре).

Отсюда сразу следует, что даже если ребенок не сидит непосредственно за экраном, то лучше, если он находится подальше от компьютера, за которым в это время работает кто-то другой.

Даже выключенный компьютер (впрочем, как и телевизор) лучше не ставить рядом с изголовьем кровати: некоторые материалы, из которых он сделан, хоть и в очень небольшой степени, но радиоактивны. Зачем подвергаться лишнему риску?

Также при возможном выборе монитора обратите внимание на частоту смены кадров и разрешающую способность, размер зерна – насколько одна точка на экране близка к соседней, от этого зависит четкость изображения. Все эти параметры указаны в паспорте, прилагающемся к монитору, и на этих цифрах нельзя экономить, ведь это те факторы, которые в первую очередь влияют на зрение, а если не обращать внимания на качество монитора, то очень быстро может появиться резь в глазах, слезоточивость, нарушение четкого видения.

Можно отметить, что ЖК-мониторы считаются подлинно «зелеными» устройствами, сберегающими здоровье людей. Но если у этих мониторов нет электростатического поля, то переменные электромагнитные поля существуют, хотя и намного меньше по интенсивности по сравнению с их электронно-лучевыми собратьями.

Что может ожидать незадачливого пользователя (особенно, если этот пользователь – ребенок), полностью игнорирующего нормы и правила работы за компьютером? Головная боль, утомляемость, раздражительность, ухудшение сосредоточенности и работоспособности, бессонница…В медицинских кругах имеется даже термин для этого нового заболевания – синдром компьютерного стресса (СКС).

Хотя картина воздействия компьютера на организм выглядит довольно мрачной, нужно помнить, что возникают эти проблемы только в случае недостаточно строгого соблюдения принципов эргономики. Ребенок должен оставаться здоровым и энергичным, даже если неотъемлемой составляющей его повседневной жизни стал компьютер!

Рассмотрим несколько важных правил, соблюдение которых поможет сохранить здоровье.

Компьютерная мебель

Если установить компьютер на обычный письменный стол, то трудно обеспечить ребенку удобное рабочее место.

В выборе компьютерного стола главные критерии – удобство, соответствие размеров (высоты стола) росту ребенка. Достаточным должно быть и пространство для ног. Многочисленные провода не должны мешать ребенку. Лучше, если они убраны в специальные профили, проложенные под столешницей. Поверхность стола должна быть подходящей для размещения книги или тетради, ведь школьнику, работающему за компьютером, иногда будет необходимо заглянуть в нужный справочник или выписать в тетрадь найденные данные.

Если при работе придется часто обращаться к пособию или документу, то необходимо установить вертикально укрепленную подставку (Copy Holder), поместив нужный документ в одной плоскости с экраном и на одной с ним высоте. Движения глаз при этом будут совершаться из стороны в сторону, что гораздо предпочтительнее, чем сверху вниз и снизу вверх.

Для того чтобы для рук были обеспечены необходимые условия, в конструкции стола должны быть предусмотрены выдвижные горизонтальные панели для клавиатуры. Лучшим креслом будет то, которое позволит занять удобную вертикально прямую позицию.

Освещенность

Освещение в комнате, где стоит компьютер, может быть смешанным (естественное освещение и искусственные светильники). На окнах обязательно следует предусмотреть плотные шторы или жалюзи, чтобы прямой солнечный свет не попадал на экран или прямо в глаза. Недопустимы блики на поверхности экрана. Следует избегать контраста между яркостью экрана и освещенностью комнаты. В темном или полутемном помещении работать нельзя. Хорошо, если есть возможность перевести глаза на какой-нибудь удаленный предмет – это один из эффективных способов разгрузки зрения во время работы.

Правильная поза при работе с компьютером

Ребенок должен находиться на расстоянии 60-70 см от монитора, причем уровень глаз должен быть на 10-15 см выше центра экрана. Прямой позвоночник, плечи спокойно опущены, не напряжены – это позволит дышать полной грудью. Следите, чтобы школьник не сутулился, сидя за компьютером. Можно, работая, чуть откинуться назад. Ступни стоят на полу, не перекрещиваясь, – это обеспечит телу отсутствие напряженности мышц и лучшую циркуляцию крови. Если ноги не достают до пола, используйте опору для ног. Очень важно обратить внимание на руки: уровень запястий на уровне локтей или же чуть ниже, а уровень пальцев на уровне запястий или чуть ниже. Если кистям рук приходится постоянно изгибаться вверх, добираясь до клавиатуры, то это непременно повлечет за собой сильное напряжение мышц запястий и предплечий.

Продолжительность занятий за компьютером

Иногда приходится слышать, как дети «хвалятся» тем, что по 5-6 часов проводят за компьютерной игрой. Это совершенно недопустимо! Непрерывное занятие ребенка за компьютером должно продолжаться не более 10-15 минут, если это учащийся начальной школы, 20-25 минут, если это учащийся 6-9-х классов, и 30 минут для старшеклассника. Дошкольник же не должен находиться непрерывно дольше 10 минут за компьютером. После непрерывного сеанса работы следует сделать перерыв не менее 30-40 минут, выполнить простую, но эффективную гимнастику для тела и для глаз с целью снятия напряжения в верхней части туловища, улучшения кровообращения и доступа кислорода к глазам и лицу. Упражнения могут быть, например, такими:

1. Круговые движения головы, медленно, влево и вправо по 3 раза.

2. Круговые движения плечами (6-9 раз).

3. Общее потягивание (3 раза).

4. Закрыть глаза. Расслабить веки и брови. Медленно перевести глазные яблоки в крайнее левое положение. Медленно перевести глаза вправо с напряжением (6-9 раз).

5. Глубоко вдохнуть, зажмурив глаза как можно сильнее. Все мышцы лица напряжены. Задержать дыхание на 2-3 секунды и затем быстро шумно выдохнуть, широко распахнув глаза и как можно шире открыв рот (4 раза).

Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более полутора часов, если это учащийся 6-9-х классов, и около двух часов для старшеклассника. Учащийся начальной школы должен проводить не более 40-45 минут за компьютером в день, непременно соблюдая режим работы и отдыха через каждые 15 минут.

Чем будет заполнено то время, которое проведет ребенок за компьютером?

Вопрос, быть может, другого рода, чем те, которые обсуждались выше, но он не менее важен, поскольку затрагивает духовную и интеллектуальную составляющие личности ребенка, влияет на них, а подчас и активно формирует, быть может, незаметно для самого ребенка.

Невозможно не сказать в этой связи о компьютерных играх, ведь большинство детей именно так воспринимают наличие компьютера дома: домашний компьютер – это игры. Здесь возможен только один принцип: чем игр меньше, тем лучше. Никто еще не доказал положительное влияние агрессивной «стрелялки» на неокрепшую психику ребенка. Разговоры о том, что в такого рода игре развивается быстрота реакции или сбрасывается негативная энергия, – не более чем рекламный трюк разработчиков, а вот негативное влияние на нервную систему, сходное с наркотическим, доказано. В результате страдают и здоровье, и успеваемость, а в качестве отдаленной перспективы – формирование ложных идеалов, уход в «виртуальный мир».

Что же может послужить альтернативой?

Только радость творчества, которую ребенок может ощутить, используя современный компьютер как мощный инструмент в самых разных сферах. Познакомившись даже с начальными навыками работы в системах графики и анимации, ребенок получает пропуск в захватывающий мир компьютерного дизайна. Если он увлекается музыкой, пусть попробует использовать один из многочисленных музыкальных редакторов для своих музыкальных фантазий. Ну а если ему самому хочется составить свою программу для компьютера, быть может, это будут первые шаги к его будущей профессии.

Хорошо, если вокруг него единомышленники и он может сравнить свою работу с работой товарищей, получить совет наставника – все это есть в многочисленных компьютерных кружках и студиях.

Хорошо, если он и сам начнет разбираться с интересующей его проблемой с книжкой в руках, существует множество справочников и пособий, ориентированных именно на школьный возраст. Такой навык очень пригодится в жизни.

Искренне интересуйтесь, чем занимается ваш ребенок, сидя за компьютером. Быть может, ваши вполне обычные просьбы, адресованные младшему школьнику, например красиво напечатать рецепт любимого торта или придумать поздравительную открытку бабушке, помогут ему ощутить себя создателем нужного и важного итогового продукта, полученного с применением компьютерных технологий. Ну а старшекласснику, уже проделавшему ряд шагов на этом увлекательном пути, можно поручить, например, и компьютерное восстановление старинной фотографии из вашего домашнего архива, и создание сайта вашей семьи, фирмы, школы. Разработка проектов по различным предметам школьного курса позволит старшекласснику не только освоить компьютерные методы, с помощью которых он будет выполнять эту работу, но и погрузиться в суть той проблемы, которую он хочет представить в своей работе по данному предмету.

Конечно, само по себе наличие компьютера дома автоматически не определит, как сложатся взаимоотношения человека и компьютера, но в этих взаимоотношениях все зависит только от человека!

Марина ЧЕЛПАНОВА, учитель информатики лицея №363, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте