Комплексное изучение темы “Первая мировая война”
Тема “Первая мировая война” может быть изучена в содружестве учителей истории, литературы и философии (в гуманитарных классах школы этот предмет преподается). Форма проведения этого занятия – тематический вечер. Каждый педагог ставит определенные учебно-познавательные цели, а содружество учителей позволяет добиться хорошего результата.
Задача учителя истории в том, чтобы определить конкретный фактический материал: дать общее представление о причинах, поводе, участниках, ходе войны, ее итогах, т.е. определить общий контур войны.
Задача учителя литературы – конкретизировать ход войны, выйти на личностное содержание: смерть, увечье, привычка к жестокости, ежедневной трагедии, изменение психологии человека, переоценка ценностей.
Задача философа – углубить понимание того, что несет человечеству война, определить роль первой мировой войны в судьбе ХХ века.
В ходе подготовки предлагаем детям список литературы для самостоятельного чтения: Э.М.Ремарк “На Западном фронте без перемен”; Э. Хемингуэй “Прощай, оружие!”; Я. Гашек “Похождения бравого солдата Швейка”; М. Шолохов “Тихий Дон”; А. Толстой “Хождение по мукам”; Б. Пастернак “Доктор Живаго”; А. Солженицын “Красное колесо”; А. Ахматова “Молитва”, “Духов день”, “Июль 1914”; В. Маяковский “Мама и убитый немцами вечер”, “Война объявлена”, “Вам!” и др.
Первую часть вечера ведет учитель истории, а учителя литературы и философии могут задавать вопросы, вставлять реплики.
Ученики работают в группах по определению важнейших военно-политических событий, заполняют таблицу, используя материалы учебников. Работа оценивается учителем.
Вторая часть – историко-литературно-философская. Работа начинается с просмотра фрагмента из телефильма “Хождение по мукам” (часть I). Демонстрируется сцена, где идет разговор солдат об ответственности за войну. Затем в классе разгорается идеологический спор представителей различных направлений. Опираясь на документы (учебник “Новая история”), “представители” государственных кругов и монополистов, социал-шовинисты, интернационалисты, пацифисты доказывают правоту своих позиций и разоблачают противников. Как правило, этот идеологический спор проходит очень остро и интересно. Прерывается Владимиром Маяковским: “Ах, закройте, закройте глаза газет!” Стихи А. Ахматовой переключают в другой эмоциональный план – скорбь, мука, самоотверженная вера в Россию и в милосердие Богородицы.
Ребята читают и комментируют страницы произведений Ремарка, Хемингуэя, Гашека, Шолохова, ведут разговор от лица ремарковских мальчиков, лейтенанта Генри, бравого солдата Швейка. Видят их глазами жесткую правду войны, и она им открывает ложь, лицемерие, ханжество.
Насколько презирают герои Ремарка своего учителя, пламенного патриота, который готовил их к жизни и войне.
А лейтенант Генри (“Прощай, оружие!”) – дезертир? Уронил честь офицера? Достоин презрения?
Вспоминая примеры удивительной доблести, о которых рассказывает Швейк (часть II, конец I гл.), все понимают, почему так долог путь на фронт бравого солдата.
Ребята ощущают свою беззащитность и слабость перед войной, прочитав в записной книжке, случайно подобранной Григорием Мелеховым, о “коротенькой чужой жизни с ее земными страстями” (Кн. I, ч. 3, гл. ХI) или представив картину “мертвого” леса после газовой атаки (“Тихий Дон”).
Путь от частного к общему помогает пройти детям философ, вступая с ними в диалог, обращаясь к страницам “Психологии войны” Бердяева, “Основному нравственному противоречию войны” Ильина. И результатом диалога является понимание роли войны в морально-этическом устройстве общества, роли первой мировой войны в судьбе ХХ века.
Третья часть – исторические итоги войны. Версальская конференция, договор, система.
Такой подход к изучению войны личностно ориентирован, дает возможность увидеть историю глазами человека, определить свои нравственные и мировоззренческие установки.
Татьяна ФИЛОКСЕНОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы # 10
Верхний Уфалей,
Челябинская область
Комментарии