search
main
0

Долги погашены, надбавки установлены. В Тульской области социальные партнеры работают на результат

Социальное партнерство в сфере образования сегодня выходит на новый этап. Коротко его можно охарактеризовать так – от количества к качеству. Теперь, когда в большинстве территорий заключены трехсторонние соглашения, а в образовательных учреждениях – коллективные договоры, профсоюзы стали больше внимания уделять содержанию этих документов. Свой опыт в сфере социального партнерства представляет Тульская область.

Мы стараемся использовать преимущества переговорного процесса для выработки единой согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений на региональном уровне, в территориях и образовательных учреждениях.

Какие цели ставил перед собой профсоюз в отчетный период? Повысить уровень трудовых и социальных гарантий для работников образования, результативность отраслевых соглашений и коллективных договоров, создать механизм социального диалога между профсоюзом, органами исполнительной власти и работодателями.

Благодаря настойчивой политике профсоюза с 2002 года удалось обеспечить выделение средств из бюджета области на выплату педагогам лечебного пособия, денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию и периодические издания, оплату проезда, установление 50-процентной надбавки работникам библиотек образовательных учреждений, а также 15-процентной надбавки специалистам рабочих поселков (поселков городского типа).

Борясь за улучшение материального положения педагогов, обком многого сумел добиться. Мы отстояли право работников на получение компенсации за задержку начисленной зарплаты и отпускных с 1 апреля по 1 октября 1999 года путем индексации полученных сумм в 1,5 раза. Погашена задолженность по денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию и по лечебным пособиям, сложившаяся в ряде территорий с 1996 года. К 2004 году для всех образовательных учреждений был установлен надтарифный фонд в размере 25% (ранее он составлял 10% в учреждениях дополнительного образования, 15% – в ДОУ, от 20 до 25% – в школах).

В соответствии с Федеральным законом №123 с 2004 года из бюджета области выделяются субвенции на финансовое обеспечение образовательного процесса, в том числе на заработную плату учителям. Все это привело к тому, что материальное обеспечение работников образования Тульской области выросло на 4-17 процентов по сравнению с федеральным уровнем.

Эффективность соглашений и коллективных договоров подтверждает хотя бы тот факт, что дополнительные гарантии, предоставляемые учителю, имеющему 12-й разряд, за 2003 год превысили уплаченные им профсоюзные взносы за тот же период в 42 раза.

Обком профсоюза активно участвовал в законотворческой деятельности – инициировал принятие нового Закона Тульской области «Об образовании», готовил замечания и предложения к проектам законов «Об установлении региональных надбавок работникам организаций бюджетной сферы Тульской области», «О социальном партнерстве», участвовал в разработке региональной программы развития образования и т.д.

Одна из важных форм деятельности областной профсоюзной организации – защита социально-трудовых прав работников образования в досудебных органах. В связи с нарушениями, связанными с выплатой заработной платы труженикам отрасли, обком профсоюза обращался в областную Думу, в органы прокуратуры, Государственную инспекцию труда в Тульской области. В 2002 году инспекция проверила соблюдение трудового законодательства в учреждениях образования в 14 районах области, в том числе в 3 районах Тулы.

Ежегодно обком рассматривает более 900 устных и письменных обращений работников образования, оказывает правовую помощь, выдает более 100 представлений (требований) к работодателям.

Заключение коллективных договоров в учреждениях способствует закреплению норм, касающихся оплаты отпусков, установления доплат и надбавок. Вместе с тем еще недостаточно внимания уделяется аттестации рабочих мест, вопросам повышения квалификации тружеников, решению жилищных проблем. Если на областном, территориальном уровнях в защите социально-трудовых прав работников есть системность, то на уровне учреждений, в том числе вузов, их интересы представлены недостаточно полно.

Главной задачей развития социального партнерства на ближайшую перспективу является повышение его качества и эффективности для работников образования. Для этого необходимо:

• повысить правовую грамотность и ответственность сторон за выполнение обязательств;

• повысить уровень социальных гарантий для работников;

• поднять авторитет первичной профсоюзной организации;

• установить профсоюзный контроль за соблюдением законодательства;

• сделать взаимоотношения между представителями работников и работодателей прозрачными для каждой из сторон;

• определить финансовое участие работников, не входящих в профсоюз, в обеспечении выполнения коллективного договора.

Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 в перспективе ведет к усилению роли соглашений различных видов. На региональном уровне необходимо определить единые для Тульской области условия оплаты труда работников, степень повышения ее размеров, решить вопросы, связанные с обеспечением финансирования учебного процесса в соответствии с федеральными стандартами общего образования и т.д. В связи с передачей учреждений начального профессионального образования в субъекты РФ в соглашениях должны быть отражены вопросы регулирования социально-трудовых отношений работников этих учреждений.

Для поднятия престижа руководителей районных и первичных профсоюзных организаций в соглашения и коллективные договоры следует включать вопросы социальной защиты профсоюзных кадров: оплаты труда, доплат, поощрений, переподготовки и прочие. Кроме того, необходимо наладить уведомительную регистрацию территориальных отраслевых соглашений в департаменте образования и обкоме профсоюза.

Л. КАЗАКОВА, главный специалист обкома профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте