В Законе Российской Федерации “Об образовании” определено, что государственные органы управления образованием обязаны осуществлять контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования (статья 37 закона).
Действенным средством в борьбе за обеспечение государственной финансовой дисциплины является обязательное применение финансовых санкций по каждому выявленному факту нарушений и злоупотреблений.
Воспитание законопослушных граждан достигается многими методами, включая разъяснение и применение законодательных положений о неотвратимости наказания.
Законопослушный гражданин должен знать, что за любое нарушение законов государства последуют санкции. А при вскрытии контрольными органами нарушений установленной финансовой дисциплины будет неукоснительно применяться целый комплекс мер наказания (дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности). Финансовые санкции последуют к учреждениям, предприятиям и организациям образования, где выявляются нарушения и злоупотребления. К материальной ответственности будут привлекаться материально ответственные и другие должностные лица (руководители, главные бухгалтеры, ответственные работники, на служебных участках которых нарушались законодательные требования).
Санкции могут последовать при условии определения контролирующими органами:
– наличия единичного или многочисленных случаев нарушения государственной финансовой дисциплины или злоупотреблений;
– периода совершения таких нарушений и злоупотреблений;
– конкретных виновных лиц по каждому подобному факту;
– размера причиненного материального ущерба (всего и по каждому случаю);
– конкретных фактов нарушений в оформлении первичных документов и ведении бухгалтерского учета, составления недостоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности, некачественного осуществления внутрихозяйственного контроля.
Для применения санкций важно точно знать – было ли нарушение или злоупотребление единичным или многочисленным, поскольку расчет размера ущерба и определение объема санкций должен производиться по каждому отдельному факту (сколько бы их ни было).
По каждому факту указывается период нарушения или злоупотребления, виновные лица (полный перечень их с указанием конкретной вины каждого в отдельности), в чем именно выражались нарушения в оформлении конкретных первичных документов, ведении учета, в чем состоит недостоверность государственной финансовой (бухгалтерской) отчетности, какие конкретно выявлены нарушения в осуществлении внутрихозяйственного контроля.
По каждому случаю должны в обязательном порядке указываться: какие именно законодательные и другие нормативные акты не выполнялись или выполнялись с нарушением установленного ими порядка (пункты, параграфы, статьи этих нормативных актов); какие ответственные лица должны были соблюдать нормативные требования (в каких документах определена их обязанность выполнять эти функции); в чем конкретно выражается несоблюдение указанными лицами своих служебных обязанностей.
В материалах по результатам проведенного контрольного мероприятия должен быть указан принцип расчета ущерба и порядок проведения расчета (а не только итоговая сумма).
Если контрольные мероприятия проводили контрольные органы, которые в соответствии с действующим законодательством вправе применять финансовые санкции (налоговые и другие органы), то они в своих материалах проверки указывают размер ущерба и штрафные санкции (штрафы и пени). В этих материалах предусмотрен раздел о принятии решения по данному вопросу руководством контрольного органа, назначившего такую проверку (начальник налоговой инспекции и т.п.).
Финансовые санкции применяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в котором предусмотрены меры по отношению к сумме финансового нарушения или злоупотребления, а также в части наложения штрафа и начисления пени.
В практике учреждений, предприятий и организаций системы образования возникают ситуации, когда применяются финансовые санкции, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации (БКРФ).
В статье 283 БК РФ указано, что основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:
– неисполнение закона о бюджете;
– нецелевое использование бюджетных средств;
– несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
– финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
– несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
– и другие.
Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, предусмотрены в статье 282 БК РФ:
– предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
– блокировка расходов;
– изъятие бюджетных средств;
– приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
– наложение штрафа;
– начисление пени;
– иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.
Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения определены в статье 284 Бюджетного кодекса РФ:
– списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
– списание в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также сумм процентов (платы за пользование возвратными бюджетными средствами;
– взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование возвратными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Аналогичные санкции предусмотрены в статье 2841 “Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в области применения мер принуждения”.
В статье 285 Бюджетного кодекса РФ указано, что бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Определено в статье 288 БК РФ, что списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, установленных Бюджетным кодексом РФ и другими федеральными законами. Порядок указанного списания устанавливается Банком России по согласованию с Федеральным казначейством.
В статье 288 Бюджетного кодекса РФ указано, что размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникающих в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств. При недостаточности на лицевом счете бюджетного учреждения средств для осуществления указанного списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа Федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном статьей 286 БК РФ. Очередность списания средств со счетов федерального бюджета определяется статьей 255 Бюджетного кодекса РФ.
В ряде статей Бюджетного кодекса РФ делается ссылка на другие законодательные акты в части принятия мер по финансовым нарушениям и злоупотреблениям. Поэтому целесообразно изучить соответствующие положения всех указанных законодательных актов. При этом работникам учреждений, предприятий и организаций системы образования следует обращать внимание на формулировку каждого вида финансового нарушения и какие предусматриваются в законодательстве санкции по ним.
Например, в статье 289 Бюджетного кодекса РФ определено, что нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, наложение штрафов на руководителей, получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Учреждениям, предприятиям и организациям системы образования необходимо также иметь в виду, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены санкции по нарушениям валютного законодательства. Так, в статье 15.25 данного кодекса указано, что осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Штрафы установлены и по ряду других нарушений валютного законодательства.
Налоговым законодательством определены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Так, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) предусмотрены налоговые санкции как мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями 15 и 16 Налогового кодекса РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза (статья 114 НК РФ). При наличии обстоятельства, смягчающего ответственность, когда совершается налоговое правонарушение лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов (статьи 112 и 114 Налогового кодекса РФ). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении штрафа за налоговые правонарушения (статьи 112 и 114 НК РФ).
Налоговым кодексом РФ установлены размеры штрафа по каждому виду правонарушений. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (статья 114 НК РФ).
Для примера можно привести отдельные виды налоговых санкций. Так, нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафов в размере 5 тысяч рублей (на срок более 90 дней – штраф 10 тысяч рублей).
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.
Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога (статья 122 НК РФ).
Финансовые санкции предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ) за нарушение таможенных правил.
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо со взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва (статья 279 ТК РФ).
Неуплата таможенных платежей в установленные сроки влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы неуплаченных таможенных платежей с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва (статья 284 ТК РФ).
Серьезные наказания предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) за преступления, совершенные в сфере экономики, включая систему образования.
Например, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения, наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества или без такового. То же деяние, совершенное группой или по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества (статья 164 УК РФ).
Совершение организованной группой финансовых операций в крупном размере (превышающем две тысячи минимальных размеров оплаты труда) с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате совершения преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (статья 174 1 УК РФ).
Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет (статья 193 УК РФ).
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере (если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три тысячи минимальных размеров оплаты труда), наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (статья 194 УК РФ).
Применение штрафных санкций является лишь дополнительной мерой к непосредственному возмещению виновными лицами причиненного материального ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Из всего сказанного можно сделать вывод о неотвратимости наказания за нарушения и злоупотребления и целесообразности воспитания законопослушных граждан.
Этой цели должно способствовать и внесение необходимых дополнений и уточнений в действующее законодательство об образовании. После его принятия в Российской Федерации был введен в действие ряд важных общегосударственных законодательных и нормативных правовых актов, отдельные положения которых должны найти отражение и в законодательстве, регулирующем деятельность учреждений, предприятий и организаций сферы образования. Так, в Законе Российской Федерации “Об образовании” целесообразно не только отражать источники и гарантированные объемы финансирования, но и обязанность обеспечения целевого использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей, дисциплинарной и материальной ответственности руководителей, других работников учреждений, предприятий и организаций образования, их учредителей и соучредителей.
В.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации
Комментарии