search
main
0

Долг, честь и ответственность. Точка зрения

«Долг, совесть, чувство ответственности перед Родиной» – эти слова для сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как нечто неопределенное, аморфное. И виноваты в этом не они, а мы, взрослые, приводящие к ужасающим результатам, таким как безразличность ко всему, эгоизм, черствость, а самое страшное – это чувство безответственности. Очень часто термин «Родина» вообще не всегда четко воспринимается сегодняшними школьниками. При вопросе: «Что такое Родина?» – дети говорят: дом, страна. Дальнейшие ассоциации с Родиной необходимо подсказывать с помощью наводящих вопросов, потому что они тяжелы для их понимания. Это, скажем, улица, на которой ребенок живет, клумба рядом с домом, город, где ты родился, Москва как столица нашей страны.

Чувство долга перед Родиной вызывает целую дискуссию на уроке. Для многих школьников эти два понятия несопоставимы, они не могут это принять, так как за свою короткую жизнь слышали от нас, читали в газетах, видели по телевизору, а также встречали в обыденной жизни лишь негатив, связанный с их Родиной. Но взрослому, обладающему аналитическим мышлением, понятно, что негатив – это обратная сторона всякой действительности. Нам понятно, что положительного, хорошего больше да и плохое часто – временное явление, только надо об этом почаще говорить.

Так, краеугольным камнем вопроса «долга перед Родиной» встает дилемма о том, что долг может быть только перед тем или кем, кто что-то давал. И вот ученики говорят о том, что они ничего не получили от страны и поэтому отдавать ничего не надо. Оказывается, они и не догадываются, что государство платит за их учебу в школе, пребывание в садике, лечение в поликлинике, для защиты от нападений извне содержит армию, при техногенных и природных катаклизмах на помощь приходит МЧС и т.д. За постоянными разговорами «на кухне» между родственниками о проблемах (маленькое детское пособие, платные кабинеты врачей, большие затраты на обучение) мимо сознания наших детей мимолетно и незаметно проходят проблемы в масштабе страны.

Решить эту проблему, возникшую в последние годы, должна школа, конечно, с помощью государства и общественности. Но ведь проблема стоит очень остро и касается всех граждан нашей страны, независимо от возраста.

В последнее время резко меняется парадигма воспитания в сторону личностно-ориентированного образования, которое «не только вооружает человека знаниями, умениями, навыками, но и помогает ему в решении его жизненных, личных проблем». Исходя из этого можно говорить о том, что на уроках (и не только на истории, обществознании), внеклассных мероприятиях, в личных беседах учителя с учащимся просто необходимо поднимать данные вопросы, но и обсуждать их, пытаться разобраться с ними.

Надо планировать такие обсуждения, которые некоторые учителя могут воспринять как слишком уж идеологические (идеология в меру просто необходима), – это совместный просмотр фильмов о Великой Отечественной войне. Почему совместный – сами ученики дома просто не станут его смотреть, не по причине отрицательного отношения к событиям или героям, а так как фильм черно-белый, без спецэффектов. Надо сказать огромное спасибо режиссерам, снявшим современные фильмы о войне 1941-1945 гг., с их помощью память о тех давних событиях должна сохраняться у нового поколения. Ведь не зря в пословице говорится: «Как только народ забывает предыдущую войну, сразу же начинается новая война». Не просматривается ли данная закономерность в нашей истории?

Многие педагоги и психологи всегда отмечали высокую эффективность в преподнесении материала вместе с музыкальными произведениями. Обладая высокой технической оснащенностью, многие школы смогли бы позволить себе трансляцию на переменах песен времен войны, послевоенных лет, можно взять и 60-70-80-е гг. Может, вначале это бы вызвало протест, смех («ведь старье»), но уже эта музыка не будет казаться им такой чужой. Хочу привести пример из собственного опыта, заканчивая по истории темы «Великая Отечественная война», вместо пресловутого контрольно-проверочного урока я вместе с ребятами слушала музыку времен войны. Обидно и горько было услышать, что известна им только песня «Катюша». На следующем уроке школьники с оживлением обсуждали музыкальные композиции и сами предложили мне в конце каждой крупной темы устраивать такой урок с музыкой к определенной эпохе.

Одной из наиболее злободневных тем является тема службы в армии. Опять повторюсь, если скажу, что вижу вину и здесь нас, педагогов. В наших руках огромная сила, которая поможет сдвинуть эту проблему с места: и классные часы по темам «Великие полководцы», «Герои России – наши земляки», встречи с ветеранами, встречи с молодыми людьми, прослужившими в армии, экскурсии в воинские части (я думаю, командиры частей и, в частности, военкомы будут в этом заинтересованы). А самое главное – готовить наших детей к защите Родины, самоуважению себя и людей, находящихся рядом, достойному поведению, потому что говорят: «Армия – это лицо общества». И я с этим полностью согласна.

Присмотритесь к детям на перемене, к стилю общения между собой, а на уроке займите пять минут и расскажите, что вы увидели. Деление на группы, унижение слабых, младших, применение физических мер друг к другу, притом жестоких. Пересказав ученикам, что я увидела, прошу ответить на вопрос: «А чем сейчас ваше поведение отличается от дедовщины, которой вы так боитесь?»

В ответах на него дети пытаются всячески оправдать себя, но я всегда привожу один и тот же аргумент: «Отличие есть лишь в одном – сейчас обиженный вами мальчик пойдет домой, где его уже ждет вкусно приготовленная мамой пища, телевизор, своя комната, своя постель, а вечером придут родственники, и он даже не станет им рассказывать, что произошло с ним. А завтра все забудется, но в армии, вот так же смехом, как вам кажется, обидев человека, вы можете его довести до самоубийства, потому что рядом не окажется даже вещи, близкой ему, вокруг все чужое». Хочу сказать по поводу армии. В середине 90-х гг., будучи еще студенткой, я услышала, как один депутат, к сожалению, не помню фамилии, с экрана телевизора сказал, что «армия нам больше не нужна, так как нам не с кем воевать». Неужели мы никогда в нашей стране не будем учиться на ошибках, неужели не вспомним уроки войн в России и СССР, чтобы так относиться к собственной армии. Читатели простят мне, если я приведу еще одну пословицу: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Решение вопроса долга, совести, чувства ответственности, конечно, необходимо и на уроках. Чтобы ученики не воспринимали эти слова, как чужие их слуху, необходимо включать аспект переживания, который может соединить чувства личные, присущие ребенку в его повседневной, сегодняшней жизни и, как казалось бы, далекой от многих давних исторических эпох. Сделать это возможно с помощью «создания условий для переживания тождества жизни ребенка сегодня и исторического события», которое глубоко рассмотрено у В.Шогана в методике модульной технологии в личностно-ориентированном образовании.

Так, начиная тему «Тыл в годы Великой Отечественной войны», учитель может спросить у школьников: «Сколько часов в день они находятся в школе, сколько готовят уроки, а сколько общаются с друзьями и просто отдыхают?» Отвечая на эти вопросы, ученики и не задумываются, зачем они заданы. Но учитель начинает рассказывать новую тему с вклада подростков в годы войны, рассказывает об их нагрузке, и только здесь дети осознают все тяготы, которые пережили их ровесники на работах в тылу. И так личностно подойти можно к каждой теме урока и по любому предмету.

В решении данных проблем в сегодняшнем воспитании все зависит от наших не только возможностей, а самое главное – от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, с развитым чувством ответственности перед страной. А методы, технологии учитель, чувствующий на себе ответственность за молодое поколение, за будущее нашей страны, найдет и подберет для своих питомцев лично сам. Таким настоящим учителям я искренне желаю успеха.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, учитель истории и обществознания, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте