search
main
0

Доказательство аксиомы. Лучший фильм о творчестве культовой группы еще не снят

Драму «Богемская рапсодия» многие называют байопиком о солисте Queen Фредди Меркьюри, хотя на самом деле это картина о группе в целом. Оптимистично глядя в будущее, отмечу: о рок-квартете, ставшем культурным достоянием не только Великобритании – всего мира, еще снимут по-настоящему хорошее кино. «Рапсодия…» же до высшей планки, увы, недотягивает.

Еще на раннем этапе производства у фильма возникли проблемы. Так, изначально на главную роль был утвержден Саша Барон Коэн, считавший, что картина должна быть максимально точной и соответственно ориентированной на взрослую аудиторию. Однако ныне здравствующие участники Queen, гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, воспротивились этому: кино, по их мнению, должно было проходить под грифом «Для семейного просмотра». Коэн покинул проект, его заменил Бен Уишоу, который тоже вскоре ушел. В итоге роль получил Рами Малек.Не везло «Богемской рапсодии» и с режиссерами: приглашенный в этом качестве Декстер Флетчер тоже довольно быстро ретировался по причине конфликта с одним из продюсеров, а начавший съемочный процесс Брайан Сингер вскоре был отстранен от работы из-за прогулов и разборок с Малеком. Ирония судьбы: доделывал картину Флетчер, который в титрах указан как исполнительный продюсер.Все вышеперечисленное привело к тому, что для краткого описания сюжета годится цитата одного из западных критиков, Кайла Бьюкенена: «Богемская рапсодия» – ярко раскрашенная статья из Wikipedia». И это, я вам скажу, весьма комплиментарная оценка, ибо «Википедия» более красноречива. Статья энциклопедии показывает нам истоки творчества Фаруха Булсары (настоящее имя певца), родившегося в простой парсийской семье, волею судеб заброшенной в 60‑е годы в Великобританию. Из нее мы узнаем, что в детстве будущий певец и композитор по настоянию одного из педагогов, разглядевшего в мальчике талант, был отдан родителями в музыкальную школу по классу фортепьяно, что в тринадцатилетнем возрасте создал с друзьями свою первую рок-группу. Любил рисовать, собирал марки, отлично играл в теннис – эти важные составляющие образа тоже из Wiki.В фильме мы видим Фредди (Рами Малек) уже в 24‑летнем возрасте. Днем он работает грузчиком, а ночью ходит по клубам и с дилетантским восторгом слушает выступающих там музыкантов. Его отец (Эймс Бхатти) недовольно поучает сына, говорит, что каждый должен помнить о своих корнях, заниматься достойным делом, приносить пользу обществу. Однако парень упрямо открещивается от традиций своего народа, официально меняет имя и твердит, что будет делать то, для чего родился, – служить музыке.Увидев однажды гитариста Брайана Мэя (Гвилим Ли) и ударника Роджера Тейлора (Бен Харди) из группы Smile, донельзя огорченных уходом солиста, Фредди знакомится с ними (в реальности он знал их и раньше) и довольно нахально предлагает себя в качестве вокалиста. Когда музыканты без обиняков отказывают ему, он талантливо исполняет отрывок из сложной композиции, окидывает их взглядом победителя – никаких опасений, что его вдруг не примут в Smile (забегая вперед, конечно, примут). Удаляется изящной походкой, не оставляющей сомнений в его нетрадиционной ориентации.Тема бисексуальности мировой звезды порой перекрывает идею служения музыке, причем подана она как-то уж очень коряво. Нам хотят показать трагедию одинокой души, сложность официального каминг-аута в те годы, когда гомосексуалистов практически предавали анафеме, но в то, что происходит на экране, не очень верится. Тут уместно будет процитировать другого западного кинокритика, Марка Райана: «Это первый байопик на моей памяти, во время просмотра которого я регулярно думал: «Быть не может, чтобы все так было на самом деле». Соглашусь, порой эпизоды удивляют надуманностью, а диалоги и монологи – напыщенностью. А ведь идеальная кинобиография тем и хороша, что зритель, даже памятуя о художественном вымысле, считает, что все было именно так, как ему показали. Спасает то, что игра Рами Малека на достаточно высоком уровне, хотя кто-то, возможно, сочтет его работу добротной имитацией личности.Возвращаясь к музыкальной карьере Меркьюри: сначала она идет в гору, и в этот период написана «Богемская рапсодия», позже признанная лучшей песней тысячелетия по версии The Official Charts Company, потом скачет медицинской кардиограммой в режиме «вверх – вниз» – сказываются звездная болезнь, злоупотребление спиртным и наркотиками, беспорядочные любовные связи, ссоры с товарищами. Ну а потом, как водится, катарсис и незадолго до кончины духовное перерождение (напомню, певец умер в 1991 году в возрасте 45 лет, причина – пневмония, развившаяся на фоне ВИЧ-инфекции).Финальный аккорд фильма – триумф Queen в 1985 году на стадионе «Уэмбли» в рамках грандиозного благотворительного концерта Live Aid. Выступление коллектива было признано одним из лучших и подчеркнуло его статус блестящей рок-группы.Этот концерт, пожалуй, самая сильная часть картины. Однако насколько велика в этом заслуга авторов, учитывая, что все здесь основано на музыке? Да, мы в очередной раз убедились в том, что Queen – одна из выдающихся рок-групп прошлого столетия, что музыканты – гении, новаторы и в чем-то революционеры. Но есть некая грусть в том, что на просмотр доказательства этой аксиомы приходится тратить больше двух часов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте