search
main
0

Докатились?

Куда бы вы ни приехали, почему-то одни обращают внимание прежде всего на окружающую красоту, а другие – на грязь и мусор. То же самое происходит, когда люди знакомятся с теми или иными новостями или документами, касающимися образовательных реформ. Одни умеют видеть в этом преимущественно плюсы, а другие, кроме минусов, ничего не видят.

Есть все основания полагать, что предпочитающие негативную информацию граждане преследуют какие-то свои цели, никак не связанные с реальным положением дел. Они либо одурачены пропагандой, либо проецируют свои собственные жизненные неудачи на весь остальной мир. «У меня ничего не получается, но виноваты в этом все вокруг!» или «Не решал ни одного задания ЕГЭ, но на все 100% убежден, что это тупое угадывание примитивных тестов!» Кто-то пытается таким способом реализовать свои политические амбиции, получить какие-то дивиденды. Ведь если ругать власть, то можно автоматически стать своим в доску для всей «прогрессивно мыслящей общественности», и никак иначе.

А если серьезно, то согласно опросам населения ситуация в российском образовании вовсе не выглядит ужасающей. Причем получается довольно курьезная картина, когда в одной и той же анкете люди говорят, что конкретно в нашей школе все нормально, мы всем довольны, а вот вообще по стране все плохо! То есть мы имеем дело c явным промыванием мозгов теми источниками информации, которым почему-то выгодно представить положение дел в России именно в таком ключе. И складывается впечатление, что огромное количество людей читают только блоги всевозможных скандалистов и фейкометов, веря им абсолютно. А спорить с ними невозможно, потому что они изначально воспринимают все только со знаком «минус».

Между тем у нас немало поводов для гордости. Например, налицо факт, что, вопреки усилиям свести вариативность образования к минимуму (в том числе посредством единых учебников), эта задумка не сработала. Нам удалось сохранить школы с разными программами и учебниками, где обучение выстроено в зависимости от профиля, направленности и уровня развития детей. И это несомненный плюс, который следует признать.

Также следует отметить, что за последние годы учителя перестали быть слепыми исполнителями чужой воли и стали все более и более активно отстаивать свои права, говорить о том, что нужно изменить в образовании. И, что очень важно, к ним начали прислушиваться. Классический пример – обсуждение ФГОС, которое проходило очень бурно и конструктивно.

Вопреки всему, нам удалось сохранить свои позиции в целом ряде международных рейтингов и сравнительным исследованиям, в первую очередь PIRLS и TIMSS. То есть предметная грамотность, в которой мы были традиционно сильны, сохраняется на высоком уровне. Аналогичная ситуация и с международными олимпиадами. Наши дети регулярно берут и «золото», и «серебро», и «бронзу», и Гран-при. Да, мы не везде в лидерах, но везде в Топе.

Поэтому все разговоры о том, что за годы реформ наше лучшее в мире образование было полностью разрушено, как минимум ошибочны. И, на мой взгляд, именно 2020 год с его колоссальными потрясениями, вызванными пандемией и массовым переходом на дистанционное обучение, показал: школам, вузам и ссузам в целом удалось справиться с этим грозным вызовом. По крайней мере, ситуация у нас была ничуть не хуже, а подчас и гораздо лучше, чем в других странах, где практиковали всего лишь «уроки по телевизору». Мы все в массе своей поняли: информатизация образования принесла вполне реальные плоды! ИКТ из экзотики превратились в реальный и массовый инструмент образования.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте