search
main
0

Доходы и расходы “Право и экономику” рекомендует председатель арбитражного суда

Многие старшеклассники московских и немосковских школ, гимназий, лицеев гуманитарного профиля в прошлом учебном году открыли учебник “Право и экономика” (Издательство “Вита-Пресс”). Его авторы – Татьяна и Андрей Кашанины. Пособие рекомендовано к использованию при преподавании разделов “Экономика” и “Право” курса “Обществоведение” и допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования РФ.

Понятие права авторы рассматривают не просто как свод законов, регламентирующих отношения в обществе. Нормы права, особенно в сфере экономической жизни, содержатся в законодательных актах, в других документах (например, в решениях судов), в договорах, заключаемых самими гражданами. Будущий гражданин должен, по мысли авторов, иметь отчетливое представление о том, что он сам не только объект норм права, но и активный субъект, принимающий участие в регулировании своей жизни, прежде всего трудовой, в выработке норм в конкретных деловых ситуациях.
Тем не менее право должно регулировать экономику в условиях свободного рынка. Авторы показывают на учебном материале, как необходимы правовые нормы и государственное регулирование в экономике. Эта тема в учебнике многозначна, учитель от урока к уроку приводит старшеклассников к пониманию важности обеспечения права на труд, экологической безопасности, защиты природы, социальной справедливости и т.п.
Как стать предпринимателем? Сегодня этот вопрос уже ни у кого не вызывает аллергии, скорее наоборот. Недостаток знаний, умения, инициативы, готовности брать на себя ответственность, правовая слепота – не последние причины нашего “зависания” в рынке. Собственность, договоры, ценные бумаги – категории, совершенно неизвестные взрослому поколению (опыт 90-х годов скорее отрицательный, чем положительный). Владение, пользование, распоряжение, доход, прибыль и прочие коренные слова русского языка были людям непонятны.
Но без этих понятий жизнь экономически развитого общества просто невозможна. Социально-экономические права, и в первую очередь право на собственность, – одни из основных прав человека. Продолжением и развитием его является право на предпринимательскую деятельность, на частную собственность, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Уметь заключать договоры, в том числе трудовые, – значит обладать навыками правового поведения, активно пользоваться правом.
Важная тема, хотя и “не детская”, – труд и социальная защита, безработица как социальное бедствие. Гражданин должен со школьной скамьи представлять себе, какие средства социальной защиты существуют для него, какую линию правового поведения выбирать в той или иной жизненной ситуации, как ориентироваться в экономической конъюнктуре.
Заключительные главы посвящены ознакомлению старшеклассников с системой правоохранительных органов, с правами потребителей, акционеров, с защитой трудовых прав, чести, достоинства и деловой репутации.
Есть темы, которые, на мой взгляд, можно было бы не включать в учебник. Таковых немного: это глава о государственном бюджете (с ним учащиеся знакомятся в курсе экономики), законодательство о внешнеэкономической деятельности, таможенное законодательство.
В методическом отношении учебник заслуживает самой высокой оценки. Разнообразные формы подачи учебного материала облегчают задачу и ученика, и учителя. Так, теоретический материал излагается сжато и поясняется на примерах, дается четкое определение понятия. Затем тема закрепляется в остроумной форме краткого перечня положений, которые надо усвоить, – “Это надо запомнить”, помещенного под знаком “!”. Затем под знаком “?” следует список “Вопросов для контроля”. Но и этим урок не завершается: под знаком “?!” помещены “Вопросы для обсуждения (темы диспутов)”, а в заключение параграфа – “Задания и задачи”.
При этом сделан точный расчет на активное участие каждого ученика в обсуждении темы, в диспуте, решении задач, в ролевой игре. Помогают усвоению материала выделение главных мыслей, контрольные вопросы, задачи, участие учеников в разрешении правовых коллизий, в дискуссиях, столкновениях мнений, тестах, деловых играх.
Председатель Высшего арбитражного суда РФ, доктор юридических наук, профессор Владимир Яковлев в предисловии к учебнику, обращаясь к старшеклассникам, сказал: “Верным помощником в обретении своего места в жизни для вас несомненно будет право. Добросовестно изучайте его, учитесь пользоваться правовыми инструментами”.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте