Министр образования Москвы Исаак КАЛИНА принял участие в селекторе «Профсоюзный час» и выступил перед его участниками – председателями окружных и первичных профсоюзных организаций.
Возможность профсоюза всегда быть в гуще разговора, который ведет Департамент образования на своих четверговых селекторах, городской Экспертно-консультативный совет родительской общественности – на родительском селекторе, очень важна для всех нас. Я уверен, что у Департамента образования и у горкома профсоюза, так же как и у директора школы, у профсоюзной организации школы, у председателя профкома школы, есть абсолютно общая цель, только смотрим мы на нее с разных сторон, ничего плохого в этом нет. Важно, что цель у нас общая.И Департаменту образования, и директору любой школы, конечно же, в первую очередь важны результаты учеников. Не только результаты сдачи ЕГЭ, прохождения ОГЭ, но и личностные результаты, и те результаты, что ценны и для семьи, и для самого ученика. При этом и департамент, и, надеюсь, подавляющее большинство директоров школ (не говорю, все директора, потому что ничего, к сожалению или к счастью, без исключений не бывает) понимают, что важнейший ресурс достижения этих высоких результатов – это учитель-профессионал, а вообще, точнее, профессиональный педагогический коллектив. Я в последнее время, читая нашу педагогическую литературу, все реже и реже встречаю слово «педколлектив», которое в 50-60-е годы было настолько привычным, дежурным, даже немного затасканным, что, наверное, на волне модернизации, к сожалению для меня, это замечательное слово ушло. Но уверен, что и департамент, и каждый директор хорошо понимают, что важнейший ресурс для достижения нашими учениками хороших результатов – это профессиональный педколлектив, который создает в школе мотивирующую учеников метапредметную, воспитывающую, развивающую среду. Почему я так упорно говорю о коллективе, а не об отдельном учителе при всем моем глубоком уважении к учителям? Я думаю, все мы замечаем, что в тот высокотехнологичный век, в котором мы живем, когда технологии развиваются бурными темпами, любой современный продукт – это высокотехнологичный продукт, создается он в нашем понимании метапредметно, или, как говорят ученые, конвергентно, когда в создании современного высокотехнологичного продукта участвуют уж точно специалисты не одной профессии, когда для его создания нужен коллектив, состоящий из людей очень разных профессий. Мы проводим для директоров школ встречи с руководителями современных высокотехнологичных производств, например, в Москве есть замечательный Курчатовский центр. Когда начинали его работу, там были почти одни физики, потом оказалось, что центру нужны химики, биологи, математики, сегодня там уже появились и философы, потому что сегодня для создания современного высокотехнологичного продукта нужно взаимодействие людей, обладающих разными компетенциями. Если люди с такими разными компетенциями не научились взаимодействовать вместе результативно, эффективно, то этого трудно достигнуть потом.Почему мне кажется такой важной возможность взаимодействия? Потому что демонстрация эффективного взаимодействия в педколлективе учителей разных профессий, может быть, даже совершенно разных подходов поможет научиться эффективно взаимодействовать разным людям, в том числе нашим ученикам. Ведь наш пример – наилучший образец для подражания для учеников, которые у нас учатся. Нашим ученикам, для того чтобы быть успешными в жизни, потребуется самое главное качество – умение эффективно и результативно взаимодействовать в коллективе, состоящем из самых разных людей. Без этого никто сегодня в одиночку современный высокотехнологичный продукт, конкурентный на рынке, создать не может.К сожалению, опыт взаимодействия разных людей в одном коллективе потерян методически: у нас в школах есть методические объединения учителей математики, учителей литературы, но, к сожалению, почти нет методобъединений разных учителей, скажем, работающих в седьмом классе. Сегодня потерян опыт общего взаимодействия, которое когда-то, в советские времена, было на политзанятиях, на комсомольских и партийных собраниях. Поэтому я и обращаюсь к профсоюзу с надеждой профессиональной, ибо пока единственная организация в школе, в которой сохранилось взаимодействие людей разных специальностей, разных профессий, разных направлений деятельности, – это, как ни странно, профсоюзная организация. На этой базе может возродиться то, что называется метапредметный, конвергентный педагогический коллектив. Не только профсоюзный, но и профессионально-исследовательский, ибо без такого взаимодействия можно собрать десять замечательных учителей, которые не будут общаться и взаимодействовать, и получить на выходе ребят, хорошо знающих предмет, но не умеющих взаимодействовать с людьми, которые знают другие предметы, ребят, у которых будет отсутствовать интерес друг к другу, уважение к знаниям, отличным от их знаний, а без этого интереса и уважения к знанию, отличному от моего, ничего в мире добиться невозможно. Каждый директор, что называется, должен быть кровно заинтересован в хорошем, сплоченном профсоюзном коллективе своей организации как основе для формирования профессионального, взаимодействующего во всех своих элементах педагогического коллектива, передающего ученикам это умение эффективно и результативно взаимодействовать, уважать людей, отличных от тебя по своим компетенциям и знаниям, понимать, что только люди, разные по своим компетенциям, по своим профессиям, собравшись вместе, могут составить эффективный и коммуникативный коллектив. При этом каждый директор должен понимать: чтобы иметь такой коллектив, нужно создавать все условия, необходимые такому коллективу. Я назову только два главных условия, которые должны быть созданы и без которых все остальные условия вряд ли помогут. Первое условие – нормальная зарплата, соответствующая вкладу каждого человека в общее дело. Второе условие – наличие инструментов и технологий, обеспечивающих высокую производительность труда и не отнимающую впустую время учителя, чтобы он все мог делать результативно и быстро. Рискну предположить, что для профсоюза все это тоже важно, но только с точностью до наоборот. Я понимаю, что для профсоюза нужна не только нормальная зарплата, а и чтобы у людей были нормальные условия для экономии времени, чтобы у людей оставалось время на личную жизнь, на развитие. Но я уверен, что все члены профсоюза прекрасно понимают, что без результатов учеников никто в городе не будет долго заинтересован в повышении зарплаты, в том, чтобы создавать условия для работы педагогов. И департамент, и профсоюз делают все для того, что полезно нашим ученикам, их семьям и городу в целом, глядя на это каждый со своей стороны, но имея при этом общую цель. У меня такое впечатление, что Департамент образования, директорский корпус, горком профсоюза и профсоюзные организации школ просто обречены на равновесное взаимодействие. Всегда очень опасно нарушение этого равновесия, потому что любое нарушение равновесия приводит, как правило, к слому изделия, впрочем, так же как и потеря общей цели – разделение на наше и не наше, тогда точно будет слом системы. Мне кажется, в этой жизни всегда важнее договориться о принципах, и тогда легко договариваться о деталях. А если договариваться отдельно о каждой детали, но при этом не договориться о принципах взаимодействия, то тогда мы всю жизнь и будем обсуждать каждую деталь в отдельности. Если принципы взаимодействия кажутся нормальными, принимаемыми, то я думаю, что о деталях мы договоримся.
Комментарии