search
main
0

Договорившись о принципах, легко договориться и о деталях

​Министр образования Москвы Исаак КАЛИНА принял участие в селекторе «Профсоюзный час» и выступил перед его участниками – председателями окружных и первичных профсоюзных организаций.

Возможность профсоюза всегда быть в гуще разговора, который ведет Департамент образования  на своих четверговых селекторах, городской Экспертно-консультативный совет родительской общественности   – на родительском селекторе,  очень важна для всех нас. Я уверен, что у Департамента образования и  у горкома профсоюза, так же как и у директора школы, у профсоюзной организации школы, у председателя профкома  школы,  есть абсолютно общая цель, только  смотрим  мы на нее с разных сторон, ничего плохого в этом нет. Важно, что цель у нас общая.И Департаменту образования, и директору любой школы, конечно же,  в первую очередь важны результаты учеников. Не только  результаты сдачи ЕГЭ, прохождения   ОГЭ,  но и личностные результаты,  и те результаты, что  ценны и для семьи, и для самого ученика. При этом и департамент, и, надеюсь, подавляющее  большинство директоров  школ (не говорю,  все директора, потому что  ничего, к сожалению или к счастью, без исключений не бывает) понимают, что важнейший ресурс достижения  этих высоких результатов – это учитель-профессионал, а вообще, точнее, профессиональный педагогический коллектив. Я в последнее время, читая  нашу педагогическую литературу,  все реже и реже встречаю слово «педколлектив», которое в 50-60-е годы было настолько привычным, дежурным, даже немного затасканным, что, наверное, на волне модернизации, к сожалению для меня, это замечательное слово ушло. Но уверен, что и департамент, и каждый директор  хорошо понимают, что важнейший ресурс для достижения  нашими учениками хороших результатов – это профессиональный педколлектив, который создает в школе мотивирующую учеников метапредметную, воспитывающую, развивающую среду. Почему я  так упорно говорю о коллективе, а не об отдельном учителе при всем моем глубоком уважении  к учителям? Я думаю, все мы замечаем, что в тот высокотехнологичный век, в котором  мы живем, когда технологии развиваются бурными темпами,  любой современный продукт – это высокотехнологичный продукт,  создается он в нашем понимании метапредметно,  или, как говорят ученые, конвергентно, когда в создании современного высокотехнологичного продукта  участвуют уж точно специалисты не одной профессии, когда для его создания нужен   коллектив, состоящий из   людей очень разных профессий.  Мы проводим для директоров школ встречи с руководителями современных высокотехнологичных производств, например, в Москве есть  замечательный Курчатовский центр. Когда начинали его работу, там были почти одни физики, потом оказалось, что центру нужны химики, биологи,  математики, сегодня там уже появились и философы, потому что сегодня  для создания современного высокотехнологичного продукта  нужно взаимодействие людей, обладающих разными  компетенциями. Если люди с такими разными  компетенциями не научились   взаимодействовать  вместе  результативно, эффективно, то этого трудно достигнуть потом.Почему мне кажется такой  важной возможность взаимодействия? Потому что  демонстрация эффективного  взаимодействия в педколлективе учителей разных профессий,  может быть,  даже совершенно разных подходов  поможет научиться эффективно взаимодействовать разным людям, в том числе нашим ученикам.  Ведь наш пример – наилучший  образец для подражания для учеников, которые у нас учатся. Нашим ученикам, для того чтобы быть успешными  в жизни, потребуется самое главное качество – умение эффективно и результативно взаимодействовать в коллективе, состоящем   из самых разных людей. Без этого никто сегодня в одиночку  современный высокотехнологичный продукт, конкурентный на рынке,  создать не может.К сожалению, опыт взаимодействия  разных людей в одном коллективе потерян методически: у нас в  школах есть  методические объединения учителей математики, учителей литературы, но, к сожалению,  почти нет методобъединений  разных учителей, скажем, работающих в седьмом классе. Сегодня потерян опыт   общего взаимодействия, которое когда-то, в советские времена, было на политзанятиях, на комсомольских и партийных собраниях. Поэтому я и обращаюсь к профсоюзу с надеждой профессиональной,  ибо пока единственная организация в школе, в которой сохранилось взаимодействие людей разных  специальностей, разных профессий, разных направлений деятельности, – это, как ни странно, профсоюзная организация. На этой  базе может возродиться то, что называется метапредметный, конвергентный педагогический коллектив. Не только профсоюзный, но и профессионально-исследовательский, ибо  без такого взаимодействия можно собрать десять замечательных учителей, которые не будут общаться и взаимодействовать, и получить на выходе ребят, хорошо знающих  предмет, но не умеющих взаимодействовать с  людьми, которые знают другие предметы, ребят,  у которых будет отсутствовать интерес друг к другу, уважение к знаниям, отличным от их знаний, а без этого интереса и уважения  к знанию, отличному от моего, ничего в мире добиться невозможно. Каждый директор, что называется,  должен быть кровно заинтересован  в хорошем, сплоченном профсоюзном коллективе своей организации как основе для формирования  профессионального, взаимодействующего во всех своих  элементах педагогического коллектива, передающего ученикам это умение эффективно и результативно взаимодействовать, уважать людей, отличных  от тебя по своим компетенциям и знаниям, понимать, что только  люди,  разные по своим компетенциям, по своим профессиям, собравшись вместе, могут  составить эффективный и коммуникативный коллектив. При этом каждый директор должен понимать: чтобы иметь такой коллектив, нужно создавать  все условия, необходимые такому коллективу. Я назову только два главных  условия, которые должны быть созданы и без которых все остальные условия вряд ли  помогут. Первое условие – нормальная зарплата, соответствующая вкладу каждого человека в общее дело. Второе  условие – наличие инструментов и технологий, обеспечивающих высокую производительность труда и не отнимающую впустую время учителя, чтобы  он все мог делать результативно и быстро. Рискну предположить, что для профсоюза все это тоже важно, но   только с точностью до  наоборот. Я понимаю, что для  профсоюза  нужна не только  нормальная зарплата, а и чтобы у людей были нормальные условия для экономии времени, чтобы   у людей оставалось время  на личную жизнь, на развитие. Но я уверен, что все члены профсоюза прекрасно понимают, что без результатов учеников никто в городе не будет долго  заинтересован  в повышении зарплаты, в том, чтобы создавать условия для работы педагогов. И  департамент, и профсоюз делают все для того, что полезно нашим ученикам, их семьям и городу в целом, глядя на  это каждый со своей стороны, но имея при этом общую цель. У меня такое впечатление, что Департамент образования, директорский корпус, горком профсоюза  и профсоюзные организации школ  просто обречены на равновесное взаимодействие. Всегда очень опасно нарушение этого равновесия, потому что любое нарушение равновесия приводит, как правило, к слому изделия, впрочем, так же как и потеря общей цели – разделение на наше и не наше,   тогда точно будет слом системы. Мне кажется, в этой жизни всегда важнее договориться  о принципах, и тогда  легко договариваться о деталях. А если договариваться отдельно о каждой детали, но  при этом не договориться о принципах взаимодействия, то тогда мы всю жизнь и будем обсуждать каждую деталь в отдельности. Если принципы взаимодействия кажутся нормальными, принимаемыми, то я думаю, что о деталях  мы договоримся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте