search
main
+1

Договорились?..

Начну с истории, которую я нашел в одной из социальных сетей. Обычно там люди жалуются на своих учителей – бывших или настоящих, перечисляют обиды и оскорбления, которые им нанесли в детстве, описывают ту несправедливость, которую им пришлось пережить. Но тут было совсем иное. Здесь написал сам учитель. Нет, жалоб на детей от самих педагогов тоже немало. Детям не нравятся взрослые, взрослым – дети. А вот теперь послушайте, что произошло.

 

«Была как-то у меня история. Дали мне новый для меня 8‑й класс. Возраст очень сложный, сами понимаете. К тому же и класс в школе считался непростым, там учились самые хулиганистые, с гонором, к тому же ребята были на удивление сплоченными (ядро этой стаи пираний составлял костяк одной из местных хоккейных команд). Не боялись они ни учителей и никого из старших классов. Наглые, дружные и при этом совсем не глупые.

Отношения у нас сразу не сложились, я ведь требовал работать по своему предмету, а они привыкли после предыдущей училки ни во что не ставить английский язык, который «им не нужен». Мягкая она очень была, все прощала. А я хотел, чтобы они хоть на минимальном бытовом уровне могли изъясняться на языке.

Ну и нашла коса на камень. Ставить двойки бесполезно. Пробовал, не помогло, они могли всем классом дружно получить и даже не моргнуть, ведь если за компанию, не так обидно, а мне как учителю плохо – что ж за профессионал такой, если у всего класса двойки? Орать не мой метод, уговаривать – только поржут и вообще уважать не будут.

Поэтому решил – надо договариваться. И вот тут мне их сплоченность сыграла на руку. Сели и начали вести переговоры как взрослые люди. Так, мол, и так. У вас есть ко мне претензии и требования, но они есть и у меня тоже, к вам. Давайте озвучим и запишем.

Записали два списка – один от меня, другой от них. После этого обсудили каждый пункт, аргументируя свою позицию и выслушивая мнение противоположной стороны. С какими-то требованиями согласились, какие-то вычеркнули. А потом составили и приняли коллективный договор и даже прописали санкции за невыполнение тех или иных пунктов.

Все! Класс как подменили. А все потому, что с ними никто до этого не пытался договариваться по-взрослому. Договор соблюдался неукоснительно, причем они сами за этим тщательно следили. (К слову, было решено, что другим классам и всяческому начальству мы об этом сообщать не будем, пусть это будет нашим внутренним взрослым делом.)

Неудивительно, что класс этот стал для меня впоследствии самым любимым. Я с удовольствием приезжал на их игры (они участвовали в региональном чемпионате). Летом вместе выезжали на шашлыки, отмечали дни рождения и прочее. Все исключительно по-взрослому, на взаимном уважении. После окончания школы еще много лет встречались».

…Признаюсь, когда я это прочел, мне стало завидно. Вот ведь, понимаешь, люди умеют, а главное – хотят договариваться, идти на компромисс, находить точки соприкосновения. И все потому, что они в одной лодке, вовлечены в единый процесс. Учитель учит, они учатся, все друг от друга зависят, друг в друге заинтересованы. А ведь можно было заявить, мол, я тут начальник, вы обязаны меня слушаться, кто не согласен – сгною, выберу одного и примерно накажу, вплоть до исключения! Но это уж какое-то совсем реликтовое поведение, из какого-нибудь львиного прайда, где самец самоутверждается грубой силой.

Чем-то мне эта история напомнила «Республику ШКИД». Там, если помните, директор со смешным прозвищем Викниксор тоже предлагает воинствующим подросткам мир, но на условиях взаимного уважения и демократии. Собственно, так и возникла та самая республика. Хотя потом тот же самый директор безжалостно выгонял ребят, которые откровенно наплевали на общие договоренности и тем самым нарушили принятые всеми правила.

…Я был авторитарным педагогом, каюсь. Строгим и суровым. Но с годами все-таки понял: надо уметь договариваться. Потому что этим можно добиться гораздо большего, чем палочной дисциплиной или жестокими наказаниями.

Казалось бы, такая банальщина! А вот оглянитесь вокруг – многие ли из вас способны на подобное? Увы, в большинстве случаев как раз и получается: либо «ребятки, делайте все, что хотите, главное – не шумите, и чтобы задание было выполнено!», либо «что?! вы мне еще будете условия ставить?!».

И никакого взаимного уважения. Разве что на словах.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте