search
main
0

Договариваться или протестовать? Профсоюзные лидеры ищут эффективные формы защиты прав учителей

26 мая в Оренбургском государственном татарском драматическом театре им. М. Файзи прошел второй областной слет председателей первичных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В работе слета приняли участие председатель обкома профсоюза Алексей Гутарев, заместитель министра образования Оренбургской области Юрий Мерзляков, член Центрального совета профсоюза Татьяна Шемардина, генеральный директор областного дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко Анна Щетинская. Приветствуя лидеров первичек, Алексей Гутарев отметил, что именно они сегодня находятся в центре тех проблем, с которыми сталкивается российская система образования. «Конечно, оправдывать доверие коллектива конкретными делами профлидеру непросто, – заметил Алексей Григорьевич. – Обком профсоюза и территориальные профорганы постоянно обучают председателей первичек. Вместе мы стараемся обобщить накопленный опыт, морально и материально поощряем профлидеров учреждений образования, ведем системную работу по укреплению первичек и повышению авторитета профсоюзных лидеров в коллективе».

Досье «УГ»Обращение делегатов II областного слета председателей первичных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФг. Оренбург 26 мая 2010 годаМы, участники II областного слета председателей первичных организаций профсоюза, отмечаем, что Правительство РФ, области и муниципальные власти проявляют постоянное внимание к проблемам системы образования, укрепления материальной базы, повышения социального статуса педагогов.Указом Президента РФ Д.А.Медведева 2010 год объявлен Годом учителя.В образовательных учреждениях нашей области руководители совместно с профсоюзными органами, органами управления образованием, властями всех уровней, депутатами предпринимают меры по улучшению социально-экономического положения работников, на это направлена новая система оплаты труда. Положительно решаются вопросы оплаты коммунальных услуг сельским учителям. Активно развивается и совершенствуется в нашей отрасли система социального партнерства, благодаря чему областная организация объединяет в своих рядах более 90 тысяч членов профсоюза, являясь самой крупной в регионе.Вместе с тем мы, представители 1915 первичных организаций профсоюза, выражаем тревогу и озабоченность по поводу непрекращающейся оптимизации сети и штатных расписаний учреждений, связанной с отсутствием дополнительных бюджетных средств на реализацию новой системы оплаты труда.Введение НСОТ не решило задачу реального повышения зарплаты всех работников образования.В связи с реализацией законодательно установленного МРОТ одновременно сократилась дифференциация в оплате труда специалистов с высоким уровнем квалификации и работников, к квалификации которых предъявляются самые минимальные требования, что особенно характерно для дошкольных образовательных учреждений. За один и тот же труд педагоги в разных районах области получают разную заработную плату.Нас также беспокоит отсутствие перспектив по повышению реального содержания заработной платы в условиях непрекращающегося роста цен и тарифов, поэтому делегаты II областного слета решительно настаивают на ускорении принятия решения о проведении индексации заработной платы работников образования.Мы обращаемся с требованиями:к Правительству РФ:1. Утвердить единые по стране базовые оклады (базовые ставки) в качестве минимальных государственных гарантий работников бюджетной сферы.2. Принять необходимые меры для ускорения решения вопроса об индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, а также об оказании финансовой поддержки для безусловного проведения индексации заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;к Правительству Оренбургской области:1. Выделить в бюджете области необходимые дополнительные средства на индексацию заработной платы, санаторно-курортное оздоровление, обеспечение жильем работников системы образования;к главам муниципальных образований:1. Не допускать сокращения численности работающих, закрытия школ и других учреждений образования без участия профсоюзных органов2. Принять меры по улучшению социально-экономического положения работников образовательных учреждений на основе территориальных соглашений, включающих в себя дополнительные выплаты.

Алексей Григорьевич выразил беспокойство по поводу реформирования системы образования, которое активно происходит в последние годы. По его мнению, нужно максимально снизить социальные риски, связанные с реализацией такой «испытательной» политики государства. «Образование – это сфера ответственности государства. Попытки повсеместного внедрения рыночных механизмов хозяйствования в сфере образования вряд ли приведут к реальному повышению его качества, – считает председатель обкома. – В этих условиях важнейшее значение приобретает поиск более эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников образования и студентов, осознание необходимости глубинной перестройки всей областной организации в новых условиях».

О взаимодействии Министерства образования с профсоюзными органами участникам слета рассказал Юрий Мерзляков. По его мнению, нынешняя форма социального партнерства – это «выстраданная годами тактика поведения, которая нацелена на общие цели с точки зрения стремления государства и профсоюзов идти вперед». И плодотворным соцпартнерство может быть только в условиях постоянного развития. «Часто слово «развитие» стало заменяться понятием «модернизация», – размышляет Юрий Михайлович. – Я не думаю, что развитие сегодня приобретает какой-то новый оттенок. Развитие – это прежде всего аккумулирование положительного старого с целью создания нового. Именно развитие такой системы образования и является нашим общим делом».

После приветственных слов организаторов и гостей слета последовали выступления председателей первичек. Особый интерес вызвало выступление педагога дополнительного образования, председателя первичной профорганизации детской школы искусств №2 Оренбурга Нины Кадицевой. Она отметила, что 20 лет назад, когда Профсоюз работников народного образования и науки только сформировался, его сила оказалось такова, что любая проведенная акция могла поставить власть перед выбором: отменить свое решение или вызвать мощный взрыв негодования.

«Сегодня профсоюз все чаще говорит о том, что акции проводить можно, но нежелательно, – констатирует Нина Григорьевна. – Мол, лучше садиться за стол переговоров. Конечно, эта позиция симпатичнее, потому что учитель по природе своей не бунтовщик. Но всегда ли сидение за столом переговоров приводит к результатам? Создается впечатление, что мирный диалог по каким-то причинам нужного эффекта не дает. Но я не вижу в этом вины профсоюза. Это политика. Политика власти, которая декларирует важность общественного мнения, но на самом деле относится к нему практически равнодушно. Выводить людей на акции протеста или нет? Это вопрос актуальный и дискуссионный. Педагогическое сообщество многим недовольно. Причем если народные учителя и учителя года еще могут открыто говорить о проблемах, то работники образования без титулов и званий свое недовольство высказывают в лучшем случае в учительской, но еще чаще – на кухне… К сожалению, управленческий аппарат образования слышит голоса только согласных с ними…»

Дабы не быть голословной, Нина Григорьевна рассказала коллегам о своей школе. За 20 лет работы в должности председателя профкома она неоднократно спорила с администрацией, проходила множество инстанций, чтобы защитить права коллег на достойный труд и заработную плату. По ее мнению, для того чтобы укрепить имидж профсоюза, нужно усиливать его активность.

«Региональные профлидеры работают с местными властями на расстоянии вытянутой руки. Но весь вопрос в том, будет ли тут «крепкое рукопожатие» социального сотрудничества или отдельно взятые, грозящие друг другу кулаки? – вопрошала Нина Кадицева. – Второй год педагоги высказывают недовольство НСОТ. Тем не менее эта система вводится, не смотря ни на что. Статус педработников не повышается. Социальные гарантии уменьшаются. Власть не боится поступать так, как считает нужным, напрасно не рассматривая профсоюз той реальной силой, которая может ей противостоять. Борьба за права педагогов перешла в основном на региональный уровень. Каждая территориальная профорганизация ведет «бои» местного значения, подчас добиваясь успеха. Например, председатель Оренбургского горкома Зоя Цыгулева после долгих переговоров «выбила» повышение зарплаты работникам дополнительного образования и детских садов на 15%. Но гораздо важнее локальных успехов сейчас победы на федеральном уровне. Вот тут, к сожалению, дела обстоят не так хорошо… Сегодня на государственном уровне практически не решаются вопросы оздоровления работников образования, фактически отсутствует возможность санаторно-курортного лечения. Попытки частичной материальной поддержки не решают эту проблему».

В завершении Нина Григорьевна призвала коллег быть более смелыми, активными и не бояться администрации. Только в таком случае педагоги будут уважать лидеров профсоюзного движения, понимать, что без профсоюза их коллективу не обойтись.

Вера Пастухова, председатель профкома Тобольской школы Светлинского района, выразила недовольство школьным реформированием, которое, по ее мнению, неумолимо приведет к сокращению часов: «Все, наверно, наблюдали за тем, как депутаты в Госдуме решали, какие предметы будут платными, а какие – обязательными. Если этот закон вступит в силу, на деревне можно ставить крест. И не учитель виноват в том, что ему становится некого учить…»

Вера Васильевна также отметила, что сокращение часов идет уже несколько лет. Раньше на изучение темы «Великая Отечественная война» в школьной программе учителям отводилось более 20 часов. Сейчас – всего 3-4. Как педагога с 42-летним стажем, ее не может не возмущать эта ситуация. «Каким образом за такой короткий период времени можно осветить все вопросы по этой фундаментальной теме?!» – поражалась Вера Васильевна.

Председатель первички Тоцкой районной средней школы Николай Скляров обратил внимание на проблему обеспечения учителей жильем. По мнению Николая Викторовича, педагогам в силу их невысокого заработка крайне трудно приобрести жилье. И если государство не предпримет конкретные меры по решению этого вопроса, ипотека работникам образования не будет «светить» еще много лет.

Выступая с заключительным словом, зам. министра образования Юрий Мерзляков поблагодарил коллег за выступления на слете, отметив, что «если есть вопросы, требующие незамедлительного решения, то «организм скорее жив, чем мертв».

«Очень часто педагогические коллективы, сетуя на новую систему оплаты труда, фактически сетуют сами на себя. Потому что выработка положения о заработной плате – компетенция уровня образовательного учреждения и непосредственно работодателя. Вы можете (и должны!) принимать участие в разработке этого положения. Однако мой опыт работы в области экономики показывает, что большинство образовательных учреждений, к сожалению, такой возможности не имеют. Я обращаюсь к вам с просьбой: пожалуйста, возьмите этот вопрос на заметку! И тогда жалоб и обращений в адрес президента, Правительства РФ и всевозможных вышестоящих организаций будет меньше…». Согласившись с разговорами коллег о жилищных проблемах и оздоровлении работников образования, чиновник призвал педагогов быть реалистами. «Требовать-то мы можем, но ведь есть реальные возможности. Скажите, что важнее? Класть на чашу весов безопасность образовательных учреждений или искать средства на путевки? Выделив деньги на второе, мы проиграем первое. И кто тогда победит?»

Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте