В прошлом выпуске мы предложили учителям провести родительское собрание и классный час на тему взаимоотношений матери и дочери. Чтобы лучше подготовиться к собранию и внеклассному занятию с ученицами, «Академия Always» предлагает педагогам более подробно рассмотреть некоторые аспекты поведения взрослых и детей, которые наиболее часто препятствуют созданию доверительного общения между поколениями.
Каждая мама когда-то была ребенком, порой обижалась на поведение своих родителей и зарекалась не повторять их ошибок. Но почему-то, воспитывая свою дочь, нередко воспроизводит стиль общения, который был так ненавистен в детстве. Честные ответы родителей на вопросы: «Всегда ли вы довольны собой при общении с дочерью?», «Умеете ли вы признавать свои промахи и просить за них прощения у детей?», «Оправдан ли в современных условиях стиль воспитания, популярный 30-50 лет назад?» — позволят сделать первый шаг к взаимопониманию с дочерьми. Психологический источник многих противоречий — родительский консерватизм. Он проявляется в том, что, однажды приняв руководящую родительскую роль, маме бывает трудно вносить в ее исполнение те необходимые поправки, которые диктует взросление ребенка. В любом возрасте он кажется менее опытным, менее зрелым, более подверженным ошибкам и заблуждениям. По этой причине мнение дочери нередко игнорируется, ее свобода даже в обыденных ситуациях ущемляется: ей запрещается ходить в гости к проверенным друзьям, гулять с мальчиками в дневное время, посещать школьные дискотеки и т. д. И хотя подобное отношение, конечно же, вызвано любовью и страхом за благополучие ребенка, оно лишь усиливает возникающие в подростковом возрасте барьеры между поколениями. Куда правильнее и лучше предоставлять личное пространство, свободу, соответствующую возрасту, и проявлять уважение. Мама станет большим авторитетом, если поможет накраситься перед вечеринкой, расскажет правила общения с парнями, вспомнит несколько историй из своей молодости. Тогда дочери будет легче почувствовать, что она и мама — женщины, что между ними есть нечто большее, чем детско-родительские обязательства.
Противоположность жестким запретам — потворство любым желаниям. Некоторым мамам кажется, что они должны дать дочерям все, чего у них самих не было в детстве. Поэтому они сначала поощряют вседозволенность, а потом не могут контролировать поведение девочки. В данном случае внимание родителей следует акцентировать на необходимости разговора с дочерью о том, что у каждого человека есть свои права и обязанности. На полную самостоятельность вправе претендовать лишь тот, кто способен сам решить все свои проблемы. Поэтому пока девочки получают как материальную (проживание, питание, одежда и др.), так и психологическую помощь от родителей, от них ожидаются послушание и выполнение домашних обязанностей. Хотя многим мамам такая беседа может показаться проявлением излишней строгости к ребенку, установление четких правил и требований позволяет урегулировать общение в семье: девочка должна понимать, что рядом с эгоистичным «брать» всегда соседствует альтруистичное «отдавать».Помимо этих крайностей зачастую мамы осложняют общение с дочерями или даже отталкивают их, злоупотребляя критикой. В советской педагогике считалось, что регулярное перечисление недостатков приведет к тому, что ребенок одумается и начнет работать над собой. Но на самом деле подобное поведение лишь прививает комплексы. В особенности когда критика касается тех проблем, которые неустранимы, например особенностей внешности или темперамента. Умение сосредоточиться на достоинствах дочери, безусловное принятие создадут лучшую базу для формирования характера победительницы. А разве не о счастье и успехе своего ребенка мечтает каждая женщина?Перечисленные аспекты, конечно, не дают исчерпывающей информации о причинах возникновения барьеров между мамой и дочерью и не указывают всех возможных способов налаживания взаимопонимания, но «Академия Always» надеется, что если устранить хотя бы некоторые препятствия, счастливых семей станет больше.
Комментарии