Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Связь времен

Добрых рук мастерство

Дата: 15 сентября 2020, 00:00
Автор:

Чему научит тьютор?

Я педагог-организатор в школе №1619 имени М.И.Цветаевой, сопровождаю воспитанников в проектной деятельности и занимаюсь развитием детей по программе дополнительного образования «Ритмика и элементарное музицирование». В январе 2020 года завершила обучение в МГПУ по программе переподготовки «Основы тьюторской деятельности (в том числе с применением дистанционных технологий)» и получила новую востребованную профессию «тьютор».

Очень скоро мне пригодились новые знания, полученные в МГПУ, с конца марта 2020 года обучение со всеми школьниками в стране стало проводиться в дистанционном формате. Во время режима самоизоляции я занималась саморазвитием: окончила дистанционные курсы повышения квалификации по программам «Ритмика в начальной школе» и «Физическая культура в общеобразовательных организациях», участвовала в вебинарах и семинарах по взаимообучению школ, а также прошла обучение на двух дистанционных курсах в Городском методическом центре Департамента образования и науки города Москвы по дополнительным профессиональным программам «Обеспечение и реализация дистанционного обучения в образовательных организациях» и «Обеспечение и реализация дистанционного обучения физической культуре в образовательных организациях».
На дистанционных занятиях я ознакомилась с работой многих платформ и выбрала для сопровождения моих тьюторантов Zoom и Discord. Курсы помогли мне научиться работать удаленно и подготовить ребят к участию во многих онлайн-конкурсах и фестивалях.
В период самоизоляции дети принимали участие во многих онлайн-фестивалях, где добились положительных результатов в конкурсах «Юный следователь», «Бережем планету вместе», «Не прервется связь поколений», «Стоп коронавирус», «Мир глазами детей», в городской программе «Новые вершины» – конкурсах «Чуден град Москов», «Добрых рук мастерство», «Поющая Москва», «Слова, спасающие мир», «В объективе современности» и других. Но особенно понравилась новая образовательная программа «Смотри и пробуй с национальной сборной WorldSkills Russia», организованная в рамках проекта «Профессиональная среда». Являясь наставником по сопровождению детей в этой программе, я вначале попробовала все на себе – прошла дистанционное обучение в Российском государственном социальном университете по компетенции «Социальная работа» и сдала демонстрационный экзамен WorldSkills «Навыки мудрых». Для детей все было организовано на высочайшем уровне. Школьники могли выбрать интересующую их профессию и начать осваивать необходимые навыки удаленно. Тренеры, эксперты и участники национальной сборной WorldSkills Russia по различным компетенциям знакомили ребят с историей профессий и их особенностями. Ребята узнали, как проходят соревнования по профессиональному мастерству, и получили ответы на интересующие их вопросы. Программа по каждой компетенции включала занятия на вебинарах. После занятия каждому слушателю предлагалось повторить работу эксперта и снять об этом короткий креативный видеоролик, выложив его в своем профиле в социальной сети Instagram.
Обучающиеся нашей школы на протяжении трех месяцев пробовали себя в различных компетенциях: «Видеопроизводство», «Администрирование отеля», «Графический дизайн», «3D-моделирование компьютерных игр», «Кондитер», «Повар», «Технология моды», «Физкультура, спорт и фитнес». У ребят появился стимул к получению новых знаний: изучать иностранные языки (для компетенции «Администрирование оте­ля»), освоить монтажную программу Adobe Premiere (для участия по компетенции «Видеопроизводство», создание авторского фильма), освоить программу Adobe Illustrator (для участия по компетенции «Графический дизайн», создание «визитки»), они пробовали себя в роли кондитера и создали свой первый шедевр «Шоколадный фонтан», научились делать мороженое, готовить блинчики и многое другое.
С нового учебного года мы с ребятами будем принимать участие в проекте «Билет в будущее», который реализуется в рамках национального проекта «Образование», его цель – формирование у подростков способности к осознанному выбору профессиональной траектории. Проект призван помочь детям определиться с выбором профессионального пути. Некоторые практические мероприятия также будут проходить в онлайн-формате.
Считаю, что для успешности дистанционного обучения учащихся, особенно для осуществления ими осознанного профессионального самоопределения, необходимо введение тьюторского сопровождения и дальнейшее развитие информационно-образовательной интернет-среды. Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальный образовательный маршрут ученика в ситуации открытого образования, и сущность сопровождения, с моей точки зрения, заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий.
Тьюторские встречи могут быть организованы дистанционно, посредством чатов, форумов, видео­конференций и других видеотехнологий. Тьютор создает избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучающемуся, затем он сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии. Основным своим приемом работы как тьютора считаю вопрос, который опирается на реальную деятельность учащегося или моделирует ее, создает ситуацию выбора, проблематизирует основания выбора или способ деятельности. Своими вопросами тьютор задает алгоритм действия, и учащийся, последовательно отвечая на эти вопросы, во внешнем для себя плане проговаривает способ работы с источником информации. Очень важно, чтобы теоретическая информация и правильный ответ всегда были после обнаружения затруднения учащимся, а не предвосхищали его, при этом тьютор вместо прямого ответа предлагает несколько вариантов, отдавая право выбора самому ребенку. С моей точки зрения, в информационном обществе наиболее важным результатом тьюторского сопровождения является самообразовывающийся человек, то есть человек, способный реализовать цели самообразования и саморазвития. Сам педагог-тьютор должен быть вечным учеником, кропотливым, чутким, постоянно занимающимся своим самообразованием.

Анна УВАРОВА,
педагог-организатор школы №1619 имени М.И.Цветаевой


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt