search
main
0

Доброжелательный настрой – залог успеха

Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Хорошая речь не менее, если не более всего остального, нужна ребенку. Без нее нельзя полноценно овладеть ни математикой, ни любым другим школьным предметом.

Речь – это то, по чему в первую очередь судят о развитии ребенка, потому что речь неразрывно связана с мышлением. Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:- достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;- умеет думать, способен понятно выразить свою мысль и отстоять свое мнение;- легко устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.Это как раз то, что необходимо, чтобы дети почувствовали себя в школе комфортно, чтобы легко включились в процесс обучения разным предметам.«Для чего тебе речь?» – вопрос этот дети сами перед собой не поставят. Нужно обратить их внимание на то, что речь – непременное условие существования человеческого общения. Детей нужно ознакомить с назначениями в языке речи – предложением, словом, звуком: «Что поможет сделать твою речь более точной и выразительной?» Помогут дополнительные, часто неязыковые средства, которые делают устную речь более совершенным средством общения (громкость и окраска голоса, темп, мимика, жесты). В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена единица речи – предложение. Предложение в развитии детской речи играет огромную роль, именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории.Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Система логопедического воздействия опирается на поэтапность усвоения родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции.Свою основную задачу я вижу в том, чтобы заинтересовать ребенка, отсюда занимательный характер всех использованных мною материалов. Я стараюсь по возможности увлекательно рассказать детям об удивительном мире родной речи, побуждая их делать самостоятельно неожиданные открытия, стимулируя их потребность выражать свои чувства и мысли в слове. Это особенно важно, так как речевые способности совершенствуются только в практической деятельности.Работая с ребенком, надо стараться постоянно поддерживать в нем интерес к речи вообще и всячески поощрять его желание говорить, отмечать даже самые маленькие успехи на этом поприще и не акцентировать внимание на неудачах. При необходимости я выполняю задание вместе с ребенком так, чтобы он даже не понял, насколько я ему помогла. Пусть он испытывает только положительные эмоции!Большинство наглядных материалов прямо и непосредственно обращено к детям. Задания имеют разную степень трудности.Занимательные задания направлены:- на совершенствование речевого слуха, который поможет детям в овладении не только произносительными, но и орфографическими навыками при дальнейшем изучении русского языка;- на обогащение словаря;- на развитие связной речи;- на совершенствование грамматического строя речи, овладение разными типами предложений.Особое внимание я стараюсь обращать на типичные ошибки в произношении, в построении словосочетаний и предложений, которые характерны для детской речи, включаю в эти уроки логопедические упражнения на отработку артикуляции, недостатков в произношении в этом возрасте звуков Р-Л, Ш-С. Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому я включаю задания на выделение звука из слова, пусть ребенок выделяет, где стоит звук – в начале, середине или в конце слова. Например: салат – посуда – лес. Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно, подключать свою руку и руку ребенка для показа положений языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: рисование, раскрашивание, составление аппликаций по теме – у детей есть тетради, где они проделывают все виды этих работ. Этот процесс работы им очень нравится, они занимаются им с удовольствием. Не забываю я и об артикуляционной гимнастике, ее мы выполняем ее на каждом уроке.Занимаясь с ребенком, поддерживаю хорошее, доброе настроение, стараюсь не раздражать, если даже не все получается с первого раза. Часто хвалю ребенка и радуюсь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче, потому что знаю, что мой доброжелательный настрой – залог успеха.Для автоматизации того или иного звука я использую чистоговорки, речевые пятиминутки. После таких заданий можно и поиграть. Например, назови слово в рифму:ла-ла-ла – муха денежку … (нашла);ло-ло-ло – в лодку бросили … (весло);лу-лу-лу – стоит сумка на … (полу);лы-лы-лы – наши деточки … (милы).От уровня культуры речи детей зависит будущее нашего языка. Поэтому совершенствование речи каждого ребенка становится общественно необходимым делом. Выполнение речевых упражнений, решение языковых задач неизбежно предполагает не только воспитание культуры речи, но и активизацию мышления ребенка, развитие у него наблюдательности, внимания, памяти и главное – развитие природного языкового чутья. Именно оно поможет ребенку в дальнейшем контролировать свою речь, не допускать в нее грубых вульгарных слов. К шести-семи годам дети уже имеют элементарное представление о культуре общения. Задания и упражнения, уделяемые культуре общения, готовят дошкольников к восприятию в начальных классах школы специальных уроков: «Риторика», «Речь и культура общения». Моя цель – сделать эту работу интересной для ребенка.

Б. КОЖУХОВА, учитель-логопед гимназии №1584, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте