У каждого в жизни обязательно был, а может быть, и есть учитель, с которым мысленно советуешься, делишься своими тайнами, радостями, опасениями или сомнениями. Проработав в школе более 10 лет и, казалось, овладев всеми традиционными методами, я узнала, что есть совершенно другие педагогика и педагогическая практика.
Однажды на лекции нас попросили закрыть глаза и вспомнить, а потом произнести имя учителя. Я сказала: «Моя бабушка». А сейчас продолжу: мой учитель – Шалва Александрович Амонашвили. Именно он многое изменил во мне – дружелюбно, ненавязчиво, спокойно, дав мудрый совет.
Сейчас за плечами уже не один десяток лет, которые убедили меня в том, что обязательно должны быть образовательные учреждения, где педагогика провозглашает принцип радости и успеха, роскошь общения, утверждает личность ребенка, воспитывает не кнутом и пряником, не «услащенным» авторитаризмом, а духом доброты, любви, природосообразности, сопереживания, сотрудничества.
Думаю, что каждый директор школы может сказать: «Мои учителя именно так и работают». Но почему тогда дошкольники хотят учиться, а школьники только получать хорошие отметки? Почему уже в первом классе к середине учебного года дети не хотят идти в школу? Почему к концу начальной школы дети уничтожены тройками и даже двойками? Ответить на эти вопросы могут и учитель, и родитель. Но у каждого будет своя правда, своя истина.
Как работать без отметок? Каким должен быть урок, чтобы ребенок захотел выполнить домашнее задание не за отметку? Каким должно быть обучение на содержательных отметках? Почему так необходимо рисовать елочку, звездочку, цветочек дошкольнику, тем самым вводя отметку в раннем возрасте? И наконец, задумывался ли учитель над тем, что отметка – это ремень в руках родителей, это «метка» ребенку на долгую жизнь и его горькие слезы?
Вот уже несколько лет одно из направлений развития нашего образовательного учреждения – следование трактату «Школа жизни» Шалвы Амонашвили, который стал учебником не только для творческого коллектива педагогов, воспитателей и учителей, но и для родителей школьников. Что принципиально отличает школу №1212 от других:
– открытость образовательного процесса для родительского сообщества (уроки для родителей, уроки-подарки, уроки, где родители становятся учениками, а ученики – гостями, работа родительского университета, знакомство с «Антологией гуманной педагогики», встреча с психологами, врачами, участие в международных педагогических чтениях, помощь в установлении гуманно-личностных отношений в семье);
– безотметочное обучение в начальной школе, выращивание у детей оценочного суждения, личностных качеств, самооценки;
– особое внимание к учебной нагрузке и содержанию учебного материала, который вбирает в себя не только базу, а расширяется, углубляется, дополняется духовно-нравственными знаниями детей;
– возможность изучения иностранного языка в дошкольном детстве;
– с первого по четвертый класс самым любимым предметом дети называют урок развития письменноречевой деятельности. Автор образовательного курса для начальной школы «Развитие письменноречевой деятельности» – Валерия Гивиевна Ниорадзе, доктор педагогических наук, академик АПСН, видный деятель общественного движения гуманной педагогики, супруга Шалвы Александровича Амонашвили;
– педагогическое кредо: «Наша профессия самая сложная, ибо связана с душой ребенка… Не с физическим телом, а с душой ребенка. Наша профессия самая ответственная, ибо связана с воспитанием достойных граждан страны. Наша профессия самая благородная по своей сути, ибо настоящий учитель всю свою жизнь ищет и впитывает в себя все те лучшие человеческие качества, которые он стремится воспитать в каждом своем ученике» (Валерия Ниорадзе).
Учитывая, что основная цель работы педагогов – способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, среди ожидаемых результатов следует выделить еще и такие образовательные стандарты:
– способность к познавательному чтению;
– способность к письменноречевой деятельности;
– лингвистическое чутье;
– развитая духовная жизнь;
– нравственная позиция и развитое умение общаться;
– способность к математическому воображению.
«Ребенок не только готовится к жизни, он уже живет…» – эти слова принадлежат Константину Ушинскому, отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в нашем учреждении: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни. И именно Москва как город лучших возможностей и прекрасного будущего для подрастающего поколения утверждает это словом и делом.
Марина АБРАМОВА, методист школы №1212, почетный работник общего образования РФ, рыцарь гуманной педагогики
Комментарии