Тема «Право собственности» :: Тема «Гражданские правоспособность и дееспособность»
Тема «Право собственности»
Цель: объяснить учащимся содержание права собственности, показать роль этого права в повседневной жизни и деятельности людей.
Понятия для усвоения
вещное право;
национализация;
право собственности;
приватизация.
План изучения нового материала
1. Понятие собственности.
2. Собственность с социально-экономической точки зрения.
3. Право собственности.
4. Правомочия собственника.
5. Формы собственности, закрепленные в Конституции РФ.
6. Предметы собственности гражданина.
7. Основания (способы) приобретения и возможности защиты права собственности.
8. Прекращение права собственности.
9. Порядок осуществления приватизации.
Форма урока – опрос с последующим объяснением.
В дополнение к материалу, содержащемуся в учебнике, можно остановиться на небезынтересной исторической детали. Правомочия собственника в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 209) выражаются с помощью традиционной для русского гражданского права «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Впервые в российском законодательстве эта «триада» получила закрепление в Своде Законов Российской Империи (т. Х, ч. 1, ст. 420). Определение права собственности выглядело тогда так: «Кто быв первым приобретателем имущества, по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого приобретателя дошла непосредственно или через последующие передачи и укрепления: тот имеет на сие имущество право собственности».
Целесообразно также затронуть вопрос: каким образом закон защищает право собственности?
Самый надежный и действенный путь – обращение в суд. Собственник, который считает, что его право собственности нарушено, обращается с исковым заявлением или иском в суд. Таким образом, его роль в этом деле называется «истец», а тот, который предположительно нарушил его право собственности, является «ответчиком». Таковы роли участников гражданского процесса.
В зависимости от того, какое именно право собственника (право владеть, пользоваться или распоряжаться) нарушено, различают несколько способов защиты права собственности и несколько видов исков.
В исковом заявлении (иске) должно быть указано: наименование суда, в который подается заявление; данные о лице, которое подает заявление (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон); такие же данные о лице, которое, по мнению собственника, нарушает его права; формулировка – о чем именно просит истец (требование истца называется «предмет иска»); изложение всех обстоятельств, которые дают возможность истцу что-либо требовать (эти обстоятельства – юридические факты – называются основанием иска).
Право собственности может быть нарушено в двух случаях:
а) когда между собственником вещи и ответчиком нет договорных отношений (не заключен никакой договор);
б) когда между собственником вещи и каким-либо лицом заключен договор.
Рассмотрим первый случай. Уточним, что право собственности считается нарушенным, в частности, в том случае, если собственник вещи не может ею владеть (это происходит, если вещь выбыла из владения собственника). Например, с вашего дачного участка «увели» принадлежавшую вам тележку для уборки мусора и кто-то пользуется ею, считая ее «общественной».
Другой пример: вы потеряли часы, а потом увидели, что в них щеголяет ваш сосед.
В этом случае владелец вещи предъявляет иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Законный порядок таков, что собственнику должны возвратить вещь, если она была украдена, или если тот, кто нашел потерянную собственником вещь, не возвратил ее собственнику. Лицо, которое завладело вещью в результате неправомерного поведения, называют недобросовестный приобретатель. Любая вещь, которая находится у недобросовестного приобретателя, должна быть возвращена собственнику, потому что поведение недобросовестного приобретателя неправомерно, виновно.
Но вот непростой случай. Вы приобрели в комиссионном магазине зимнюю шапку, а спустя неделю какой-то гражданин на улице узнал в этой шапке свою вещь, украденную у него в раздевалке его учреждения. Каким приобретателем вы в этом случае являетесь? Несмотря на неоднозначность ситуации, – добросовестным. Добросовестный приобретатель – это лицо, приобретшее чужую вещь у того, который не имел право ее отчуждать, если приобретатель вещи не знал и не мог знать об этом. Поведение этого приобретателя правомерно, невиновно.
Есть две «вещи» – деньги и ценные бумаги, которые не могут быть истребованы у добросовестного приобретателя ни при каких обстоятельствах.
Бывает так, что вещь находится у собственника, но действиями какого-то лица его лишают возможности пользоваться своей вещью или распоряжаться ею по своему усмотрению. Скажем, около вашего дома прокопали канаву, и вы лишились возможности подъезжать к дому на машине. Что делать в этом случае? Обращаться в суд.
Иногда приходится предъявлять иск о признании права собственности на вещь. Человек живет в доме, а документов, подтверждающих его право собственности на дом, у него нет. А потом требуется это право подтвердить. Суд и в этом случае может помочь.
Теперь рассмотрим тот случай, когда между собственником вещи и каким-либо лицом заключен договор. Например, вы по договору отдали кому-то телевизор на хранение, а этот кто-то по истечении срока договора отказывается его вернуть. В другом случае телевизор вернули, но… испорченным. В результате собственник имеет право обратиться в суд с исками о возврате имущества, о возмещении вреда, причиненного собственнику и т.д. Но здесь нужно сделать важное пояснение. В случае, когда между собственником вещи и ответчиком нет договорных отношений (не заключен никакой договор), применяются нормы о праве собственности, а в случае, когда между собственником вещи и каким-либо лицом заключен договор, споры разрешаются с помощью норм о соответствующих видах договора.
Темы для рефератов и обсуждения: «Собственность – ловушка; то, что считаем в своем владении, на самом деле владеет нами» (А. Карр, писатель)» и «Гражданин и собственность» в основном рассчитаны на определение мировоззренческих позиций учащихся.
Тема «Гражданские правоспособность и дееспособность»
Цель: разъяснить учащимся особенности гражданских правоспособности и дееспособности, раскрыть совокупность гражданских прав несовершеннолетних.
дееспособность;
опека;
попечительство;
правоспособность;
эмансипация.
1. Гражданская правоспособность.
2. Гражданская дееспособность.
3. Случаи признания граждан недееспособными.
4. Объем дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет.
5. Условия приобретения несовершеннолетним гражданином полной дееспособности.
6. Эмансипация в гражданском праве.
Рекомендации для работы на уроке
Рекомендуемая форма занятия – традиционный комбинированный урок.
Если вернуться к вопросу о субъектах гражданских правоотношений, то следует отметить, что их основным качеством является правосубъектность, складывающаяся из гражданской правоспособности и гражданской дееспособности.
Момент возникновения гражданской правоспособности у физических и юридических лиц не совпадает. Гражданская правоспособность гражданина (физического лица) возникает с его рождения и прекращается его смертью.
Гражданская дееспособность возникает у физического лица, по общему правилу, по достижении им 18-летнего возраста. Гражданская дееспособность может наступить и ранее. Но и лица, не обладающие полной дееспособностью, могут осуществлять часть своих гражданских прав и исполнять гражданские обязанности. Например, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). А в некоторых случаях эти лица могут осуществлять свои гражданские права и самостоятельно. Гражданский кодекс предусматривает следующие случаи, когда несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеют право осуществлять свои гражданские права самостоятельно. Они имеют право:
распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
осуществлять права автора произведения (получение авторского вознаграждения);
вносить вклады в кредитные учреждения (банки и т.д.) и распоряжаться ими;
совершать мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение обычных каждодневных бытовых потребностей, незначительные по сумме.
А вот за малолетних детей, то есть детей, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать только их родители или иные законные представители. Но в то же время малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
мелкие бытовые сделки;
сделки, направленные на безвозмездное (то есть не требующее исполнения ответной обязанности) получение выгоды малолетним (например, получать подарки), если такие сделки не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации;
сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия другими лицами.
Правоспособность и дееспособность юридических лиц – в отличие от физических лиц – возникает одновременно. Это происходит в момент государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Принципиальным отличием правоспособности юридических лиц от правоспособности физических лиц является то, что правоспособность юридических лиц – специальная. Специальная правоспособность предполагает, что юридическое лицо имеет право заниматься отнюдь не любыми видами деятельности, а только теми, для которых оно создавалось. Эти цели определяются в уставе юридического лица, регистрируемом при регистрации юридического лица. Если же в уставе юридического лица (коммерческой организации) записано, что юридическое лицо имеет право заниматься любыми, не запрещенными законодательством, видами деятельности, то такое юридическое лицо обладает общей правоспособностью.
Для юридических лиц существует и такой способ ограничения правоспособности, как лицензирование отдельных видов деятельности. Для того чтобы заниматься определенными видами деятельности (например, банковской, страховой, медицинской и др.), необходимо получение специального разрешения – лицензии, и только после получения лицензии юридическое лицо вправе заниматься этим видом деятельности.
Предложенные в тексте урока темы целесообразно использовать для написания рефератов. Основной материал для их раскрытия представлен в учебнике и в рекомендованной литературе.
Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук
Комментарии