…Такими и должны быть школы: светлыми, уютными, современными, оснащенными по последнему слову техники. Широкий холл с зеркалами, ухоженные зеленые уголки, аккуратные классы, школьный мемориал, музейная экспозиция в коридоре и прекрасный спортивный зал… Школа в селе Цаган-Оль Могойтуйского района Забайкальского края больше, чем просто школа, и у профсоюзной организации здесь роль значительней, чем у многих других.
В этом убедились председатели профкомов образовательных учреждений Могойтуйского района, ставшие гостями на презентации профсоюзной организации школы. Такое мероприятие в районе прошло впервые, но в целом для Забайкальского края это не ноу-хау. Так, в Борзинском районе дни первичных организаций стали уже традиционными.
– Когда меня выбрали на должность председателя профкома, я смотрела на эту работу, как на нечто неведомое и страшное, – улыбается Цымпилма Дашицыренова. – Но благодаря помощи коллег мне многое удалось понять и освоить.
Цымпилма Дашицыренова на посту председателя меньше года, но уже успела заработать репутацию вдумчивого, неравнодушного и активного руководителя. Ее упорству в освоении тонкостей профсоюзной работы многие могут позавидовать. И плоды этой деятельности, наглядно представленные на презентации, свидетельствовали о том, что профком не просто значится на бумаге, а реально работает.
Школе Цаган-Олуя было что показать коллегам. Не каждый профком может похвастать собственным кабинетом. А тут он есть, да еще какой – просторный, светлый, красивые шторы на окнах, мягкая мебель, большой стол и даже школьная доска.
– Мы только заикнулись о том, что хотели бы иметь свой кабинет, – рассказывает Цымпилма Батомункуевна, – а директор спросил: «Где именно?».
Хотя изначально этого кабинета и в проекте здания школы не было. Просто отгородили конец коридора, поставив стену, и установили дверь. А уж уют навести – дело рук женских, которые, как известно, могут многое.
Здесь придают значение не только первоочередной задаче профсоюза – отстаивать права работников, но и соответствующему оформлению такой работы. Что греха таить, не всем удается наладить делопроизводство так, чтоб коллеги похвалили и даже взяли на заметку. Все протоколы и повестки заседаний в отдельных папках, регистрируются входящая и исходящая корреспонденция. Методические и информационные материалы, поступающие из крайкома, всегда под рукой, подшивки газет «Мой профсоюз» и «Думы забайкальского учителя» по годам разложены. А настольной книгой является, как и должно быть, Трудовой кодекс РФ.
– У нас даже Уголовный кодекс РФ есть, – смеется председатель, – на всякий непредвиденный случай. Ну и Гражданский тоже имеется.
Работы у профкома, в который, к слову, входят по четыре технических и педагогических работника, хватает. Ведь нужно не только «техническую составляющую» выполнить: вовремя обновить информационные стенды, расположенные во всех корпусах, оформить документацию, но и всегда быть в курсе проблем, возникающих у сотрудников школы, и стараться их решать.
Знакомство с профсоюзной организацией постепенно переросло в оживленный обмен мнениями и обсуждение общих проблем.
Поправки, внесенные в конце прошлого года в закон Читинской области, об установлении доплат к заработной плате до МРОТ в виде разницы породили множество вопросов со стороны технического персонала. Например, когда в Цаган-Ольской школе технический персонал независимо от специфики выполняемой работы получил одинаковую зарплату, сотрудники тут же стали обращаться в профком за разъяснениями.
– Мы пересмотрели весь этот закон, изучили его вдоль и поперек, но не смогли помочь людям, – разводит руками Цымпилма Батомункуевна.
– Конечно, это неправильно, когда повар 6-го разряда, весь день работающий у горячей плиты, получает наравне с посудомойкой, – говорит Жалма Намсараева, председатель Могойтуйской районной организации профсоюза. – Зачем же тогда повару брать на себя такую ответственность и такой объем работы, если он может получать точно такую же заработную плату, просто помыв посуду?
С подобной проблемой столкнулись и другие председатели профкомов, о чем дружно и поведали. Трепещущими темами разговора стали также обеспечение учителей топливом и новая система оплаты труда.
В Цаган-Ольской школе вопросом поставки дров занимается профсоюзная организация. Заключили договор с предпринимателем, сформировали очередь и стали ждать подвоза. Так постепенно всех и обеспечили теплом. Вникает профком и в вопросы НСОТ. В этой школе, как и в остальных образовательных учреждениях Агинского округа, заработную плату по-новому педагоги получают уже второй год. И тут руку на пульсе держит профсоюз. Ни один балл не изменяется без участия профкома. О том, насколько высок авторитет профсоюзной организации, говорит и тот факт, что здесь предусмотрено поощрение самых активных членов профсоюза.
– Мы стараемся учитывать все нюансы деятельности каждого учителя, – говорит Цымпилма Батомункуевна, – чтобы распределить стимулирующий фонд без обид, отметив самых достойных. Для этого нам пришлось понизить баллы за спортивные мероприятия, поскольку их в школе проводится очень много. А проведение конференций уравнять с олимпиадными достижениями. Все делается с согласия коллектива, иначе нельзя.
Коллега из соседней сельской школы на это заметил, что если его ученик займет на соревнованиях призовое место, то ему из стимулирующего фонда выплатят немногим более 300 рублей, а педагогу из поселковой школы – около десяти тысяч. Неравная оценка деятельности педагогов и их достижений в разных образовательных учреждений края, участвующих в эксперименте по НСОТ, не может не вызывать недовольства со стороны учителей. Так неужели здесь таких проблем не возникает? – удивляются коллеги.
– Ну почему же, – отвечает председатель первички, – есть моменты, которые разрешаются очень сложно. Хотя конфликтов из-за стимулирующих выплат нам удается избегать.
Перед тем, как школа вступила в эксперимент, здесь провели заседание профсоюзного кружка на данную тему. Разъяснили суть идеи и принципы. Создали группу, которая занималась разработкой критериев, куда вошли и члены профкома.
– Поначалу мы заполняли во-о-от такие «простыни», – широко разводит руками Цымпилма Батомункуевна, – склеивали два ватмана, расчерчивали и выводили баллы каждому учителю. Но постепенно от этого отказались, и теперь у нас практически нет таких проблем. Наши учителя хорошо составляют отчеты, вопросов по распределению стимулирующего фонда благодаря прозрачности системы нет.
…На эмблеме школы села Цаган-Оль на бело-синем фоне со звездами Белый пегас. Как говорят здесь, пегас – это символ свободы, стремления вперед, к новым свершениям, синий цвет – бесконечность и открытое образовательное пространство, белый – чистота помыслов и благородство, а круг, заключающий в себя все это, – профсоюзная организация, девиз которой – «Защита, зарплата, забота».
Красивый лозунг и идею здесь стараются воплощать так, как велит сердце. Так в добрый путь, Белый пегас!
Эльвира ПАЛАМОВА
Фото автора
Забайкальский край
Комментарии