Но не спрашивайте у него, что такое “темпоральность”
Порог 4-й школы Петрозаводска я перешагнула без страха. Два года подряд проходила здесь практику и представляла себе своих учеников.
Преподавать английский язык я шла, вооруженная передовыми методиками, программами, цитатами из трудов великих педагогов и современной педагогической прессы. А учить мне предстояло детей из рабочей слободки, которым, как оказалось, передовой опыт ни к чему.
Первый месяц – кромешный ужас, когда опускаются руки и хочется бежать без оглядки на все четыре стороны. Если выдержал, считай, прошел испытательный срок, гордись. За это время дети проверяют, что можно делать в твоем присутствии и на какие шалости ты бурно реагируешь.
Мне очень помогла администрация школы – директор Сергей Павлович Соколов и завуч Ольга Анатольевна Рутковская. Они ходили ко мне на уроки, давали советы. Молодой учитель, которому глаз застят прописные истины их старых вузовских учебников, часто теряется, когда они не срабатывают. Поэтому поддержка коллег необходима. В книге – создаем благоприятный климат. В жизни – двоечник Петров плюнул в учебник соседу по парте Сидорову, а тот в ответ швырнул в него стул. И тебе же кажется: конец света! Зачем я столько лет училась?
Постепенно понимаешь, что главное – терпение. Никакие крики, увещевания, лекции на морально-нравственные темы не помогают. Только ровный тон, умиротворяющие интонации, стремление понять, отчего возникают подобные ситуации, заведомо доброе отношение даже к отъявленному хулигану.
Еще одна проблема – наукообразная речь. После университетских семинаров, лекций, конференций тянет выражать свои мысли при помощи сложных синтаксических конструкций и словами, которые не во всяком словаре можно найти. Я очень любила в вузе практическую и теоретическую грамматику и лексикологию, а в школе объяснять материал нужно доступным языком. Может, студентам стоит на той же практической грамматике потренироваться, как они будут объяснять ту или иную тему детям, подыскать синонимы к терминам “темпоральность”, “супрасегментные единицы” и так далее.
В университете нам советовали чаще бывать на уроках заслуженных педагогов. Но более действенны, на мой взгляд, индивидуальные консультации по конкретному вопросу, и только после этого можно посмотреть тот или иной урок, чтобы выяснить, как данный вопрос решается на практике.
О материальных сложностях говорить не хочется. Один совет начинающим коллегам. Приготовьтесь к тому, что потрясающий, на ваш взгляд, учебник с не менее гениальной рабочей тетрадью может оказаться не по карману родителям. Постарайтесь “выжать” по максимуму из того, что есть в библиотеке. Пригодятся размышления педагогов-новаторов и выдержки из передовых методик. Мне повезло: когда я училась в Карельском государственном педагогическом университете, наш преподаватель Е.В.Борзова надоумила нас вести методическую тетрадь, куда мы заносили интересные упражнения, необычные приемы преподавания, которые позволяют на основе даже захудалого учебника получать неплохой результат.
В общем, все, что нужно молодому педагогу, – это упорство, оптимизм, философское отношение к действительности.
Валентина КАЛАЧЕВА
Петрозаводск
Комментарии