Герой Социалистического Труда, учитель русского языка и литературы Новоусманской школы Воронежской области Варвара Злобина много лет назад рассказала мне о некоторых своих педагогических находках. Она со своими учениками в течение года ставила несколько спектаклей и по тем произведениям, которые изучались в программе, и по отобранным ею из мировой классики. Кстати, ее воспитанники, по их же собственным словам, всегда поражали, скажем, преподавателей на вступительных экзаменах богатством лексикона и хорошим литературным языком, ведь им так много приходилось учить наизусть, причем они делали это весьма охотно.
Были среди инсценировок совсем неожиданные сочинения. Например, «Сказка о царевиче Хлоре» Екатерины II. Варвара Михайловна ее использовала для воспитания у детей необходимых нравственных качеств. Всем хотелось играть роль маленького Хлора. Отправиться, как и он, на поиски розы без шипов, которая не колется, – она олицетворяет собой добродетель. В пути царевич узнает, что к цели ведет не широкая и удобная дорога, а крутая, извилистая и опасная, на пути встречается множество соблазнов. Но Хлор сумел выбрать верное направление и, опираясь на таких попутчиков, как Честность, Правда и Рассудок, нашел добродетель – розу без шипов. Варвара Михайловна тогда же сказала, что многие педагогические идеи императрицы не устарели и в наше время. Екатерина II, как писали тогда многие историки и писатели, обладала необыкновенным педагогическим даром. Екатерина Алексеевна хотела сделать Россию просвещенной и могучей державой и потому особенно заботилась об образовании русского народа. По ее мнению, «воспитанный и просвещенный человек не пойдет на дурное». Посему императрица повелела создавать в больших городах главные народные училища, а в небольших – малые народные, а также воспитательные дома для детей-сирот, кстати, более добрые и теплые, чем наши современные. Был открыт московский университет. В Петербурге благодаря ее стараниям появилось «Воспитательное общество благородных девиц» – Смольный институт. Он находился под личным наблюдением императрицы. Она часто посещала его, по-матерински ласково общалась с воспитанницами. И для них этот день всегда был праздничным. Екатерина Алексеевна сама занималась воспитанием своих внуков и составила для них несколько учебников. Ее сказки содержат те воспитательные идеи, которые исповедовала и Варвара Михайловна. Среди книг, написанных Екатериной II, имеющих прямое отношение к педагогике, – «Бабушкина азбука великому князю Алекандру Павловичу», «Российская азбука», «Выбранные русские пословицы» (например, «Упрямство есть порок слабого ума», «Чужой дурак – смех, а свой – стыд»), а также «Записки касательно российской истории». В своем знаменитом «Наказе» она посвятила целую главу воспитанию. В том числе и нравственному: «Всякий родитель должен воздерживаться не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. Он должен запретить детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали ниже в шутку: ибо ложь из всех вреднейших есть порок». Императрица хотела заботами правительства воспитать «новую породу людей, новое поколение отцов и матерей». Екатерина II радела и о гражданском воспитании народа. Этой проблеме посвящено ее учебное пособие «Гражданское начальное учение». Важнейшая задача его – привить молодежи чувства гражданственности и патриотизма, научить быть самостоятельными во всем. Здесь имеется в виду социализация личности. Екатерина II писала: «Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, готового служить обществу и быть его украшением. Во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своих лет воспитан не в добродетелях. Ясно, что корень всему злу и добру – воспитание».
Комментарии