Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Добро пожаловать в Вавилон. Найти себя в настоящем помогает история

Учительская газета, №48 от 29 ноября 2005. Читать номер
Автор:

Рано или поздно у каждого человека в жизни наступает такой период, когда возникает вполне ощутимая внутренняя потребность самовыражения, желание подвести итоги и выяснить, состоялся ли он как профессионал. Но узнать об этом можно только в сравнении. Ведь часто бывает так, что мы о себе думаем одно, а на деле оказывается совсем другое. Именно это и заставило Софью КРИВОНОСОВУ, учителя истории средней школы №2 города Дальнегорска Приморского края, принять участие в конкурсе «Учитель года».

Конечно, можно было бы сделать это и раньше, но, как человек трезвомыслящий, способный адекватно оценивать свои силы и возможности, она рассудила, что для конкурса нужно созреть, набраться не только опыта, но и подготовить «педагогическое приданое» в виде авторских программ, разработок уроков, методических приемов, находок, оригинального дидактического материала. Да и что греха таить – время-то было смутное, историческая наука переживала не лучшие времена. Сомнения возникали – так ли я что-то делаю? Правильно ли понимаю то, что происходит в стране? Но потом, когда появилась если не твердая уверенность, то хотя бы какая-то убежденность, приняла важное для себя решение. Впрочем, нельзя сказать, что Софья Фанильевна нашла единственно верный путь или какой-то абсолютно безупречный метод. Нет, в этом смысле она в вечном поиске. Но главное для нее, чтобы было не только куда, но и с чем идти. Конкурс же – это очень мощный стимул для саморазвития.

Кривоносова уверена, что времена «гладкого и однозначного понимания истории», как это было в застойные годы, нам не грозят. Но может, ее вообще нельзя преподавать в таком изложении? Ведь исторические оценки событий зачастую делают политики, исходя из своих личных или конъюнктурных соображений. А урок истории – это диалог с учениками, диалог с собой, с той эпохой, которую мы изучаем. На самом деле практически всегда по поводу одних и тех же событий существовали диаметрально противоположные точки зрения. И если мы не можем предоставить ребятам весь спектр этих мнений, то, по крайней мере, нужно привести крайние суждения, чтобы пространство между ними дети смогли заполнить сами. Однозначные же оценки мы делать не вправе.

– Необходимо помочь ребенку осмыслить все происходящее, – говорит Софья Фанильевна. – И где, как не на уроке истории, это возможно? Но задача учителя еще и в том, чтобы помочь молодому гражданину соотнести себя с происходящим, найти свое место в жизни и, оценивая прошлое и настоящее, спроектировать свое будущее. Да, предмет истории всегда был и остается политизированным. Мало того, думаю, таким он и останется. Ведь именно историк призван формировать гражданскую позицию. Однако в принципе делать это могут и должны преподаватели любого другого предмета. Просто мы имеем для этого больше возможностей. Но что мы понимаем под гражданственностью? Восхваление государства и принятие на веру всего, что оно тебе говорит? Или все же каждый должен иметь право критически осмысливать происходящее? А может, нужно уметь видеть не только хорошее, но и недостатки, чтобы попытаться изменить все к лучшему, сделав страну действительно краше и чище? Если факты имели место в истории, их не нужно замалчивать или тем более пытаться врать ученикам. Но ведь и говорить об этих фактах можно по-разному.

Воспитание гражданской позиции – дело нелегкое. Потому что усвоенное на уровне знаний должно стать частью твоей души, образом жизни. И добиться этого в одночасье невозможно. А судить о том, как человек изменился, можно только по делам его.

– Помню, ездили мы с классом помогать совхозу в уборке урожая, – вспоминает Кривоносова. – Тогда в нашей помощи очень нуждались и попросили, поскольку знали, что на ребят можно положиться. Мы собирали капусту уже чуть ли не по снегу, но никто не возмущался, потому что понимали – от нас многое зависит. А на заработанные в совхозе деньги ребята купили телевизор и видеомагнитофон для школы. Конечно, могли потратить и на другие цели, но они понимают, что возрождать Россию нужно с того места, где ты живешь или учишься.

Наверное, те, кто прошел школу советского воспитания, углядят в этом что-то уж слишком знакомое и напоминающее старые добрые времена развитого социализма. Но на самом деле все совсем иначе. И принципиальное отличие в том, считает Кривоносова, что ее ученики сами решают, что им делать. А право выбора свидетельствует о силе.

Она убеждена, что сначала должен стать сильным человек, гражданин, а потом уже вследствие этого станет сильным и государство. К сожалению, в традициях России подчинить интересы народа интересам страны, а уж потом, глядишь, и граждане сами собой заживут нормально. Однако то, как мы живем, есть следствие этого подхода. Но ведь роль личности в истории еще никто не отменял! И если мы будем делать упор именно на развитие личности каждого, то тем самым увеличим количество тех, кто может что-то реально изменить в глобальном масштабе.

Не случайно Софье Фанильевне сразу пришелся по душе компетентностный (или, как его еще называют, деятельностный) подход. На самом деле она и раньше считала, что ребенок должен не усвоить некую определенную сумму знаний, которую мы ему преподносим, а получить их сам, посредством деятельности, проживая различные ситуации. Просто для этого нужно создать ему особые условия. Тогда Кривоносова разработала проект «Исследовательская проектная деятельность учащихся как условие становления историко-познавательной информационно-коммуникативной компетенции в процессе обучения истории» и в его рамках попыталась создать условия, которые позволили бы ребятам развиваться.

– Это был целый ряд мероприятий, – рассказывает она. – Я попыталась расширить для ребят информационные ресурсы, сделать так, чтобы они больше работали с различными историческими источниками. Создала сборник дидактических материалов по курсу истории, где по разным разделам и темам были подобраны различные исторические источники, были сформулированы вопросы и задания к ним, – своеобразная обучающая хрестоматия. В процессе подготовки к олимпиадам образовалась некая группа единомышленников, людей, которым интересна история – как предмет, так и наука, сфера деятельности. Так был создан Клуб любителей истории, куда сначала вошли ученики 9-го класса, а потом стали подтягиваться и другие.

В клуб стали приходить ребята, имеющие самые разнообразные интересы. И мы старались найти дело для каждого. Один изучал свою родословную, другой увлекался краеведением, третий – Древним миром. Но проектной деятельностью занимались почти все. В частности, готовясь к 60-летней годовщине окончания Второй мировой войны, мы не ограничивались только военной тематикой, а рассказывали о героических буднях тыла. Появилось такое интересное направление, как песни Великой Отечественной. Ребята вдруг узнали, что, оказывается, существуют разные варианты текстов. Заинтересовались, начали искать, как песни отражали ситуацию на фронте и в тылу. Собирали не только сами песни, но и изучали их историю.

Когда к нам пришли школьники помладше, они тоже захотели участвовать в проектной деятельности. Мы тогда как раз изучали культуру Вавилона, древние пинакотеки. И родился проект: ребята замесили глину, сделали таблички, нанесли на них надписи, а потом представили всем результаты своего труда, подробно рассказав, как они это делали.

Вот такая история, воспринимаемая на уровне органов чувств и эмоций. Ведь главная задача клуба – включить не только ум ребенка, его интеллект, но и душу, научить сопереживать, пропустить все через себя.

И подобные подходы Софья Фанильевна старается использовать везде. Когда ребята рассказывали о своих семейных архивах, приносили пожелтевшие от времени потрескавшиеся фотографии, когда они вдруг узнавали, каким образом их семья из западных регионов попала на Дальний Восток (а большинство этих историй связано с чьими-то трагедиями), воспитательный эффект был потрясающим.

Работа клуба позволила наладить связь с преподавателями других предметов. Ведь что такое литература? Это реакция на то, что происходит в обществе. Все проблемы, поднимаемые в литературных произведениях, – это проекция того, что происходило в тот момент в обществе. С другой стороны, именно происходящее в стране побуждает автора искать причины и описывать это в своих произведениях. Точно так же, изучая всемирную историю, можно рассказывать о Великих географических открытиях, а на уроках обществознания поднимать проблемы урбанизации, экологии, экономики. Все это взаимосвязано!

Одним из своих главных достижений Кривоносова считает то, что ей удалось заинтересовать историей и привлечь к сотрудничеству не только преподавателей разных предметов и детей, но и их родителей. Ведь проектная деятельность учит ставить цели и достигать их. А для этого нужно искать социальные контакты, сотрудничать с другими людьми, взрослыми и детьми. Проектируя свою деятельность, ребята планируют, с кем им нужно встретиться, а затем, анализируя работу, обязательно отмечают, знания каких предметов помогли им в этом деле.

Что ж, можно с уверенностью сказать, что этому учителю действительно есть что сказать, подводя итоги своей профессиональной деятельности. Промежуточные, естественно. Ведь она все время находится в поиске, в пути.

Фото автора

Дальнегорск, Приморский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту