Совсем скоро, 16 ноября, в городе Красногорске Московской области начнутся финальные испытания Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2019. Десятого конкурса за всю историю его проведения. Благодаря профессионализму, таланту и счастливой звезде абсолютного победителя «Воспитателя года»-2018 Анастасии Шлемко, старшего воспитателя детского сада №52 города Химки (интервью с ней читайте в «МП» №43 от 24 октября), финал в этом году вернулся в Подмосковье. Почему вернулся? Потому что первый Всероссийский конкурс «Воспитатель года» Общероссийский Профсоюз образования и Министерство образования и науки РФ (так оно называлось тогда) тоже провели в Московской области! Во многом благодаря сильной поддержке принимающей стороны, Министерства образования Московской области.
Мистика сродни любому профессиональному состязанию, участники знают… А раз так, самое время и место рассказать о том, как конкурс «Воспитатель года» проходит в Подмосковье, как организовано послеконкурсное движение участников, каким образом работники дошкольных учреждений обмениваются опытом и повышают уровень профессионализма. С этими вопросами я приехала в подмосковный город Орехово-Зуево, где находится Государственный гуманитарно-технологический университет. Структурное подразделение ГГТУ – Московский областной центр дошкольного образования «Содружество», центр во всех смыслах этого слова. Место притяжения самых интересных и ярких детских садов и самых творческих педагогов-дошкольников.Первый человек, которому я хочу дать слово, – директор Московского областного центра дошкольного образования Галина Гришина. Галина Николаевна рассказывает, что центр был создан в 2012 году приказом министра образования Московской области, основные направления его деятельности – научно-методическая поддержка дошкольных образовательных организаций, совершенствование профессиональной компетенции педагогов и информационно-аналитическая работа. Кстати, у центра очень хороший сайт, на котором можно найти массу нужных и интересных материалов: mocdo.ggtu.ru.Галина Гришина объясняет: «Московская область – динамично развивающийся регион, у нас более двух тысяч образовательных организаций, которые реализуют программы дошкольного образования. Более 400 тысяч детей, которые их посещают. И 36 тысяч педагогов дошкольного образования. Огромное поле деятельности для нашего центра. И нам за время существования удалось создать интересное сообщество педагогов. Большое внимание уделяем молодым, их развитию, это наша опора. Но, впрочем, мы не делим педагогов на тех, кто из XX века и кто из XXI‑го».Особое внимание в «Содружестве» уделяют конкурсу «Воспитатель года Подмосковья», более того, с 2014 года именно Московский областной центр дошкольного образования его организует на базе университета по поручению учредителей – Министерства образования Московской области, Московской областной организации Общероссийского Профсоюза образования. В кампусе университета конкурсанты живут, здесь питаются, решают организационные вопросы (субсидию выделяет региональное министерство). Здесь на видном месте – лица и имена конкурсантов, которые громко прозвучали не только в области, но и на федеральном уровне. Это Нина Владимировна Деркаченко – лауреат всероссийского финала 2015 года, которая блеснула с проектом «Формирование читательской культуры в полисубъектном пространстве развития ребенка». Юлия Викторовна Федякова, автор проекта «Развитие творческих способностей детей посредством рисования цветным песком» – лауреат 2016 года. Оксана Владимировна Биглова, представлявшая на конкурсе проект «Кукла-ложка как интерактивное средство в формировании социально-коммуникативных и речевых навыков детей» – лауреат 2017 года. И, наконец, абсолютная победительница 2018 года Анастасия Ивановна Шлемко с ее «Наукой маленького роста»!Кстати, перед региональным конкурсом в центре «Содружество» обычно проходит установочный семинар для будущих участников, здесь его называют слетом. Галина Николаевна рассказывает: «Педагоги получают материалы прошлого года, перед ними выступают конкурсанты прошлого года с лучшими мастер-классами. Мы смотрим педагогические мероприятия и анализируем их. Воспитатели прикидывают, с какими темами выйдут на конкурс, участвуют в небольших дискуссионных площадках. Слет длится 2-3 дня. Педагоги получают удостоверения о повышении квалификации».В общем, ГГТУ – родной дом воспитателей года Подмосковья. И не только во время конкурса. Здесь проходят все мероприятия послеконкурсной активности участников профессионального состязания. Центр «Содружество» стал базой для клуба «Воспитатель Подмосковья».Слово лауреату областного конкурса «Воспитатель года», специалисту центра и координатору клуба «Воспитатель Подмосковья» Елене Ивановне Казаковой: «Деятельность клуба началась в 2013 году. Стали набирать в него участников конкурса. Сейчас у нас в клубе 476 педагогов. Стараемся проводить мероприятия в различных городах, например, фестиваль мастеров никогда не проводим в одном и том же городе, путешествуем по Московской области. Фестиваль мастеров – это в первую очередь мастер-классы. На сегодня 11 этапов фестиваля прошло в разных городах. Затем мы запустили новые формы, чтобы педагоги видели педагогические мероприятия с детьми. Организуем дискуссионные площадки, где обсуждаются самые важные вопросы дошкольного образования. Педагоги представляют свои лучшие практики на базе детских садов. Итог – мозговой штурм по проблемам заданной тематики. У нас были дискуссионные площадки по фребель-педагогике, по мультипликации. Сейчас это актуальные темы».«Председатель клуба «Воспитатель Подмосковья» – Наталья Аркадьевна Кудымовская из Одинцовского района, лауреат конкурса «Воспитатель года Подмосковья»-2014», – добавляет Галина Гришина и рассказывает о других значимых проектах центра «Содружество».Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области – средоточие многих интереснейших мероприятий, проект – победитель конкурса на присуждение гранта Президента РФ. Загляните на сайт ассоциации с поэтичным названием «Сады детства» sd-mo.ru, и вам обязательно захочется присоединиться к подмосковным педагогам или перенять опыт… А в этой статье коснусь лишь одного направления – работа с молодыми педагогами. Точнее, снова передам слово, на сей раз Елене Борисовне Булавкиной, заместителю председателя ассоциации: «Наша глобальная задача – возродить институт наставничества в дошкольных образовательных организациях. Придумали конкурс для молодых педагогов и их наставников «Открытие». Опытный педагог становится своего рода коуч-тренером. Коллеги вместе готовят мероприятие, проект, мастер-класс, создают сайт. В информационных технологиях лучше разбирается молодой педагог, в методическом наполнении сайта помогает опытный воспитатель. В заочном туре участвует обычно до 70 человек, на очный допускаются 20 педагогов. Участвуют не только работники дошкольных образовательных учреждений, но и студенты. Видя, как педагоги проходят испытания, наши студенты заражаются этой профессией! А молодые педагоги после «Открытия» с удовольствием идут на конкурс «Воспитатель года». Отличная мотивация!»Еще один важный проект, но уже не индивидуальный и не парный, а групповой – областной конкурс дошкольных образовательных организаций Московской области на присвоение статуса региональной инновационной площадки (РИП). Галина Николаевна Гришина поясняет: «Весь коллектив работает на инновационную идею, представляет ее на конкурс, региональные площадки поддерживают Министерство образования Московской области, губернатор, они получают финансовое поощрение на создание своей развивающей среды для реализации проектов».Наталья Вячеславовна Лялина, заместитель директора Московского областного центра дошкольного образования, добавляет: «Конкурсы у нас взаимопроникающие. Иногда получается так, что региональные площадки, получившие признание, свою идею выносят на «Воспитатель года», инновационную практику представляет воспитатель. Бывает и наоборот. Воспитатель «выстрелил», стал лауреатом или победителем конкурса «Воспитатель года» – коллектив смотрит и думает: почему бы нам это не обосновать и не вынести на конкурс РИП? Многие, с кем мы взаимодействуем, – руководители, представители муниципальных служб – приезжают на все открытые мероприятия профессионального состязания для педагогов-дошкольников, смотрят выступления представителей всех муниципалитетов Московской области, видят интересные технологии, берут идеи и у себя внедряют. Они друг у друга учатся, но представляют идеи в совершенно ином, авторском обличии. Повторов как таковых нет».Накануне финала Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2019 сотрудники центра «Содружество» особенно взволнованны, принимают участие в организационных хлопотах. В частности, активно готовят Всероссийскую конференцию по дошкольному образованию, которая пройдет в рамках X юбилейного финала. Гости обязательно увидят лучшие мастер-классы участников клуба «Воспитатель Подмосковья». Центр помогал отбирать детские сады, в которых будут проходить педагогические мероприятия конкурса. Конечно, выбрали лучшие образовательные организации с отличным оснащением.Галина Гришина говорит: «Детские сады создадут все условия, чтобы достойно принять конкурсантов и оказать им помощь. Предоставят все оборудование, будут рядом в процессе подготовки сколько понадобится, хоть до 12 ночи… Мы хотим создать для участников «Воспитателя года России» большой праздник! Я бы посоветовала конкурсантам помнить: победили – здорово, не победили – тоже здорово, потому что пообщались с коллегами, ознакомились с их опытом, было интересно. Желаем удачи!»
Комментарии