search
main
0

До встречи в Пеликаньем Клюве. Свободный союз свободных людей

В конце января небольшое местечко Лисий Нос под Петербургом можно было смело переименовывать в Пеликаний Клюв. Лидеры клубов учителей года из 16 регионов России и пока еще зарубежной Беларуси собрались в местном Центре для одаренных детей, чтобы рассказать о себе и обсудить планы на дальнейшее совместное будущее.

Ленинградская область – хозяин опытный, гостеприимный и, что самое главное, изобретательный. Прошлой весной, принимая у себя Всероссийский слет учителей года, организовала своеобразный марафон и провезла учительские «сливки» по нескольким городам. Получилось весело и чуточку экстремально. На этот раз решено было опять попробовать сделать что-то новенькое и нестандартное. Получилась встреча «на высшем уровне» – менее рискованно, но от этого не менее полезно и любопытно. Были приглашены не только участники всероссийского финала разных лет, хотя их, конечно, было большинство, но и те, кто, пройдя лишь региональный конкурс, обиды не затаил, а, напротив, не покладая рук, искренне и влюбленно пытается у себя дома организовать общественное движение лучших учителей. Ведь что такое конкурс – краткий миг, вспышка, всего лишь мгновение. Все самое интересное начинается потом, но это «потом» не стоит пускать на самотек. В противном случае этот самый «самотек» либо иссякнет, либо тебя же и захлестнет. Да и в конце концов если с другом вышел в путь – веселей дорога. В одиночестве лелеять свой талант, безусловно, хорошо, но в компании таких же талантов – лучше и эффективнее. Этому, собственно, и был посвящен семинар региональных лидеров.

День первый. Протокольный.

Заседать начали около полудня. И не успокаивались до полуночи. При этом никто не встал и, устало махнув рукой, не вышел. Не потому, что вежливые. Просто кто знает – уйдешь и пропустишь что-нибудь очень важное, а то и просто судьбоносное. У «молодежи», лидеров новорожденных клубов, свои интересы. За плечами, к примеру, у тюменского, воронежского, архангельского, псковского, адыгейского клубов еще нет никаких монументальных, поражающих широтой и размахом акций. Особо похвастать им покамест нечем. Зато в них есть азарт. Это самые внимательные и благодарные слушатели. Им важны малейшие детали чужого опыта, но главное – алгоритм: у кого просить помощи и денег, зачем и, главное, что из всего этого в финале может получиться.

Клубы Вологды и Новгорода сединами еще тоже не убелены. Но успели порядком. И тот, и другой уже имеют за плечами свой небольшой слет, а вологодским учителям года удался еще и педагогический десант – выезд в районы с открытыми уроками. А уж планы их и вовсе впечатляют: провести у себя слет учителей года Северо-Запада и открыть филиал Фонда поддержки российского учительства. Екатерина Пологутина, финалистка конкурса «Учитель года России-2001» и глава новгородского клуба, настроена менее радужно:

– К сожалению, педагогический десант у нас не получился. Все дело в том, что наше движение не находит никакого отклика, я уж не говорю о поддержке у Комитета образования. И это несмотря на то, что январский фестиваль (об этом: «Учитель года», №1, 2004 г.) в Пестово вызвал такой резонанс по всей области. Работать трудно. Счастливы те, чьи власти настроены на сотрудничество. Но надо быть готовым и к тому, что все придется делать самим.

О союзе лучших учителей Южного федерального округа мечтает Андрей Семке, «вожак» из Краснодарского края. Если бы к этому союзу присоединились еще и власти края, Андрей Иванович был бы и вовсе счастлив. Во всяком случае чуть больше внимания точно бы не помешало.

Клубом учителей года Алтая руководит Марина Королькова. В 1991 году она дошла до регионального финала и с тех пор живет конкурсным движением. Каждый год консультирует конкурсантов-новобранцев, участвует в организации «творческой дачи» – собственных мини-слетов, куда съезжаются участники краевого финала разных лет.

– Движение учителей года есть, но клуба – нет. Точнее, не было, – объясняет Марина Александровна. – Но этой весной на четырнадцатом областном конкурсе мы официально объявим о его рождении.

В Карелии уже четвертый год работает не просто клуб – целая республиканская ассоциация учителей года. Символ ассоциации – пчела, существо умное и трудолюбивое, типичный педагог животного мира. Два раза в год «пчеловоды» собираются на зимние и весенние выездные «гастроли» – дают открытые уроки и проводят методические заседания. И все в ногу со временем: республиканский конкурс проводят на базе ФИО и последний, весенний слет тоже посвятили использованию на уроке информационных компьютерных технологий.

Партбилеты отменяются

Самый захватывающий и в то же время поучительный рассказ получился, конечно же, у хозяев, учителей года Ленинградской области. Но на то они и хозяева, им по статусу положено. Листая странички клубного сайта, Евгений Травин, финалист конкурса «Учитель года России-2000», поведал собравшимся массу полезных технических подробностей:

– Формально клуб наш существует не так давно, 10 января ему исполнился год. Он родился не по приказу сверху, в таких делах нельзя никому ничего приказывать, все произошло как-то само собой. Ведь клуб – естественное продолжение самого конкурса. А конкурс у нас славный: за десять лет через него прошли более тысячи человек, из них 200 участвовали в областном финале, десять доехали до Москвы, пятеро стали лауреатами, а в 2002 году в области появился свой всероссийский победитель – Игорь Смирнов, учитель немецкого языка из Гатчины.

Все это время участники-ветераны работали в жюри, писали сценарии и эпиграммы на уроки-импровизации, вели торжественные церемонии. Когда работа эта стала нас захлестывать, мы просто решили привести ее к единой системе – система часто облегчает жизнь. Первой проверкой клуба на прочность стал прошлогодний Всероссийский слет, когда на наши плечи легла вся организация. Оказалось, это куда сложнее, чем давать даже самые блестящие открытые уроки. Затем был разработан сайт «Учитель года Ленинградской области». Летом, когда шел традиционный региональный августовский педсовет, мы провели виртуальное альтернативное обсуждение его основных тем. И так как интернет на сегодняшний день – самое свободное и независимое средство массовой информации, от цензуры, слава богу, практически не страдает, дискуссия получилась более чем живой и острой. Около тысячи посетителей побывали на нашем сайте, оставили свои предложения, среди которых были и, мягко скажем, неожиданные идеи. И все эти замечания, вне зависимости от тона и характера, легли на стол руководства. И опять-таки, несмотря на тон и характер, руководство сказало спасибо. Это тот опыт, который я искренне рекомендую взять на вооружение всем.

Но вершиной клубной работы стал, конечно же, наш методический автопоезд, когда за несколько дней областные победители проехали более тысячи километров, каждый день давая открытые уроки в районных школах (об этом: «Учитель года», №8, 2003 г.). Целей у этой акции было множество. И поделиться опытом, и посмотреть, как работают другие, и, конечно же, прорекламировать наше движение. И вот что оказалось: мы, погруженные в конкурс, полагаем, будто о нем знает весь мир. Уж все учителя по крайней мере. При этом забываем, что пока мы не приняли в нем участия, то и сами мало что об этом слышали. 90% учителей либо вообще ничего о конкурсе не знают, либо знают и даже рады бы поучаствовать, но понятия не имеют, с чего начать, куда подавать заявления, как все это технически организовано.

Так что главные цели клубной работы напрашиваются сами собой: пропагандировать конкурс, оказывать учителям методическую помощь в условиях модернизации образования. Ведь многие наши победители – и математик Надежда Алексеевна Новикова, и химик Виктор Яковлевич Башмаков – в модернизации идут на шаг впереди всех методистов всех институтов повышения квалификации вместе взятых. Они опытные и талантливые практики и действительно знают, как работать в современных условиях.

Участие в клубе должно быть, конечно же, добровольным. Кто может и хочет работать, кому это интересно, тот и член клуба. Не важно, участник ли ты муниципального, регионального или всероссийского финала, а может, еще и вовсе никакой не участник. Какая разница? Это свободный союз свободных людей.

День второй. Приключенческий

Назаседавшись вволю и все еще под впечатлением от встречи с Зоей Георгиевной Найденовой, главой областного образования, приехавшей накануне вечером лично поприветствовать лучших учителей России, на следующий день участники семинара решили «поразмяться» и показать, что не зря их называют интеллектуальным золотом нации. Для чего и отправились во всеволожскую школу № 6 давать открытые уроки, на которые съехались 350 учителей-зрителей. Так как многие гости в последний момент приехать не смогли, их более удачливым товарищам пришлось работать за двоих, а то и за троих. Так, Андрей Милехин, психолог из Москвы, принимал на своем уроке и мастер-классе не только единомышленников – врачевателей детских душ, но и преподавателей технологии. Но на то он и психолог, чтобы справиться с любой, даже не очень знакомой аудиторией. А каково было удивление москвички Татьяны Архиповой, когда она, войдя в класс, где ее должны были ждать одиннадцатиклассники, обнаружила там жаждущих изучать английский язык третьеклассников. Но несмотря на эти забавные «опечатки», неизбежные на любом масштабном мероприятии, учителя покидали Всеволожск веселые и довольные: школа красивая, хозяева гостеприимные и предупредительные, дети способные – ну что еще нужно для полного счастья?

После экскурсии в усадьбу Приютино, где был выслушан подробный и детальный отчет о жизни и привычках частенько гостившего здесь баснописца Крылова, учителя возложили цветы к мемориалу на легендарной Дороге жизни. По всему было видно, что день прожит не зря.

Перед отъездом подводили итоги. Участники семинара решили:

1. Поддержать идею создания Всероссийской ассоциации клубов «Учитель года».

2. Поручить межрегиональному клубу «Учитель года» и Фонду поддержки российского учительства разработать учредительные документы ассоциации.

3. Активно поддержать весеннюю акцию учителей года «Всероссийский день открытых уроков».

4. Принять участие в подготовке материалов для сборника «Опыт работы региональных клубов».

Но главное решение было принято уже за дверями конференц-зала, без протоколов и «галстуков». Разговоры разговорами, но все получится только у тех, кто пойдет еще дальше и действительно начнет работать. И самое главное – надо чаще встречаться. Ведь местечко Пеликаний Клюв – понятие не географическое…

Анна ХРУСТАЛЕВА, собственный корреспондент «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте