Восемь лет назад правительства 164 стран приняли коллективные обязательства обеспечить к 2015 году образование для всех – иными словами, значительно расширить возможности получения качественного образования для детей и взрослых. О том, как выполняются эти обязательства, рассказывает очередной выпуск Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ, презентация которого состоялась 18 марта в Москве.
Нынешний доклад, шестой по счету, содержит почти 500 страниц. Приведенные в нем данные свидетельствуют о том, что c 2000 года в мире стремительно увеличивается число детей, посещающих начальную школу, причем особенно большой рост наблюдается в Африке к югу от Сахары (36%), в Южной и Западной Азии (22%). В 14 странах власти упразднили плату за обучение, благодаря чему базовое образование стало доступным для ребят из неблагополучных семей. В целом число детей, которые не ходят в школу, сократилось к 2005 году на 23 миллиона человек и составило 72 миллиона.
Возрос объем помощи бедным странам. В 2004-2005 годах они получили на нужды базового образования 6,2 миллиарда долларов (за период 1999-2000 годов – 3,6 миллиарда). Эксперты констатируют, что государственные расходы на начальное образование – самое сильное политическое средство для уменьшения масштабов нищеты.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи, проблем остается немало. В первую очередь низкое качество обучения и дефицит учителей, особенно острый в развивающихся странах. В целом к 2015 году необходимо принять на работу более 18 миллионов педагогов, чтобы все дети в мире имели возможность учиться в начальной школе.
Эксперты прогнозируют, что при сохранении нынешних тенденций 58 из 86 стран, которые до сих пор не ввели всеобщее начальное образование, не смогут это сделать и к 2015 году. Шанс устранить гендерное неравенство в школе имеют только 18 из 113 стран. Наконец, в мире все еще насчитывается 774 миллиона взрослых людей (почти каждый пятый!), не обладающих элементарными навыками грамотности. И 72 страны не смогут к установленному сроку уменьшить уровень неграмотности среди взрослых даже вполовину.
На первый взгляд может показаться, что общемировые образовательные проблемы слишком далеки от российских. Однако, как было отмечено на презентации, выводы экспертов ЮНЕСКО – повод задуматься о том, что необходимо сделать в нашей стране, какими направлениями дополнить национальный проект «Образование», но главное – доклад позволяет лучше увидеть мир и себя в глобальном контексте.
Комментарии