search
main
0

До и после уроков

Победит ли дело Обиходовых?

Пвенадцать лет подряд профессиональный кинофотоинженер, выпускница Московского института культуры Нина Анатольевна Обиходова входила в здание Дворца пионеров и школьников им.Гайдара и направлялась на второй этаж. Там ее уже ждали мальчишки и девчонки с фотоаппаратами, студийцы.

“Своими” ребята становились для Нины Анатольевны сначала на три года – таков срок обучения в фотостудии. А потом – неограниченно, включая годы службы в армии. Вот Саша Меридонов: пришел пятиклассником, а остался до окончания школы. После армии снова появился в фотостудии и заявил: готовлюсь стать профессиональным фоторепортером! Еще в 16 лет Саша участвовал в международной фотовыставке и завоевал I место. Награда – путевка в Италию…

За время работы в фотостудии у Нины Анатольевны сложилась собственная методика преподавания. Весь курс она разбила на четыре больших раздела и, переплетая их, добилась повышения фотомастерства ребят. Во-первых, они научились грамотно работать с аппаратурой; во-вторых, узнали подробности лабораторно-химической обработки; в-третьих, освоили технику съемки с учетом композиции, света. А в-четвертых, Нина Анатольевна сделала обязательным посещение всех выставок по изо и фото, проходящих в Москве.

И это еще не все. Ее мальчишки – только представьте, те самые, которых в школе ни за что не заставишь! – писали творческие работы, сочинения и даже сценарии своих съемок.

В фотостудии стала традицией “защита” работ. Да, примерно такая же, какая бывает при защите диплома у студентов, диссертаций – у аспирантов. Только оппонентами выступали свои же студийцы, а это ничуть не легче: критика товарищей, обсуждение снимков заставляли порой и краснеть, и ежиться даже именитых авторов. Но каждый учился отстаивать свой принцип эстетического видения мира. А это немало. Впрочем, результат не может быть иным, если студией руководит член Союза фотохудожников РФ, член жюри московских детских фотовыставок.

Вот Дима Косоруков. Кадр за кадром он отрабатывал пейзажи, спортивную тематику, натюрморты, совершенствовался в портретной съемке на пленэре и в павильоне, жанровых снимках и фоторепортажах. А потом он дважды стал лауреатом I и II туров конкурса “Юные таланты Московии”…

…Прежде чем вывозить ребят в лес, парк или поле, первое занятие на пленэре Нина Анатольевна обязательно проводила вблизи Дворца пионеров, где расположены полуразрушенный ансамбль усадьбы Дурасова и старый пруд. Это первое занятие всегда обладало какой-то магической силой. Соединялись век нынешний и век минувший! Двенадцать лет подряд работы с этого занятия обязательно побеждали на фотовыставках.

В этом году впервые, войдя в здание, Нина Анатольевна изменила привычный маршрут. Она стала заместителем директора дворца, а руководство своим коллективом передала дочери Светлане – второкурснице института культуры. Будущий режиссер киновидеостудии – так называется ее специальность, – Светлана тоже делала свои первые шаги к профессии в мамином классе. И тоже стала знаменитостью: лауреатом II и III туров фестиваля “Юные таланты Московии”. Ее работы публиковались в “Огоньке”, экспонировались на престижных выставках. По уровню славы и известности сестру догоняет 14-летний Максим. Так что же, дело Обиходовых живет и побеждает?

Совсем наоборот, утверждает Нина Анатольевна. Она сама называет фотографию “исчезающим” видом занятий с детьми. На ее глазах одна за другой прекратили работу около 60% московских фотостудий. Причина банальная и общепонятная: дороговизна оборудования и материалов.

А в ее студии – пока бесплатной – продолжают заниматься ребята. В подавляющем большинстве они из ближайшей, 1044-й школы. И вот уже Андрей Яскевич учится отрабатывать технику фотопечати и составлять фотограмму, Валентин Чукалкин в качестве фотомодели подолгу жарится под софитами…Ребята торопятся делать снимки. А в объективе у каждого – солнечный зайчик…

Елена ЮДИНА

Москва

На снимках: фотоработы воспитанников студии

Высокое “Солнышко”

Hарисуйте, дети, то, что вам больше всего понравилось и запомнилось, – обратилась к шестилетним воспитанникам своего фольклорного кружка Ольга Демина.

Артур подумал-подумал, да и нарисовал бубен. Света – гусли, матрешку и… бусы. Женщина – всегда женщина, даже в шесть лет. На Юрином рисунке дружно разместились домра, балалайка, гусли и дудочка. Женя изобразил рядом с музыкальными инструментами микрофон.

Фольклорный кружок “Солнышко” несколько лет работает в 987-й московской школе. Со своей руководительницей ребята встречаются по понедельникам: сначала приходят пятнадцать шестилетних учеников, а за ними – пятнадцать их старших друзей десяти-одиннадцати лет. Ольга – недавняя выпускница фольклорной группы хора Центрального телевидения и Всесоюзного радиовещания, студентка Московского государственного открытого педуниверситета. В работу кружка она включает изучение истории костюма, музыкальных инструментов, сценическое движение, знакомство с некоторыми жанрами народной музыки: хороводными, лирическими, колыбельными, обрядовыми песнями.

– Конечно, с малышами возни больше, – улыбается Ольга. – Занятия с ними приходится делать более добрыми, чтобы интерес не пропал. Целый год уходит на достижение певческой слаженности, на выравнивание.

Сейчас ее малыши разучили и уверенно поют “Из-под дуба”, “Уж мы вьем, мы вьем капустыньку”, “Светит месяц”, “Весна-красна”. В старшей группе кружка ребята могут сопровождать пение игрой на музыкальных инструментах. Их репертуар – “Ой, на горе”, “Во кузнице”, “Под лесом”, “Селезня я любила”, “Милый мой хоровод” и многое другое.

Елена Иванова

Москва

Добрый орден

Я уже несколько лет знаю эту добрую женщину с “колючей” фамилией. И ни разу не видела ее грустной, жалующейся на жизнь. “Татьяна Ивановна, как дела?”. И неизменно бодрый голос: “Все хорошо, работаем!” У Ежовой все рабочее и нерабочее время посвящено любимому делу – Детскому ордену милосердия при областном Центре детского и юношеского творчества. ДОМ родился 5 лет назад из маленького кружка энтузиастов.

Сегодня это мощный организационно-методический центр по работе с детьми-инвалидами, сиротами, учениками специализированных интернатов. Опыт работы ДОМа используют в городах и районах области: стали традиционными ежегодные областные фестивали детского творчества, декады инвалидов, летние оздоровительные санаторные смены, выездные игровые программы.

Благотворительность, милосердие сегодня вошли в моду. Дело очень хорошее, противостоящее бездуховности и жестокости нашей жизни, когда слабым не место у “праздничного стола”. Но зачастую добро тонет в шуме и помпезности. Известность ДОМа – негромкая. “Те, кому мы нужны, – рассказывает Татьяна Ивановна, – находят и знают нас “в лицо”. Это родители детей-инвалидов, семьи, нуждающиеся в нашей опеке и помощи. Когда только создавался орден милосердия, подобных семей было всего 25, теперь их 400. Вот и “популярность”. За 5 лет существования нашего ДОМа приобреталась она непросто. Педагоги прошли не одну поликлинику, собирали сведения о больных детях, составляли “социальные паспорта”.

Громадный труд по созданию настоящей “популярности” собрал в ДОМе тех, кто всем сердцем хочет помочь людям. Это Ирина Чавкина, Любовь Алексеевна Полякова, Людмила Евгеньевна Степанова. Но с чего началось “строительство” Детского ордена милосердия? Ведь не появился же он внезапно?

– Может быть, и внезапно, – размышляет Ежова, – как появляются все мои новые идеи. Я же бывшая артековская вожатая, у меня профессия знаете какая? Методист пионерско-комсомольской работы. В свое время окончила Челябинский пединститут.

Потом мне часто приходилось помогать пожилым людям в решении бытовых вопросов, организовывать их лечение и отдых. Всегда очень хотелось быть нужной.

И когда я пришла в Центр детского творчества, желание реализовать себя в каком-то большом деле не оставляло.

В это время от Федерации детских организаций получили программы, которые нам очень понравились. Так возник наш ДОМ.

Те времена вспоминаю с большим удовольствием – тогда мы могли помочь людям действием, материально. Оплачивали путевки на лечение, ходили вместе с какой-нибудь семьей на прием в администрацию по вопросу о жилье, покупали одноразовые шприцы для больных детским церебральным параличом: спонсоры не скупились. Теперь положение несколько изменилось, нет прежних средств, но мы решили идти другим путем. Деньги – это не все, хотя они решают многое. Главное – выслушать отчаявшегося человека, помочь решить ему внутренние проблемы. Делаем упор на индивидуальную психологическую помощь семьям. Приходится быть универсалом – и юристом, и психологом, и социальным работником. Только тогда возможен результат.

У 11-летней Анечки – детский церебральный паралич и, как следствие, отставание в психическом развитии. До четырехлетнего возраста девочка не могла общаться. Она воспитанница нашего ДОМа, проходит комплексный курс лечения в психолого-педагогическом центре реабилитации детей-инвалидов “Орион” городского детско-юношеского центра. Огромные усилия всех педагогов не прошли даром. Анечка превратилась в общительного жизнерадостного ребенка, стали проявляться творческие способности. Девочка хорошо рисует и выжигает по дереву.

В прошлом году в Сочи проходил I Всероссийский фестиваль творчества инвалидов. Я убедилась: дети, в какую бы беду они ни попали, способны творить чудо. Например, Настя Хорошилова окончила 8-й класс круглой отличницей, хотя ей приходится учиться на дому. Кроме того, она настоящая мастерица, прекрасно вяжет, вышивает, рисует. Ее мама, профессиональная закройщица, даже обучает дочку кроить. Усердие Насти было отмечено на фестивале, она стала лауреатом.

Лауреатами стали брат и сестра Петровы – инвалиды по зрению. Рита очень красиво исполняла народные песни, у нее сочный, сильный голос. А Стас исполнял соло на саксофоне.

– Татьяна Ивановна, вы так часто видите человеческое горе… Где же найти силы все это вытерпеть, не принимать так близко к сердцу? Ведь невозможно постоянно жить с такой самоотдачей?

– Мне часто задают этот вопрос. Ответ на него может прозвучать несколько неожиданно: я стараюсь, чтобы чувство жалости не унижало людей. В свое время пришлось много ездить по разным всероссийским совещаниям и семинарам, так вот в “Орленке” научным консультантом у нас, вожатых, был доктор педагогических наук – слепоглухонемой человек! Его водили за руку, но сколько в нем было достоинства, самоуважения и самоценности. Он учил нас – здоровых, зрячих и с нормальным слухом! А некоторые наши родительницы говорят: “Я до последнего мига не буду называть своего ребенка инвалидом, потому что в нашей стране это – клеймо!” Однажды в автобусе женщина показывала в окно на инвалида и нравоучительно говорила своему сыну: “Не станешь мамочку слушаться, будешь вот таким!” Инвалиду важна не столько жалость, сколько уважение, чтобы все воспринимали его на равных. К этому далеко не все готовы – новое мышление нужно выработать, но со своей стороны я делаю все, чтобы эти люди, общаясь с нами, не чувствовали разницы. Конечно, надо, чтобы и окружение “не замечало” физического или умственного недуга! Человек должен быть кому-то нужен, и не только своей семье…

…По итогам Всероссийского конкурса 1996 года “Добрая дюжина”, который проводил Детский орден милосердия Федерации детских организаций, Татьяну Ежову, руководителя Оренбургского ДОМа, пригласили в числе двенадцати почетных гостей на рождественский бал в Москву. Но все-таки высшей наградой она считает радость, благодарность и успехи своих многочисленных воспитанников.

Валентина ЖИДКОВА

Оренбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте