search
main
0

До и после урока

Звездный вечер

тправляясь в центр детского творчества “Созвездие”, я обнаружила, что прямо у моего дома появилась новая реклама. В накрашенных губах – сигарета, ниже надпись – “Попробуй!” Чуть дальше плакат, изображающий вехи человеческой эволюции от человекообразного существа до “гомо сапиенс”. Все они прямехонько направлялись к гигантской бутылке. Надпись – “Стремись к совершенству!” От этих отправных точек, трактующих порок как совершенство, я и начала свой путь в “Созвездие”. То, что это уникальный воспитательный коллектив, я уже знала. Но только проведя в центре целый вечер, убедилась в точности его названия. “Созвездие” – это и есть созвездие опытных, заслуженных педагогов и юных дарований.

Принимают сюда всех. Но это не главное: подавляющее большинство занятий остаются для ребят бесплатными. Директор центра Наталья Викторовна Шибеко считает незыблемым принципом работы “Созвездия” доступность для семей разных социальных категорий.

Жизнь в центре “Созвездие” бьет ключом. В праздничные и каникулярные дни здесь открывается детское кафе. Такой формы концертно-познавательной работы с детьми нет пока больше нигде. Театрализованное представление, а то и театрализованный урок с угощением для посетителей – согласитесь, это замечательно! Маленькие завсегдатаи кафе уже увидели представления-сказки “Терем-теремок”, “Аленушка и солдат”, “Бременские музыканты”. Школьники постарше участвовали в праздниках Масленицы, Пасхи, Дня города, Международного дня театра, а выпускники провели в кафе праздник последнего звонка – весело и грустно… Скоро в кафе начнется серия больших концертов, посвященных 850-летию Москвы.

Летом филиал “Созвездия” открывается в Керчи, куда вывозит детей заместитель директора центра Галина Евгеньевна Богуславская. Она же становится там начальником оздоровительно-профильного лагеря, устроенного на базе одного из пансионатов. Ребята не только купаются и загорают, но и работают: занятия в избранных ими коллективах продолжаются.

Богуславская ведет меня по этажам. В хореографическом классе прелестные девочки живописными группами расположились на перерыв. 15-летняя Аня Вартапетова занимается здесь с 5 лет. Такими же пришли сюда 14-летняя Катя Сваринская и 12-летняя Маша Дмитриева. Чуть меньший “балетный стаж” у Лиды Казаковой и Насти Завьяловой. На лестнице столкнулись с Толей Червинским. Он занимается в центре музыкой. Впервые пришел сюда четвероклассником, а сейчас, поступив в музыкальное училище при Московской консерватории по классу трубы, остается солистом духового оркестра.

Руководитель изостудии Н.А.Малинская положила в основу своей авторской программы освоение древнекитайской техники, и надо видеть, как увлечены ее подопечные! А вот студия “Коллаж” во главе с Е.Н.Чеботковой, где старшеклассницы сами конструируют, шьют и демонстрируют одежду. С невольным восхищением смотришь на девочек. Ира Коновалова за год сшила себе восемь крупных вещей. Свои занятия в студии она оценивает как хобби. А вот Оля Белоусова считает, что здесь она делает первые шаги к будущей профессии. Мама купила ей дорогую швейную машину.

Разговаривая с ребятами, я невольно отмечаю для себя, что давно не видела такого большого количества хороших детских лиц. Никто из моих интервьюеров не рисуется, не кокетничает, не позирует.

– А есть ли у вас “трудные” детки? – осторожно допытываюсь я у Н.В.Шибеко.

– Да что вы! – возмущается та. – Все дети у нас талантливые!

– Как же вам удается набрать такое количество талантов? – не унимаюсь я.

– А мы их сами выращиваем из дошколят, – поясняет директор. – В каждом коллективе центра работают подготовительные группы. По сути дела, мы занимаемся ранней диагностикой.

– Обязательно напишите: будущее – за детьми талантливыми, – просят на прощание руководители центра. Но при этом их лица все же немного расстроены, и я знаю, почему. В здании, где не было ни одного капитального ремонта, давно течет крыша, а ее ремонт стоит приблизительно 350 миллионов. Таких денег, естественно, нет. Реальность жизни…

Я и не заметила, как Москву накрыл вечер. Сумрачный бульвар без единого фонаря придавал ощущение какой-то ирреальности. В ушах все звучали ангельские голоса поющих девочек. А звезды, как чистые детские глаза, заглядывали мне прямо в душу. Когда же мой взгляд невольно снова натолкнулся на рекламу с человекообразными и бутылкой, я вдруг ясно ощутила, о чем безмолвно молили меня эти звезды.

Елена ЮДИНА

Ивановские ситцы

нтересный опыт работы по приобщению детей к народному искусству сложился в Ивановской области. Он основан на тесной связи общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, а также кафедры эстетического воспитания и художественного образования Шуйского государственного пединститута имени Д.А.Фурманова. Творческий коллектив кафедры под руководством доцента Л.В.Ершовой разработал специальные учебные программы. Студенты изучают основы ремесел, орнаменты Севера и Юга России, ее архитектуру, особенности художественной росписи и резьбы.

Просто копировать оригинал считается малоинтересным. Творчество будущих педагогов и проявляется в том, чтобы постичь сам дух, саму сердцевину произведения народного искусства. Так, при изучении раздела программы “Народный костюм России” студенты изготавливают куклы.

Многие выпускники института теперь сами преподают народное искусство детям и занимаются с ними не только на уроках, но и во внеклассной работе. Так, в 18-й средней школе г.Шуи кружок по народному искусству ведет М.А.Сушина; в средней школе N 8 Н.А.Гурьяновой создан фольклорный кружок; в деревне Змеево Шуйского района любимым делом увлекла ребят Е.Н.Рябинина.

В сельских общеобразовательных школах области вводится профильное эстетическое образование. Всем известны радующие глаз изделия мастеров Палеха. Вполне логичным было стремление внедрить в школы Палехского района такой учебный предмет, как “История родного края и народных промыслов”. Со школьниками и их учителями давно сотрудничает Палехский музей лаковой миниатюры; в школах созданы производственные мастерские, где дети в учебное и внеучебное время осваивают лозоплетение, резьбу по дереву.

Школы Палеха – в тесном контакте с центром дополнительного образования, где работают двадцать пять творческих обьединений. В центре – 550 школьников. Кто-то из них с удовольствием занимается в народной цирковой студии, кто-то учится вокалу, а девочки овладевают мастерством палехской вышивки. Радостно, что этот прекрасный вид народного искусства не только изучается, но и сохраняется.

Для младших школьников в центре функционирует “субботний лицей”. Ребята изучают в нем основы православия, историю родного Палеха и его самобытного искусства, ходят в местный музей и на выставки. Бывают в центре театрализованные вечера, посиделки под общим названием “Русская изба”. На них ребят знакомят с историей крестьянского быта. Звучат здесь произведения фольклора: песенки, потешки, прибаутки, игры, наигрыши на народных музыкальных инструментах. Обязательная часть народных праздников – конкурсы талантов, выставки изделий младших и старших народных умельцев. Заведующая Палехским руно Г.В.Полтева отмечает, что результаты анкетирования выявили чрезвычайно высокий уровень детского интереса к изучению художественных дисциплин и занятиям народным искусством.

Большое место освоению народной культуры отводится в сельских школах Кинешемского района. Например, маленький, почти семейный, учебно-педагогический коллектив Горковской малокомплектной школы смог организовать такую большую работу, как освоение детьми народной вышивки и вязания, знакомство с художественными элементами быта селянина.

Тесные контакты сложились со школами у домов ремесел, центров эстетического творчества, домов народного творчества в городах Кинешме, Вичуге, Фурманове, Ново-Талицах. В этих народных культурных центрах действуют театры Петрушки, оркестры русских народных инструментов, кружки ручного ткачества, лозоплетения, гончарного и бондарного ремесла, проводятся конкурсы “мастер – золотые руки”.

Оригинальный опыт по освоению народного искусства сложился в Шуйской детской художественной школе. По инициативе ее директора М.А.Ершова для учащихся открылись новые специализации. Специализация “Кукольный театр и народное искусство” – интегрированная по содержанию образования и видам деятельности. Дети готовят спектакли кукольного театра, сами выступая во всех ролях: изготовителей кукол и декораций, художников, костюмеров, режиссеров, артистов, историков-исследователей. Специализация “Вышивка Центрального региона России и Ивановской области” сочетает в себе обучение как теоретическим знаниям, так и художественно-практическим умениям и навыкам. В курсе “Славянская мифология” ученики изучают тексты мифов, а затем исполняют художественные композиции на мифологические сюжеты. Специализация “Искусство украшения ткани в традициях ивановской “набойки”. Ивановские ситцы” предусматривает изучение и освоение регионального искусства.

Так возрождается в Шуе традиционная народная художественная культура.

Валентина СИРЕНКО, доцент Шуйского педагогического института им. Д.А.Фурманова, кандидат педнаук

Дело Обиходовых

венадцать лет подряд профессиональный кинофотоинженер, выпускница Московского института культуры Нина Анатольевна Обиходова входила в здание Дворца пионеров и школьников им.Гайдара и направлялась на второй этаж. Там ее уже ждали мальчишки и девчонки-студийцы с с фотоаппаратами.

“Своими” ребята становились для Нины Анатольевны сначала на три года – таков срок обучения в фотостудии. А потом – неограниченно, включая годы службы в армии. Вот Саша Меридонов: пришел пятиклассником, а остался до окончания школы. Недавно, завершив службу в армии, снова появился в ставшей родной фотостудии и заявил: готовлюсь стать профессиональным фоторепортером! Еще 16-летним подростком Саша участвовал и завоевал I место в международной фотовыставке, а в качестве награды получил путевку в Италию…

За такое солидное время работы в фотостудии у Нины Анатольевны сложилась собственная методика преподавания. Весь курс она разбила на четыре больших раздела и, искусно переплетая их, добилась существенного повышения фотомастерства ребят. Во-первых, надлежало обучить детей технике работы с аппаратурой; во-вторых – лабораторно-химической обработке; в-третьих – технике сьемки с учетом эстетических параметров: композиции, света, в салоне или на пленэре. А в-четвертых, Нина Анатольевна сделала обязательным посещение всех выставок по изо и фото, проводившихся в Москве.

И это еще не все. Ее пацаны – только представьте, те самые, которых в школе ни за что не заставишь! – писали творческие работы, сочинения и даже сценарии своих работ. А преподавательница словно зажигала их:

– Для чего вы это сняли? Что вас побудило? И что вы хотели бы своим снимком сказать?

В фотостудии стала традицией “защита” работ ее членов. Да, примерно такая же, какая бывает при защите дипломных работ у студентов, диссертаций у аспирантов. Только оппонентами выступали свои же студийцы, а это ничуть не легче: критика из уст товарищей, живое обсуждение с принятием решения заставляли порой и краснеть, и ежиться даже именитых студийных авторов. Но и автор учился отстаивать свой принцип эстетического видения мира. А это тоже замечательно. И ребята поняли: когда студией руководит член Союза фотохудожников РФ, член жюри московских детских фотовыставок – можешь быть уверен, твое мнение, твой талант будут бережно выпестованы.

…Прежде чем вывозить ребят в лес, парк или поле, первое занятие на пленэре Нина Анатольевна обязательно проводила вблизи Дворца пионеров, где расположены полуразрушенный ансамбль усадьбы Дурасова и старый пруд. Это первое занятие всегда обладало какой-то магической силой. Двенадцать лет подряд с этого первого занятия на пленэре то одна, то несколько работ обязательно побеждали на фотовыставках.

В этом году впервые, войдя в здание, Нина Анатольевна не направилась к комнатам фотостудии. Она стала заместителем директора Дворца пионеров и школьников, а руководство своим коллективом передала дочери Светлане – второкурснице института культуры. Будущий режиссер киновидеостудии – так называется ее специальность, – Светлана тоже делала свои первые шаги к профессии в мамином классе. И тоже стала знаменитостью: лауреатом II и III тура фестиваля “Юные таланты Московии”. Ее работы публиковались в “Огоньке”, экспонировались на престижных выставках. По уровню славы и известности сестру догоняет 14-летний Максим. Так что же, дело Обиходовых живет и побеждает?

Совсем наоборот, утверждает Нина Анатольевна. Она сама называет фотографию “исчезающим” видом занятий с детьми. На ее глазах одна за другой прекратили работу около 60% московских фотостудий. Причина банальная и общепонятная: дороговизна оборудования и материалов.

А в ее студии – пока бесплатной – продолжают заниматься ребята. В подавляющем большинстве они из близлежащей 1044-й школы. И точно так же, как их предшественники, Андрей Яскевич учится отрабатывать технику фотопечати и составлять фотограмму, а Валентин Чукалкин в качестве фотомодели подолгу жарится под софитами. Остальные мастерски щелкают фотоаппаратами, и в обьективе каждого прыгает забавный солнечный зайчик.

Елена ЮДИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте