Изучение категории наклонения, которая рассматривает значение глагола с точки зрения его отношения к действительности, вызывает у пятиклассников трудности. Важно, чтобы ученики осознали смысловые отличия разных форм наклонения глагола, а также усвоили механизм их образования. Помогают детям игровые моменты, элементы исследовательской деятельности, интересные тексты.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с категорией наклонения глагола. Что выражает глагол с помощью наклонений?
Ученики: С помощью наклонений глагол выражает отношение действия к действительности.
Учитель: Какие наклонения глагола вам известны?
Ученики: Изъявительное, сослагательное (условное), повелительное.
Учитель: Для того чтобы вспомнить, какое действие обозначает каждое наклонение, запишите на доске и в тетрадях предложения:
«Поживите на даче», – сказала мама. Мы с Мишкой очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь целое лето!
Найдите в тексте глаголы, определите их наклонение. Какое действие обозначает глагол в изъявительном наклонении?
Ученики: Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходит, происходило, будет происходить. В записанном тексте это глаголы «сказала» и «обрадовались».
Учитель: Какое действие обозначает глагол в повелительном наклонении?
Ученики: Глагол в повелительном наклонении обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить. В тексте это глагол «поживите».
Учитель: Какое действие обозначает глагол в сослагательном наклонении?
Ученики: Глагол в сослагательном наклонении обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно. В тексте это глагол «продолжалась бы».
Учитель: Сегодня мы подробнее поговорим с вами о глаголах в этой форме. Вы видите на доске тему «Как образуется сослагательное наклонение глагола» и эпиграф к ней из стихотворения Джанни Родари: «До чего же замечательное / Наклоненье сослагательное!» Запишите тему и эпиграф. А теперь послушайте стихотворение Джанни Родари.
Я решил бы…
Я сказал бы…
Поспешил бы…
Написал бы…
Никогда не чертыхается,
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка!
Вначале
Я сыграл бы на рояле…
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если б мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы!..
Учитель: Из текста стихотворения выпишите все глаголы в форме сослагательного наклонения. Прочитайте в учебнике (Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М., 2004 г.) на стр. 184, как образуется эта форма: формы сослагательного наклонения образуются сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы бы (б): сиял + бы, сияла + бы, сиял(и) + бы.
Что нужно помнить о написании частицы бы?
Ученики: Частица бы (б) пишется всегда отдельно от глагола и может находиться не только при глаголе, но и в любом другом месте предложения: читал бы ты побольше – побольше бы ты читал.
Учитель: Итак, мы узнали, что обозначает глагол в форме сослагательного наклонения, как образуется эта форма и как пишется частица бы с глаголами. А вот как возникло сослагательное наклонение в языке, нам расскажут наши исследователи (по материалам журнала «Русский язык в школе»).
Ученики: От глагола быть в значении «существовать, быть»… образовалось целое гнездо слов. Прежде всего частицы. В древнерусском языке сослагательное наклонение тоже было… Для образования сослагательного наклонения в древнерусском языке к причастию на л (писалъ, думалъ) нужно было прибавить глагол быть в форме прошедшего времени (оно называлось аорист). Например, сослагательное наклонение от глагола писать выглядело так:
(я) быхъ писалъ,
(ты, он) бы писалъ,
(мы) быхомъ писали,
(вы) бысте писали,
(они) быша писали.
Постепенно система времен в языке менялась. Не стало аориста. А форма его 2-3 лица единственного числа от глагола быти сохранилась как частица бы, образующая сослагательное наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.
Учитель: Так и живет в языке частица бы, о которой Феликс Кривин сказал, что она «мечтает». Согласны ли вы с этим утверждением?
Ученики: Да, глаголы, употребляемые с частицей бы, обозначают действие, которое только желательно или возможно при каком-либо условии, то есть действие, о котором мы мечтаем, как герой стихотворения Джанни Родари.
Учитель: Или как Дениска из рассказа В.Драгунского «…Бы».
Подготовленные ученики исполняют инсценировку по рассказу В.Драгунского.
«Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны были бы их во всем, во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил! Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал: «Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! – И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: – Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»
И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:
«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу».
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
«Ну как поживаешь?»
А она бы сказала тоже тихонько:
«Ничего, спасибо!»
Учитель: Какое наклонение помогает Дениске фантазировать, мечтать?
Ученики: Сослагательное.
Учитель: Найдите в тексте глаголы в этой форме.
Затем дети выполняют упражнение №556. Сначала они выписывают предложения, в которых глагол передает значение желания, а затем предложения, в которых говорится о действиях, возможных при каких-либо условиях.
Упражнение №557 ребята делают самостоятельно. Можно предложить детям закончить предложение юмористически. Особое внимание при этом следует уделить сложноподчиненным предложениям с придаточными условия (без сообщения терминов).
Учитель: Глаголы в сослагательном наклонении изменяются так же, как в прошедшем времени: по числам и в единственном числе – по родам. Сейчас вы послушаете стихотворение. Найдите в нем глаголы в сослагательном наклонении. Есть ли у них род? Почему?
Хорошо бы люди
Никогда не мылись!
Никогда бы в первом
Классе не учились!
Никогда б не ели,
Никогда б не спали.
Интересно: кем бы
Эти люди стали?
Л.Фадеев
Ученики: Здесь употреблены глаголы во множественном числе, поэтому их род мы не определяем.
Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с тем, что сослагательное наклонение действительно можно назвать замечательным?
Ученики: Конечно! Ведь при помощи этой формы можно выразить и свои желания, и мечты, и намерения!
Учитель: Это вы и сделаете, выполняя домашнее задание (упражнение 558). Вам предлагается написать небольшое сочинение, которое начиналось бы словами: «Как бы я хотел помочь…» Можно вместо этой темы выбрать другую: «Это мечтательное наклонение» или просто «Если бы…».
Мне хотелось бы, чтобы сослагательное наклонение сделало ваши работы такими же любопытными и своеобразными, как стихотворение Ш.Силверстейна «Если я был бы».
Если я был бы,
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил,
Мне б комар казался большим орлом,
Блюдце – широким озером, если б я был…
Если б я был маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то – не наверняка.
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полет»
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтобы написать короткое слово «привет»,
Я бы с неделю ворочал вечным пером…
(Эти стихи я писал четырнадцать лет,
Я ведь и есть маленький-маленький гном).
Галина ГОЛУБЕВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы №4 г. Нововоронежа
Воронежской области
P.S. Приводим отрывки из сочинений.
Приложение
Если бы я была маленькой хрупкой снежинкой с шестью резными лучиками, я бы сначала пожила в своей родной тучке. А потом посидела бы на ее краю, поболтала бы ножками, хорошо-хорошо оглядела бы все сверху. Выбрала бы маленький город, похожий на Нововоронеж, а в нем – школу, обязательно №4. Дождалась бы, когда кончатся уроки и дети пойдут домой. Увидела бы маленькую девочку Машу из 5-го «Б». И тогда я бы плавно опустилась прямо на ее варежку! А Маша бы увидела бы меня и закричала бы: «Девочки, смотрите, какая снежинка красивая, какие у нее лучики!»
Как бы я хотел помочь своей мамочке! Она так много работает и очень устает. Я хотел бы вырасти большим и сильным и стать хорошим инженером. Я сказал бы маме, что ей можно больше не работать продавцом на рынке. Она обрадовалась бы, поцеловала бы меня… Мы сели бы за стол и не спеша пили бы чай с испеченным мамой тортом.
Это мечтательное наклонение…
Люблю по вечерам мечтать. Сижу в кресле и думаю: «Хорошо бы оказаться в Африке! Я бы с удовольствием посмотрела на настоящих львов, покаталась бы на зебре, погладила бы жирафа. Звери не боялись бы меня. Они сразу поняли бы, что я добрая».
Но тут вошла мама и сразу вернула меня из Африки в Нововоронеж:
– Принималась бы ты за уроки, Светик, а то опять допоздна будешь сидеть.
Пришлось браться за математику, а я бы еще немножко помечтала!
Если бы я был врачом, я бы вылечил мою бабушку. Я бы дал ей такое лекарство, чтобы у нее не болели ножки. Она бы смогла больше гулять и подниматься на пятый этаж по лестнице, а не в лифте. Бабушка была бы всегда веселая, и мы бы каждый день ходили с ней за грибами.
Комментарии