Поклонники артиста Геннадия Бортникова наконец-то могут увидеть своего любимца в новой роли в спектакле Театра им. Моссовета “Братья и Лиза”, поставленном Евгением Лазаревым по пьесе Алексея Казанцева. Спектакль этот можно считать своеобразной данью театра к 60-летию артиста, взошедшего на его подмостки в начале шестидесятых. А если бы не юбилей, сколько бы ему еще пришлось ждать премьеры – ведь последняя у него была в 91-м году. И это у актера, про фанатов которого не исчезают легенды.
Хотя не может быть речи о творческом простое артиста, чей талант не ограничивается лишь пространством сцены. Знаток поэзии и живописи, он сам поэт и художник. В конце концов он Моцарт, который сам себе Сальери, – таков его моноспектакль по пушкинской трагедии. А в пьесе “Братья и Лиза” образ героя Бортникова будто впитал не только пристрастия самого актера и неизменную тягу к перевоплощениям (костюмы Ильи Уткина), но и “опознавательные” знаки его предшествующих ролей. Здесь будут и примета Раскольникова – топор, и эксцентричность с пантомимой печального лицедейства, отсылающие к роману Генриха Белля “Глазами клоуна”, и фантасмагория двойников, побуждающая припомнить тождество его Смердякова с Чертом в “Братьях Карамазовых”. Однако на сей раз сюжет закручен вокруг двух братьев – Симона и Петра (Андрей Сергеев), имена которых словно символизируют разъятый единый библейский персонаж. Но их тема – отнюдь не путь апостольских деяний, а болезненное сознание личности в современном мире попранных духовных заповедей. А появление Прекрасной Дамы (Эльвира Болгова), пытающейся гармонизовать хаос жизни, лишь ввергнет героев драмы в неразрешимость извечного треугольника.
Лариса ДАВТЯН
Комментарии