search
main
0

Дневник учителя

Непрерывный feed-back
А мы все еще смотрим в экран,
Мы все еще ждем новостей…
Б. Гребенщиков

Дети после каникул пришли, как всегда, заторможенными, забыли даже то, что знали. Предполагается, что отдых должен идти им на пользу. Материал предыдущих четвертей должен как следует уложиться в их головах, усвоиться. К нему можно будет обращаться как к уже известному. Отталкиваясь от него, можно будет двигаться дальше – к более сложному. А на деле – у детей произошел как бы сброс информации. Как будто полное обновление памяти.
Учителя это уже знают, научены опытом, и решают проблему по-разному. Кто-то сразу впаривает контрольную. Чтобы выставить в колонку двоек и расшевелить словно бы впавшее в зимнюю спячку стадо. Своего рода шоковая терапия. Кто-то, наоборот, пытается постепенно “раскачать” класс, вывести хотя бы на уровень 1 сентября. (После летних каникул дети приходят такими же пустыми, но с большим желанием учиться, которое иногда не затихает до конца месяца). Кто-то рад случаю “спустить на тормозах” несколько уроков – сам после праздников никак не придет в форму.
В последнее время я стал замечать, что все большее количество детей подвержены такого рода “сбросам информации”. Связано ли это с тем, что они в принципе перегружены, или с тем, что у них “клиповое сознание”, требующее частых, слишком частых, с нашей точки зрения, переключений?
Поль Верилио (есть такой современный французский социолог: советую всем вам, включая физиков и математиков, не говоря уже о нашем брате-гуманитарии, несмотря на дороговизну, купить его маленькую книжку “Информационная бомба”, вышедшую недавно в издательстве “Гнозис”. Не пожалеете.) считает, что в основе современной реальности, частью которой являются наши сознания, равно как и сознания наших детей, лежит принцип никогда не прекращающейся “обратной связи”. Так называемый “встроенный feed-back”. Лучше всего этот принцип просматривается в ставших традиционными прямых телевизионных эфирах, сопровождающих всякое сколько-нибудь значимое событие. Вспомним – не “трагедию”, а, как стало принято говорить, – “эпопею с “Курском”. Или совсем недавние события в Москве – мюзикл “Норд-Ост”. Многие (и далеко не самые циничные) люди называли бесконечные телепередачи об этих поистине трагических днях “сериалами”. Да, да, очередной сериал… Приходилось слышать? Из последнего мне запомнился момент, когда в ожидании решающих действий, совершенно отупев от непривычно долгого просиживания у “ящика”, что-то около 2 часов ночи я услышал слова репортера: вот мы видим здание, захваченное террористами… Уже несколько часов ничего не происходит… И еще долго я смотрел в экран, на то, что “ничего не происходит”, пока вдруг не осознал: что же я делаю?
Цель таких прямых эфиров – показать зрителю абсолютно все. Даже то, что “ничего не происходит”.
Тот же принцип активно используется в интернете: в чатах, где наши дети просиживают часами, обмениваясь ничего не значащей информацией, в модных ныне сеансах подглядывания за частной жизнью через встроенные и выведенные в режим on-line видеокамеры, наконец, в пресловутых “живых шоу” типа “За стеклом” и “Последний герой”.
В Европе уже в начале 90-х гг. всерьез задумались о том, не означает ли переход к так называемым новым образовательным технологиям конца традиционной классической системы образования, предполагающей личный контакт с учителем, личное и самостоятельное усвоение материала и выдачу осмысленной, лично переработанной информации.
А я, поразмыслив над всем этим, вот что хочу предложить. Вы только не пугайтесь сразу. Почему бы нам сегодня не организовать учебный процесс в том же роде, на принципе непрерывной “обратной связи”? Что-то вроде “чата”, в котором участвуют учителя и ученики. Без всяких там каникул, но и без “напряга”, так сказать. По крайней мере, будешь знать, что ученики твои всегда “здесь” – не спят и не отключились. По неписаному этикету чата, выпавший и вновь вернувшийся к общению должен объясниться, хоть словом, где он пропадал. И отвлекаться от этого “чата” ученик будет только в случае крайней нужды, потому что его будет тянуть туда. Да и учитель, отвлекшись, найдет время полистать книжку, до которой уже год никак не доходили руки, и сразу же поделится со всеми своими соображениями.
А иногда для частных консультаций, если захочется, можно встретиться и в “реале”. Как вы думаете?

Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте