search
main
0

Дневник оптимиста

Чтобы стать как солнце, прежде всего нужно улыбаться

Здравствуй, мой новый дневник. У тебя есть имя – «Дневник оптимиста». Я учитель, поэтому ты будешь дневником учителя-оптимиста. Я преподаю русский язык и литературу.

Дети стали меньше читать. Они не обленились, нет! Но у них сейчас есть возможность легко получать информацию через Интернет. А вот размышлять о прочитанном, применять знания в обществе – это уже сложно. В заданиях по читательской грамотности тексты разного вида, но, как оказалось, это не контрольная по литературе. Тексты художественных произведений предназначены не только для получения информации. Чита­ющий их развивает в себе эмоциональный интеллект. В 2020 году эксперты Всемирного экономического форума внесли это в Топ-10 наиболее важных навыков. Мое сердце учителя-оптимиста ликует! То, чему учит литература как искусство, признано важным. Ведь по большому счету, анализируя произведения школьной программы, и не только, мы с детьми учимся жизни, взаимоотношениям, пониманию других людей. Поэтому, мой дорогой дневник, в тебя я буду записывать свои наработки, хотя мне больше нравится слово «открытия».

Смысловое чтение

Пункт 8 в перечне универсальных учебных действий – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Но смысловое чтение на занятиях по литературе выходит за рамки универсального учебного действия, оно становится инструментом выявления авторской идеи, соотнесения ее с читательской оценкой и готовностью к созданию собственных текстов. На уроках литературы мы учимся анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, осмысливать эти изменения и – как результат – присваивать себе нравственные ориентиры русской литературы. Как идея? Мне нравится. Но хватит теории. Пора заняться практикой.

Прием «А знаете ли вы?..»

Поэт Заболоцкий. Что прячется в его фамилии? Заболоцкий – Заболотский – за болотом. Обратимся к словарю Д.Н.Ушакова: «Болото: 1) топкое место со стоячей водой, 2) переносное значение: все, что характеризуется косностью, застоем, отсутствием живой деятельности и инициативы».

А что за болотами? Лес. Дальше небо, а в небе солнце. Вот что за фамилией скрывается.

Прием «Ассоциации с названием произведения»

Ты думаешь, дневник, что фамилия Заболоцкого стала солнечным светом просто так? Нет. Мы читаем стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли». О чем оно? Журавли летят из Африки домой. Человек убивает выстрелом вожака, но стая продолжает свой путь. Сначала я спрашиваю у детей, какие ассоциации возникают у них со словом «журавли». Дети всегда вспоминают песню Яна Френкеля «Журавли». И знаешь, с чем ассоциируются эти птицы? С памятью! Свободой, небом и солнцем.

Прием «Аббревиатура»

Мы читаем текст стихотворения Н.А.Заболоцкого, анализируем содержание. А потом на каждую букву в слове «журавли» подбираем понятие из текста. Смотри, что получилось однажды:
Ж – журавли, жизнь.
У – удар, утопать (журавли – в небе, вожак – в озере).
Р – Родина, рванулись.
А – Африка.
В – воля, волны, величие.
Л – луч огня, любовь.
И – искупление.

К чему мы приходим в результате? Природа искупила грех человека перед клином журавлей, потому что человек тоже часть природы.

Ты понимаешь, дневник, мы часть природы! И гордость, и воля к борьбе, и высокое стремление тоже нам принадлежат! По глазам вижу, что дети верят мне, верят Заболоцкому!

Аббревиатура интересна при анализе многих произведений. Помнишь Чичикова из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя?
Ч – честность отсутствует.
И – искренность отсутствует.
Ч – человеколюбие отсутствует.
И – индивидуальность, индивидуализм.
К – корысть.
О – образование.
В – вор. Ворует у государства.

И выясняется, что Чичиков не деловой человек, а делец, мошенник. Но Гоголь верит в него! Остается выяснить, почему. Но это уже другая история, другие приемы.

Прием «Селфи»

Мы делаем селфи на уроке. Правда, иногда это просто фотографии. Как это происходит? На уроке по Заболоцкому дети стали журавлиным клином. Фотография отправилась в чат класса. Знаю, не каждый из них почувствовал себя журавлем, но было интересно. А вдруг через годы кто-то из моих учеников осознает, глядя на это изображение, что именно он и есть та птица, которой гордо и высоко лететь предназначено самой природой?

Прием

«Чудные задания», или «Какого цвета?»
Дневник, какого цвета Чичиков? А самое главное – почему?

Знаешь, какого цвета был этот герой на моих уроках? Черный, потому что вошел в мир мертвых. Серый, потому что его душа как плесень. Желтый, потому что ядовит. Ты понял, что важен не только цвет, но и объяснение?

А журавли белые. И все. Нет вариантов, потому что они чистота природы. Не уверена, правда, что в будущем кто-то из моих детей не назовет другой цвет и объяснит…

А Нефеда из «Лаптей» И.А.Бунина помнишь? Он замерз насмерть, когда отправился за лаптями для умирающего мальчика. Его тело помогло спастись другим людям, погибающим в страшной метели. Его цвет оказался красным, как яйцо на Пасху, потому что даже его смерть дарит жизнь другим.

Два предложения о главном

Вот что пишут дети:
«Я считаю, что Нефед пошел в соседнее село не зря. Его уход давал матери надежду и веру в выздоровление сына. Гибель Нефеда спасла жизни нашедшим его людям. Они заблудились, а найдя мертвого Нефеда, нашли и дом, в котором смогли согреться, набраться сил».

«Задумываться о будущем человек должен в общем смысле. Надо успеть в жизни сделать больше добрых дел, чтобы будущее поколение тобой гордилось, чтобы потом не было обидно за то, что так и не успел сделать».

«Человек сам творец своей жизни, судьбы и будущего».

«Несмотря на то что ночью еще бывает небольшой мороз, днем уже очень тепло. Хочется снять куртки и шапки, а вместе с ними и тоскливое зимнее настроение».

«Чтобы стать как солнце, прежде всего нужно улыбаться. Жизнь не бесконечная, и мы должны дарить свои искренние улыбки близким и родным».

Последнее – особое. Помнишь, дневник, что за болотами? Да, солнце.

На уроках, посвященных поэзии, я прошу детей нарисовать цветовые пятна, которые передают их отношение к прочитанному произведению. Конечно же, прошу объяснить. Рисуют разное: пятна разного цвета красками и карандашами, подобия иллюстраций. Но я прошу объяснить каждый цвет или изображение. И получается сказка: голубой цвет ассоциируется с новой жизнью и молодостью, желтый – с радостью и солнечным светом, красный – с любовью и обновлением, зеленый – с весной и юностью.

Мои ученики чувствуют через текст, рисуют через ощущения. Думаешь, эмоциональный интеллект, читательская грамотность в них говорят? Нет. В них прорастает чувствование мира, заложенное великими творцами. Здорово? Да.

Евгения ЕРЕМЧЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №2083

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте