search
main
0

Дневник

обратная связь

15 триллионов взять неоткуда

Проблема финансирования образования уже давно не сходит со страниц “Дневника”. Несколько материалов на эту тему были посвящены работе Государственной Думы. В nn 26 и 29-30 “УГ” писала о проекте закона, увеличивающего расходы государства на образование в 1996 году, и о позиции, которую занял в отношении его Комитет по бюджету. Уже после принятия закона в третьем чтении в “УГ” на имя главного редактора пришло письмо, подписанное председателем комитета Михаилом Задо╡новы╝.

Уважаемый Петр Григорьевич!

Обратиться к Вам меня побудили критические замечания в адрес Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы ФС РФ, а также в мой адрес, высказанные в статье Натальи Бунякиной “Так сколько же денег выделили учителям?”

Да, действительно, Комитет по образованию и науке внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий увеличить расходы федерального бюджета на образование и науку на 15,54 трлн. рублей. А Комитет по бюджету последовательно высказывал негативное отношение к данному законопроекту и рекомендовал Думе его отклонить.

Чем депутаты, работающие в нашем комитете (и, замечу, принимавшие свою рекомендацию голосованием), руководствовались? Прежде всего тем, что в проекте не указаны реальные источники, за счет которых можно произвести столь существенные дополнительные расходы. Ссылка на 30 трлн. рублей, которые якобы можно получить от введения госмонополии на продажу спиртного, выглядит, мягко говоря, неубедительной и никак не подтверждается расчетами. Суммарные доходы бюджета от производства и продажи алкоголя в январе-марте текущего года не превышали 500 млрд. рублей в месяц. Следовательно, никакая госмонополия не в состоянии перекрыть недополучение доходов по другим статьям бюджета, которое, по оценкам правительства, составит в текущем году свыше 80 трлн. рублей.

Другой наш мотив – реальная ситуация с исполнением бюджета. В первом квартале в бюджет поступило менее 70% от запланированных доходов (аналогичная картина и во втором квартале). Следовательно, и ассигнования на расходы производятся на уровне ниже намеченного. В частности, образование в первом квартале было профинансировано на 82,9%, а наука – на 56,1% от предусмотренного обьема.

Между прочим, практика исполнения бюджета показывает, что в тех случаях, когда правительство вынуждено идти на урезание расходов, страдает прежде всего социальная сфера. Силовые структуры (армия, МВД) свое так или иначе получают, а вот образование, здравоохранение, наука, культура оказываются в проигрыше. Не хочу сейчас вдаваться в дискуссии о том, правильно это или нет, замечу лишь: так происходит, и с этим необходимо считаться.

Именно поэтому единственный реалистичный выход в данной ситуации – это, на наш взгляд, включение расходов на образование и науку в перечень защищенных статей бюджета, которые, вне зависимости от поступления доходов, должны финансироваться на все 100%. Предложения же о каких-то дополнительных расходах в условиях, когда у государства не хватает средств даже на своевременное выполнение базовых социальных обязательств по зарплате и пенсиям, просто бессмысленны.

Есть, правда, еще один вариант – увеличить ассигнования на образование и науку за счет соответствующего сокращения расходов по другим разделам бюджета. “Учительская газета” устами председателя Комитета по образованию и науке И.И.Мельникова утверждает: “…при составлении бюджета на 1996 год по отношению к образованию и науке была допущена несправедливость”. Но ведь и другие получатели бюджетных средств имеют, думаю, ничуть не меньше основания считать себя обиженными. Поэтому позволю себе спросить: а что, дать сегодня деньги учителям, отняв их при этом у врачей или других бюджетников, – это справедливо?

В заключение несколько слов по поводу пассажа о том, что “М.М.Задорнов прославился в Думе как цербер, стоящий на страже бюджета строже самого Панскова”. Напомню, что в ходе рассмотрения нынешнего бюджета (еще в Думе прошлого созыва) я неоднократно выступал с критикой и последовательно голосовал против его принятия. Однако закон есть закон: если он принят, его надлежит исполнять, нравится он нам или нет. Мои коллеги, работающие в других комитетах, стараются, естественно, отстаивать интересы своих отраслей – промышленности, обороны, сельского хозяйства, образования, культуры и т.д. Мне же, так сказать, по долгу службы выпало охранять интересы федерального бюджета, то есть всех отраслей, всего общества. И если “Учительская газета” полагает, что я стою на страже бюджета даже строже “самого Панскова”, – что ж, спасибо за столь лестную оценку, в контексте которой определение “цербер” звучит как весьма высокая похвала.

Позволю себе выразить надежду на то, что читатели “Учительской газеты” получат возможность ознакомиться с моим мнением.

С уважением,

председатель комитета М.М.Задо╡нов

От редакции.

Разьяснение ситуации ценно само по себе. Может быть, наших читателей Михаил Задорнов убедит в бессмысленности законопроекта. Депутатов ему убедить не удалось. Дума не вняла доводам Комитета по бюджету. Интересно, что скажет президент?

А письма от учителей идут и идут.

Проверьте процент вранья

Опубликованные таблицы выплаты учительских зарплат (“УГ” nn 25 и 26) вызвали поток писем возмущенных читателей. Представим лишь две цитаты:

“Должны сказать, что это стопроцентное вранье. Для своей информации вам, видимо, нужно искать более надежный источник” (Сокурская СШ Татищевского р-на Саратовской обл). “В райфинотделе роно нам отвечают: “Денег нет и не будет, -добавляя, – а газете верить не надо”. Как нам быть и кому верить?” (Детсад n 2 Непецинского сельского округа Коломенского роно Московской обл). Там не выплачены: зарплата за июнь, отпускные, детские – за май, коммунальные – с января, на молоко – с марта.

Газете верить надо, но с умом. Данные таблицы есть справка Министерства образования о выплате денег, составленная на основе сведений, собранных в самых разных инстанциях: Минфине, администрации президента, местных органах власти и т.д. Естественно, ни у министерства, ни тем более у газеты нет возможности досконально проверить все цифры по всем 89 субьектам Федерации. Но что мешает вам проверить их по своему региону и задать властям аргументированные вопросы с цифрами в руках? Для этого таблица нами и публиковалась. Из нее все видно: и какая была задолженность в вашем регионе, и сколько нужно на оплату отпускных, какая помощь пошла (и, что самое главное, до вас дошла!) из федерального бюджета, сколько из нее выплачено и сколько выплачено из местного бюджета. Дальше ваше дело – учителей, профсоюзов, работников местных органов управления образованием, независимых экспертов, юристов и аудиторов. Никакая комиссия или проверка из Москвы не разберется в ситуации лучше, чем вы, – непосредственно заинтересованные в нахождении правды. А ведь комиссию можно хорошо поселить, накормить, попарить в баньке…

Корреспондентов тоже ко всем не пошлешь. Ведь учительская почта по проблемам задолженностей насчитывает несколько десятков писем, и их количество растет. Проблемы у всех практически одинаковые: не выплачены отпускные, зарплата за май, а некоторым и за апрель, месяцами не платятся пособия на детей, методическую литературу, коммунальные услуги. Об этом сообщают учителя Борской СШ Туруханского р-на Красноярского края; Силикатненской СШ Сенгилеевского р-на Ульяновской обл.; Североиуйской СШ Республики Бурятия; Зареченской СШ Тоцкого р-на Оренбургской обл.; обком профсоюза работников образования Курганской области (долги по зарплате 24 млрд.руб.) и Архангельский горсовет профсоюза работников образования; работники дошкольных учреждений п.Петровск Ростовского р-на Ярославской обл.; учителя г.Канска Красноярского края; Ермишенского р-на Рязанской обл.; Чунского р-на Иркутской обл.; Солигалического р-на Костромской обл.(87 подписей); г.Коврова Владимирской обл. (35 подписей).

Настораживает тот факт, что много писем пришло из Вологодской области (причем два из одного района) – от учителей Бабушкинской СШ (31 подпись), Подболотней СШ Бабушкинского р-на и Вожбальской СШ Тотемского р-на.

Андрей ЕМЕЛИН

Казачьему роду нет переводу

В третий раз зазвучат раздольные казачьи песни, взмоют в небо Анапы разноцветные флаги. Пятого августа откроется iii Всероссийский фестиваль “Казачок”. На кубанской земле соберутся ребята с берегов Дона, Волги, Кубани, Урала. Прибудут около 400 детей из 16 регионов страны.

Программа детского фестиваля насыщена событиями. Ведь он посвящен 300-летию Российского флота и 300-летию Кубанского казачьего войска. Мальчишки будут соревноваться в удали, смелости, сноровке на звание ” ный атаманец”. Конкурс пройдет на базе Анапской школы морских пограничников. Умение вести хозяйство, готовить вкусные блюда, содержать дом в чистоте, уюте – все эти качества настоящей хранительницы очага продемонстрируют девочки в конкурсе “Берегиня”.

26 июля в пресс-центре “Учительской газеты” собрались учредители и организаторы фестиваля “Казачок”. А.Г.МАРТЫНОВ, атаман Союза казаков России, А.Б.ГАВРЯ, президент педагогического центра “Каникулы”, Т.А.ФЕДОТОВСКАЯ, зав.отделом Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, и другие ответили на вопросы теле- и радиожурналистов, корреспондентов центральных газет.

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте